Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шаймухаметова Гузалия Раифовна

Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой части речи подразумевает и морфологический разбор, поэтому с алгоритмом анализа слова как части речи  учащиеся знакомы. Изучая каждую тему, мы рассматриваем слово (наречие) в предложениях, текстах, следовательно мы наблюдаем за его ролью в речи. Учащимся интересно было готовиться к  уроку, они сами предлагали опыты, подходили, советовались.  То, что на уроке русского языка, можно показать опыт, показать знания по физике, их заинтриговало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_narechiy.rar177.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Татарско-Булярская средняя общеобразовательная школа» Муслюмовского муниципального района РТ

Конспект урока

 по русскому языку в 7 классе на тему

 «Морфологический разбор наречий»

                                                         Автор работы: учитель русского

                              языка  и литературы

                                                        Шаймухаметова Гузалия Раифовна

                                               2016 год

                                               

                                                                                                                   

Тема урока. Морфологический разбор наречий

Цели и задачи урока

Образовательные: повторить признаки наречия;

формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе

Развивающие: осуществлять самоконтроль;

обогащать речь школьников за счёт использования наречий в речи, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

Воспитывающие: воспитание умения взаимодействия: воспитание у учащихся умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Морфологический разбор наречий», карточки, менеджменты.

Тип урока: комбинированный

Технологии: структура  сингапурской методики «Тик-тэк-тоу», интеграция  учебного материала по физике и русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.  Добрый день! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Приветствуем улыбкой партнера по лицу, по плечу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке.

 Сегодня у нас урок, на котором мы вспомним изученное нами о наречиях, понаблюдаем за ролью наречий в нашей речи, а еще у нас будет много сюрпризов.

II. Актуализация знаний учащихся о наречиях.

 1. Чтение учителем стихотворения:

Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно,

Думала,  у вас здесь скучно.

А теперь смотрю я точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!

2. Расскажите, какая часть речи называется наречием? (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы: как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и т.д. )

3. Выполнение задания:

-Найдите и запишите в тетради все наречия из стихотворения.

Учащиеся  находят и записывают наречия в тетради:

приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.

4. Какие смысловые группы наречий вы знаете? (Наречия делятся на следующие группы: образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени действия).

5. Чтобы проверить наши знания, мы сейчас поработаем в группах. Перед вами листочки с таблицами, в которых указаны группы наречий. Придумайте наречия и запишите их  в соответствующую графу. (Каждый учащийся записывает по 2 наречия и передает листок своему соседу).  Теперь следующее задание: каждый член группы составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали). (Используется структура Тик-тэк-тоу) Теперь прочитайте свои партнерам ваши предложения, работаем по часовой стрелке, начинаем с участника Б. У кого получились самые интересные предложения, читает партнер №1.

 Образа действия

Времени и места

Причины и цели

Меры и степени

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16

17.

18.

19

20

Составляем предложение по данному началу:

Школа – это….

III. А теперь давайте попробуем проанализировать наречие (одно слово из прочитанных предложений) как часть речи по известному нам алгоритму разбора других изученных частей речи (письменно:  один ученик у доски, остальные в тетрадях).

  1. Прийти (когда?) сегодня, наречие обозначает признак действия,  наречие времени,
  2. Морфологические признаки: - неизменяемость
  3. Синтаксическая роль - обстоятельство

7.  Скажите, ребята, как называется  вид работы, которую мы сейчас выполнили? (Морфологический разбор) Следовательно, тема нашего урока какая? (Морфологический разбор наречия)

Внимательно посмотрите на доску: перед вами образец морфологического разбора. Есть ли что-то незнакомое в характеристике наречия как части речи? Тогда откройте учебник на странице 103, параграф 35. Прочитайте план морфологического разбора наречия. Еще раз посмотрите на образец и прочитайте его.  

Почему в морфологическом разборе наречий мы не указываем непостоянные признаки? (Наречие – неизменяемая часть речи).

IV. Физминутка. 

Быстро закройте глаза, наклоните голову вперед, назад, влево, вправо. Продолжайте ровно дышать. Поверните туловище влево-вправо. Медленно откройте глаза. Вы спокойны, уверенны. Чувствуете себя хорошо! Тогда вперед!

Учитель. Назовите наречия, которые помогли нам выполнить физминутку. Как много наречий мы  с вами перечислили. И это всего в нескольких предложениях. Нам остается только догадываться о том, какое количество наречий  вы слышите от учителя и сами говорите на уроке физкультуры!

V.   Без сомнения, все наше знание начинается с опытов (Кант Эммануил)

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путём. Факты накапливаются в результате наблюдений.  Ставя многочисленные опыты учёные открывают физические законы. Эти законы нам, конечно, читать и просто запоминать скучно. Именно опыты делают изучение наук намного интереснее. Но сегодня опыты, которые вы будете ставить, должны не только проверять ваши знания по физике, но ещё и помочь в наблюдении за ролью наречия в нашей речи. Следующий этап нашего урока – это ваши домашние задания. Для выполнения этого задания вам нужно было повторить и физику.  Вы должны были подготовить и провести интересный опыт, делать наблюдения, объяснить его, сделать выводы.  Пока ребята готовятся, я поясняю задания для групп. После проведения опыта и объяснения его, один участник из группы, перечислит нам использованные в речи наречия. Следующее задание: выполнить морфологический разбор   одного наречия.

              Группы показывают опыт: 1 ученик показывает, другой объясняет.

Опыт №1. Берем два одинаковых по размеру и массе листа бумаги, один из них нужно скомкать. Одновременно отпустим оба листа  с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее? (Пояснения учащихся: Скомканный лист падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха) 

Опыт №2. Наливаем воду в два стакана. В каждый стакан насыплем немного марганцовки. В одном стакане марганцовка растворяется очень медленно в другом значительно быстрее. Мы видим, как  вода окрашивается. В чём же дело? (Мы налили в один стакан тёплую воду, в другую -  холодную. В тёплой воде марганцовка растворяется быстрее. Это явление называется диффузией)

 Опыт №3 Берем два одинаковых стёклышка. Положим один на другой. Пробуем поднять верхний- легко поднимается. А теперь капаем воду на стекло, снова кладём стекло на другое. На этот стекла прилипли. (Кажущаяся нам ровной поверхность стекла на самом деле не ровная, а шероховатая. Просто эта шероховатость незаметна невооружённым глазом. В пространстве между двумя стёклами молекулы воды приклеивают стекла)

Учащиеся называют употреблённые наречия и выполняют морфологический  разбор. Работа в тетрадях. Взаимопроверка  выполненных заданий .

VI. Итоги. Оценки. Итак, ребята, что мы с вами сегодня повторили и закрепили? (Признаки наречий, морфологический разбор наречий, работали над употреблением наречий в речи)

Дом.задание: п.35, составить предложение «Друг – это….», употребив 3 наречия из таблицы, выполните морфологический разбор этих наречий  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...