Разработка урока по русскому языку 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока. Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по языковой теме)
Цели: развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте. Оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
— Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
— Используются ли в косвенной речи частицы и вводные слова?
— Какая форма речи (прямая речь и косвенная речь) более выразительна?
2. Задание с конструированием
Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.
«Есть книги — учителя, строгие и взыскательные. Есть книги — приятели. Есть книги — волшебники. Есть книги — солдаты».
{говорил С. Михалков)
«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».
{делился своими мыслями Ф. Достоевский)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.
IV. изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точнос ти приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или
выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место
пропуска обозначается многоточием.
Цитаты оформляются следующими способами: предложениями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою»;
Предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:
Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация
и контроль знаний и умений учащихся
1. Осложненное списывание
1. Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2. Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3. Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе... Тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4. Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него ещ... живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.
2. самостоятельная работа.
Развитие умений строить предложения с цитатами
1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность... (М. П. Чехова).
Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.
3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
— Что такое цитата?
— Расскажите о способах оформления цитат.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...