Разработка урока по русскому языку 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8klass.razrabotki.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи

Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по языковой теме)

Цели: развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте. Оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

— Используются ли в косвенной речи частицы и вводные слова?

— Какая форма речи (прямая речь и косвенная речь) более выразительна?

2. Задание с конструированием

Запишите предложения с прямой речью, разорвав их словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.

«Есть книги — учителя, строгие и взыскательные. Есть книги — приятели. Есть книги — волшебники. Есть книги — солдаты».

{говорил С. Михалков)

«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».

{делился своими мыслями Ф. Достоевский)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

IV. изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точнос ти приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место

пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами: предложениями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою»;

Предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация

и контроль знаний и умений учащихся

1. Осложненное списывание

1. Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2. Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3. Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе... Тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4. Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него ещ... живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.

2. самостоятельная работа.

Развитие умений строить предложения с цитатами

1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность... (М. П. Чехова).

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

— Что такое цитата?

— Расскажите о способах оформления цитат.

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...