Итоговое собеседование, рабочие листы
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Осипова Марина Александровна
....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list1.docx679.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Н.В.Гоголь

1.  Прочитать выразительно текст

Гоголь, наречённый в честь святого Николая, появился на свет в 1809-м в Сорочинцах, на Полтавщине. 10 лет от роду он был отдан в Гимназию высших наук князя А. А. Безбородко в Нежине. Николай производил впечатление загадочного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха. Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла».

Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя. Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра, но всё же мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности.

В конце июля 1829-го, расстроенный неудачами в Петербурге, он отправился в Германию. Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. В 1830-м в «Отечественных записках» был опубликован его «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. Повесть малоросса заметили Антон Дельвиг, Василий Жуковский, Пётр Плетнёв. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки».

Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837-го, отправился в Москву. Однако московская цензура не пропустила произведение в печать. Белинский посоветовал Гоголю переправить рукопись в Петербург. После исключения из книги острых мест «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» увидели свет.

2. Подготовьте подробный пересказ. При пересказе включите в текст высказывание А.С.Пушкина о произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки»: « Они изумили меня.  Какая поэзия! Какая чувствительность! … Поздравляю публику с истинно весёлою книгою».


3. Монолог

А) Описать картинку

https://baback.club/uploads/posts/2022-11/1667988780_baback-club-p-shinel-gogol-risunok-krasivo-30.jpg

Вопросы :

1.Где происходит действие?

2.Какое время года и какая погода?

3. Кто является главным действующим лицом? Как он выглядит: одежда, выражение лица, взгляд, положение  тела.

4. Что окружает героя?

5. Кто еще присутствует на картинке? Опишите его.

6. Каким настроением проникнута эта картинка? О чем, возможно, заставляет задуматься?

Б) Повествование. Отвечая, можете  использовать фразы, предложенные ниже

«Моя увлекательная поездка» или «Таинственные места моего города»

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали …
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

В)Рассуждение

«Что такое одиночество?»

Вопросы:

1. Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество?

2. Какой человек может быть одиноким?

3. Испытывали ли вы чувство одиночества? 

4. Если кому-то одиноко, что Вы порекомендуете?

Рабочий лист

А.С.Пушкин

1.  Прочитать выразительно текст

Александр Пушкин родился 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1799 года в Москве. Будущий поэт происходил из дворянского рода без титула. Кроме Александра, в семье еще было двое детей, Лев и Ольга. В детстве Александр часто бывал у бабушки в селе Захарове. Для него наняли няню – Арину Родионовну. Эта простая женщина часто рассказывала ему сказки, привив любовь к литературе. Образ няни остался в творческом наследии поэта.

Начальное образование Пушкин получил дома, как было принято в дворянских семьях. В возрасте 12 лет Александр поступает в Царскосельский Лицей. Время, проведенное в лицее, навсегда запомнилось Пушкину. Здесь он приобрел верных друзей, написал первые стихи.

В становлении Пушкина как поэта немалую роль сыграли и отец, и бабушка, и няня. Он рос в творческой атмосфере, в их доме часто бывали поэты, музыканты. Начал писать стихи Александр в 13 лет, по его признанию. В 1820 году автор работает над поэмой «Руслан и Людмила». В 1821 году из-под пера гения выходит поэма «Кавказский пленник», которая приносит ему известность. В период с 1823 по 1830 год Пушкин работает над романом в стихах «Евгений Онегин». Семь лет автор оттачивал произведение, которым зачитываются люди и в наше время. Роман «Евгений Онегин» – это не просто история о несбывшейся любви, а сложный конфликт разных характеров.

В 1837 году у Пушкина возникает серьезный конфликт с офицером Жоржем Дантесом. Поэт вызывает противника на дуэль. И, несмотря на то, что Пушкин был бывалым дуэлянтом, он получает ранение в живот. 29 января (10 февраля) 1837 года поэта не стало.

2. Подготовьте подробный пересказ. При пересказе включите в текст высказывание Н.В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.»

3. Монолог

А) Описать картинку

https://aodb-blag.ru/upload/aodb/aliens_vacation/onegin_09.jpg

Вопросы:

  1. Кто является главным персонажем?
  2. Опишите, как она выглядит: одежда, поза, взгляд, прическа, настроение девушки.
  3. Кто помимо нее есть еще на картине? Опишите их
  4. Где героиня находится? Что окружает ее – каждую деталь интерьера опишите
  5. Каким настроением проникнута картина и какое впечатление оставила у вас?

Б) Повествование. Отвечая, используйте фразы предложенные ниже

«Мой самый грустный день»  или «Мой самый счастливый день»

  1. Хочу рассказать вам о самом….. дне
  2. Это произошло(укажите примерную дату)
  3. Все начиналось как обычно…
  4. А потом случилось…
  5. Этот день навсегда останется в моей памяти, потому что…
  6. Мне хотелось бы вернуться( или не  хотелось бы вновь очутиться в том времени)

В)Рассуждение

«Что такое любовь?»

Вопросы:

1.Что такое любовь?

2. Есть ли любовь с первого взгляда или любовь растет со временем?

3. Влюбленный человек – он какой? Опишите

4.Согласен ли ты с мнением, что часто мы влюбляемся не в того человека?

5. Как сделать так, чтобы любовь в паре «прожила» всю жизнь?

        

Рабочий лист

А.П.Чехов

1.  Прочитать выразительно текст

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — умер 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере (Германия). Русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы.

В детстве пел в церковном хоре, много читал, а с 13 лет пристрастился к театру. Окончил гимназию, затем медицинский факультет при Московском университете, по окончании получил специальность уездного врача. Писать начал еще в гимназии, первый сборник рассказов опубликовал в 1884г. 

На произведения А. П. Чехова оказало большое влияние творчество Л. Толстого. Свои первые произведения Чехов подписывал псевдонимами такими как: «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте» и др. Считается, что он делал это, потому что боялся критики со стороны читателей. В поздние годы своей жизни Антон Павлович пишет в основном пьесы и пьески: «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». Все его произведению всегда преследовали одну цель.Писатель хотел открыть читателям глаза на мир того времени и высмеять пороки многих высокопоставленных людей, которых считали идеальными

Чехов любил путешествовать, в 1890 г. осуществил путешествие на Сахалин, чуть позже посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию, Италию, Францию. По возвращении приобрел имение в подмосковном Мелихово, где прожил почти 10 лет, активно занимался благотворительностью и написал свои самые известные произведения. Последние годы своей жизни писатель провел в Ялте, куда вынужден был переехать из-за обострившегося туберкулеза.

2. Подготовьте подробный пересказ. При пересказе включите в текст высказывание И.А.Бунина:  «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости»

3. Монолог

А) Описать картинку

https://eus-www.sway-cdn.com/s/MbKs1XDxXETB00Jo/images/vWGyvEPGvEPA_h?quality=998&allowAnimation=true

Вопросы:

  1. Кто находится в центре картины?
  2. Опишите каждого героя: одежда, поза, какие предметы у них в руках, настроение, выражение лиц.
  3. Что окружает героев?
  4. Погода, солнце,  небо, зелень

Б) Повествование. Отвечая, используйте фразы предложенные ниже

«Самая запоминающаяся встреча»

  1. Я хочу рассказать об одном интересном случае
  2. В своей жизни я встречала очень много разных личностей, но…
  3. Однажды, когда мы гуляли по городу, я увидела…
  4. Это было летним жарким днём(либо другое время  года)
  5. Далее описать того, кого встретили. Внешность, чем он удивил и тп
  6. Это вызвало большое удивление и восторг. Такой встречи я не ожидал.

В)Рассуждение

«Что такое апатия к жизни?»

Вопросы:

  1. Как ты понимаешь, что такое апатия?
  2. Почему она возникает?
  3. Как можно охарактеризовать человека, у которого возникла такая проблема?
  4. Можно ли это побороть и вернуть желание жить, радоваться каждому дню?
  5. Что бы ты порекомендовал людям, которых охватила апатия ко всему?

Рабочий лист

М.Ю.Лермонтов

1.  Прочитать выразительно текст

Михаил Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, потомок шотландского рода, основанного поэтом и пророком Лермонтом.  Воспитывала его суровая бабушка, которая считала виновником смерти матери будущего поэта его отца и не разрешала им видеться. 

 

Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах. В возрасте десяти лет первый раз влюбился, что оставило в душе поэта след на всю жизнь.После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830), где начал писать «Демона». Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Неудачная любовь послужила толчком к «ивановскому» циклу стихов.

 

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона. Получение образования также столкнулось с трудностями. Из-за неприятной истории студент Лермонтов покинул университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков Петербурга, где провёл два года. Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией "Отечественных записок”.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.) к годовщине Бородинского сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

2. Подготовьте подробный пересказ. При пересказе включите в текст высказывание Д.Л. Андреев:  «Но если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара, не могло не дрогнуть творческое лоно не только Российской, но и других культур».

        3. Монолог

А) Описать картинку

https://litrekon.ru/wp-content/uploads/2021/06/geroj-nashego-vremeni-2.jpg

Задание: составьте 5-7 вопросов к данной картинке

Б) Повествование.

Задание: составьте рассказ о жизни Печорина – 10 предложений

В) Рассуждение

«Бывает ли эгоизм «здоровым»?

Вопросы:

  1. Что такое эгоизм?
  2. Какого человека мы можем назвать эгоистом?
  3. А чем-то отличается эгоизм от любви к себе?
  4. «Здоровый эгоизм – это хорошо или плохо?
  5. Представь, что мир состоит только из эгоистов – это провал или счастье?

Способы работы с текстом

Рабочий лист

Н.В.Гоголь

1.  Постарайся определить, что изменилось в тексте? Исправь

Гоголь, наречённый в честь святого Николая, появился на свет в 1809-м в Сорочинцах, на Полтавщине. 10 лет от роду он был отдан в Гимназию высших наук князя А. А. Безбородко в Нежине. Николай производил впечатление самого  обычного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха. Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла».

Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя. Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра и совсем не  мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности.

В конце июля 1829-го, воодушевленный успехом в Петербурге, он отправился в Германию. Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. В 1830-м в «Отечественных записках» был опубликован его «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. Повесть малоросса заметили Антон Дельвиг, Василий Жуковский, Пётр Плетнёв. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Лермонтовым. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки».

Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837-го, отправился в Москву. Московская цензура  пропустила произведение в печать. Белинский посоветовал Гоголю переправить рукопись в Петербург. После исключения из книги острых мест «Похождения Чичикова, или Мёртвые души»  так и не увидели свет.

2. Соедени текст в правильной последовательности

Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя

В конце июля 1829-го, разочарованный неудачами в Петербурге, он отправился в Германию.

Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы.

Гоголь, наречённый в честь святого Николая, появился на свет в 1809-м в Сорочинцах, на Полтавщине.

После исключения из книги острых мест «Похождения Чичикова, или Мёртвые души»  так увидели свет.

Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы.

Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве.

3. Соедини части предложений

В 1830-м в «Отечественных записках» был опубликован его «Бисаврюк,

«на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки».

Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями,

 «Похождения Чичикова, или Мёртвые души»  так и не увидели свет.

Пушкин и Гоголь:

или Вечер накануне Ивана Купала».

После исключения из книги острых мест

Гоголь сел за работу.

4. Соедини слова в предлжении

Короткое

восстановить

путешествие

помогло

Николаю

заграничное

свои

Васильевичу

силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Рабочая программа по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Прогрмма рассчитана на 17 часов, составлена в соответствии с требованиями и структурой  экзаменационной работы...

«Обучение экспертов по проверке итогового сочинения и итогового собеседования» (удостоверение).

laquo;Обучение экспертов по проверке итогового сочинения и итогового собеседования» (удостоверение)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ПО ВЫБОРУ«ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССАНА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочий лист "Итоговое сочинение"

Рабочий лист "Итоговое сочинение"...