Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются раздаточные материалы: буклет с блок-схемой и заданиями, тематический словарик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 81.5 КБ |
Приложение к уроку, буклет с блок-схемой и заданиями | 307.22 КБ |
Приложение к уроку, словарик | 29.5 КБ |
Презентация к уроку | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Гончарова Ирина Ивановна. «Морфологический разбор имени числительного» 19.02.2014 г.
Тема урока «Морфологический разбор числительного»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:
Образовательные цели: повторить морфологические признаки числительного
Развивающие: развивать творческую, речевую, мыслительную активность; совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация) и общеучебные умения и навыки;
Воспитательные: прививать любовь к языку, умение работать коллективно, преодолевать неуверенность.
Технология урока: системно-деятельностный подход
Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Баранова
Технологическая карта урока
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор
имени числительного
Постоянные
Разряд по составу:
_____________ _____________
Разряд по значению:
______________ _____________
_______________
_______________
_______________
Непостоянные
___________
___________
___________
- Лингвистический керлинг
Вам дана мишень (4слова). Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени, обсудите (30 секунд), объясните выбор.
1. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить
2. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие
3. Три, третий, тройной, трое
- Морфологический биатлон
1 этап нашего биатлона – морфологическая гонка: Распределите данные морфологические признаки на 3 столбика расположить их в нужном порядке
1 команда выбирает постоянные признаки числительного
2 команда выбирает непостоянные признаки числительного
3 команда выбирает лишние признаки, которые не относятся к числительному
Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род
2 этап лингвистического биатлона – стрельба из винтовки: найти числительное, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика (порядковые – количественные), указав у каждого слова простое или составное).
1. Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк
3 этап биатлона - гонка непостоянных признаков: устно определяем падеж числительных в том же тексте
- Синтаксический скелетон
Ваша задача: проехать трассу, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните. (Другим командам показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – руки вперед, назад).
1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году
2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков
3. Это было на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице.
- Морфологический бобслей
В наших санках-бобах 4 места, что соответствует количеству пунктов нашей схемы. Наша задача – пройти трассу, правильно заполнив сани, то есть выполнить морфологический разбор числительного.
История бобслея началась в Швейцарии в 1888 год
- Контрольный заезд
Самостоятельно заполняем сани – выполняем морфологический разбор числительного
Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта.
Оцениваем результат контрольного заезда
Все правильно – 5 баллов,
1-2 ошибки – 4 балла,
3-4 ошибки – 3 балла,
больше 4-х, надо пройти трассу еще раз
Оцениваем свои знания по теме урока
красная карточка - все понятно
зеленая - есть вопросы
синяя - материал не понял(а).
Оцениваем свою работу на уроке
Я отлично поработал!
Я хорошо поработал!
Я работал!
МОЛОДЕЦ!!!
Девиз игры
Расчет во всяком деле нужен
И ты с числительным будь дружен!
Предварительный просмотр:
Олимпийский словарик
Биатло́н (от лат. bis — дважды и др.-греч. ἆθλον — состязание, борьба) — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.
Бобсле́й (от англ. bobsleigh) — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах.
Кёрлинг (англ. curling) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные снаряды в сторону размеченной на льду мишени. В каждой команде — четыре игрока.
Олимпиада
1) Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года (Олимпи́йские и́гры)
2) Состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин (Предметная олимпиада)
Ске́летон (англ. skeleton с греч. «скелет, каркас») — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме
Сноубо́рд (англ. Snowboarding) — олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде.
Со́чи — город-курорт в России, расположен на черноморском побережье Западного Кавказа в Краснодарском крае России, на расстоянии 1700 км от Москвы.
Фриста́йл (англ. Freestyle skiing) — вид лыжного спорта.
Хокке́й (англ. Hockey) — вид спорта, в котором две команды стараются поразить шайбой цель — ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды.
Олимпийский словарик
Биатло́н (от лат. bis — дважды и др.-греч. ἆθλον — состязание, борьба) — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.
Бобсле́й (от англ. bobsleigh) — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах.
Кёрлинг (англ. curling) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные снаряды в сторону размеченной на льду мишени. В каждой команде — четыре игрока.
Олимпиада
1) Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года (Олимпи́йские и́гры)
2) Состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин (Предметная олимпиада)
Ске́летон (англ. skeleton с греч. «скелет, каркас») — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме
Сноубо́рд (англ. Snowboarding) — олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде.
Со́чи — город-курорт в России, расположен на черноморском побережье Западного Кавказа в Краснодарском крае России, на расстоянии 1700 км от Москвы.
Фриста́йл (англ. Freestyle skiing) — вид лыжного спорта.
Хокке́й (англ. Hockey) — вид спорта, в котором две команды стараются поразить шайбой цель — ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексический марафон
Отгадайте!!! 1 2 3 4
1 С о ч и 2 3 4 Отгадайте!!! Сочи
1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 4 Отгадайте!!! Кёрлинг
1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 б о б с л е й 4 Отгадайте!!! Бобслей
1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 б о б с л е й 4 с к е л е т о н Отгадайте!!! Скелетон
1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 б о б с л е й 4 с к е л е т о н б и а т л о н Отгадайте!!! Биатлон Олимпиада
Лингвистическая олимпиада Лингвистика – наука о языке Олимпиада – вид состязаний
1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 б о б с л е й 4 с к е л е т о н б и а т л о н Отгадайте!!! Числительное 1 С о ч и 2 к е р л и н г 3 б о б с л е й 4 с к е л е т о н б и а т л о н
Тема урока: Морфологический разбор имени числительного Девиз урока Расчет во всяком деле нужен, И ты с числительным будь дружен!!!
Морфологический разбор Морфологические признаки Постоянные Непостоянные Синтаксическая роль Часть речи Вопрос Значение
Разминка: «Верю - не верю» Числительное обозначает порядок при счет? Числительное обозначает признак? Числительное обозначает количество? Отвечает на вопрос ЧТО? Отвечает на вопрос КАКОЙ? Отвечает на вопрос ЧЕЙ? Лингвистический кёрлинг
Обобщаем: Числительное – это часть речи, которая обозначает ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ? Дополняем блок-схему I .Часть речи - ____________________ Общее значение (вопрос) __________
Лингвистический кёрлинг Каждой команде дается мишень (4слова), запишите их в тетрадь. Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени 1 команда. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить 2 команда. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие 3 команда. Три, третий, тройной, трое
Раздвоить Второй Двоиться Удвоить 1 команда Лингвистический кёрлинг
Семидесятилетие Седьмой Семеро Семь Лингвистический кёрлинг 2 команда
Трое Тройной Третий Три Лингвистический кёрлинг 3 команда
Лингвистический биатлон 1 этап - гонка 1. Распределите признаки на 3 столбика: Постоянные Непостоянные Лишние признаки признаки Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род
Проверяем результат 1. Распределите признаки на 3 столбика: Постоянные Непостоянные Лишние признаки признаки Количественные целые дробные собирательные Порядковые Простые составные Относительные Краткая форма Притяжательные Спряжение Падеж Число Род
Дополняем блок-схему I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос) сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу: Простые Составные Разряд по значению: Количественные Порядковые целые дробные собирательные Непостоянные Падеж Число Род
1.Найти все числительные, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика ( по разряду) 2. Над каждым словом указать: простое или составное. Лингвистический биатлон 2 этап - стрельба Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк Порядковые Количественные
Порядковые (какой?) 1. Седьмого 2. Две тысячи четырнадцатого 3. Двадцать вторых Проверяем 1 выстрел 2 выстрел 3 выстрел Количественные (сколько?) 1 Двадцать 2. Четырнадцать 3. Двое Простые 1. Седьмого 2. Двадцать 3. Четырнадцать 4. Двое Составные 1. Две тысячи четырнадцатого 2. Двадцать вторых
1 команда 2 команда 3 команда Седьмого февраля 2014 года в 20 часов 14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк Р.П Седьмого февраля 2014 года Р.П в 20 часов В.П XXII Игр 14 минут двое спортсменов В.П И.П Р.П Лингвистический биатлон (3 этап – гонка) Устно определить падеж числительных
III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения Дополняем блок-схему I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос) сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу: Простые Составные Разряд по значению: Количественные Порядковые целые дробные собирательные Непостоянные Падеж Число Род Синтаксическая роль числительного
Синтаксический скелетон Ваша задача: проехать трассу на санках, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните. Другим командам - показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием 1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году 2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков. 3. Это было на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице.
III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения Блок-схема «Разбор числительного» I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос) сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу: Простые Составные Разряд по значению: Количественные Порядковые целые дробные собирательные Непостоянные Падеж Число Род
Морфологический бобслей История бобслея началась в Швейцарии в 1888 году. III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос) сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу: Простые Составные Разряд по значению: Количественные Порядковые целые дробные собирательные Непостоянные Падеж Число Род 1. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом (году) – числ., какой? 2. Н.Ф. – тысяча восемьсот восемьдесят восьмой; составное, порядковое; в П.п, ед.ч., м.р. 3. Началась (когда?) в тысяча восемьсот ___ . ___ . ____ . ____ . ___ . ___ восемьдесят восьмом (году) ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___
Контрольный заезд Все правильно – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла, больше 4-х, надо пройти трассу еще раз Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта. 1. Двое (саней) – числ. (сколько?) 2. Н.Ф. – двое; пост.признаки: количественное, собирательное, простое; непост.признаки: в В.п. 3. Соединил (что?) двое саней (доп.) ------- -------- -------- ----------
3 2 1 Личный зачет Команды 3 2 1
Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? 2. Чему мы научились? Тема понятна – красная карточка Есть вопросы – зеленая карточка Не понял тему – синяя карточка 3 2 1
Домашнее задание : Параграф 67 Задание на выбор: 1. Упражнение № 384 по заданию 2. Выписать из СМИ текст ос обытиях олимпиады из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных
Спасибо!
Частушки 117, 117 19, 9, 5! 117, 117 48, 35! Пушкин 714, 15, 3247, 16, 318, 140, 327, 3, 28, 220, 126, 145, 615, 18, 2225. 713, 116, 512, 43, 2 000 000, 320, 17, 333. Маяковский 2, 46, 38, 1, 116, 14, 20! 15, 14, 21, 14, 0, 17! Задание. Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами . Весёлые 2, 15, 42, 42, 15 37, 0, 8, 5 20, 20, 20!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....