Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Горохова Вера Михайловна

 Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». 

Сочинение по картине - это привычная работа на уроках развития речи, но на сегодняшний день такой вид работы особенно актуален при подготовке к итоговому собеседованию в 9-ом классе. В статье подчеркивается важность умения "читать" картину, понимать творческий замысел художника, также отмечается значение отбора картин и фотографий близких и доступных детскому пониманию. Сочинение по картине - основа сознательного овладения словом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sochinenie_po_kartine.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию».

   Статью подготовила Горохова Вера Михайловна ГБОУ СОШ № 451

                                                                                                           Детская природа требует наглядности.

                                                                                                                                               К.Д Ушинский

    Работа с картиной на уроках русского языка и литературы способствует успешному прохождению устного собеседования в 9 классе, так как описание картины способствует формированию умений и навыков говорения, чтения и письма.

   Такая работа развивает речь учащихся, расширяет их кругозор, учит наблюдать. Рассматривая  картину, ученики приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин, удачных фотографий дает широкие возможности для пополнения словарного запаса. Оценивая картину, школьник непроизвольно соединяет в своем сознании изображение со словом, так как осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения мыслей и чувств. Картина, являясь источником эмоционального воздействия на человека, помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

   Для того, чтобы активизировать пассивный словарь школьника, чтобы ребята понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе, учитель должен начинать урок со словарной работы. Через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Именно это является главной заслугой картины или фотографии для учителя. Так у детей складывается собственное мнение, которое они выражают сначала, проговаривая, а потом и включая в сочинение. И это уже не только описание картины, но и обоснованное рассуждение.

    На уроках развития речи сочинения по картине пишутся во всех классах, конечно, по степени трудности они могут быть различными. Однако каждый учитель ставит перед собой следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. При описании или передаче сюжета картины нужно научить выделять главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. Работая с картиной или фотографией, учащийся, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

     Необходимо, начиная с пятого класса, учить создавать словесные картины, тогда на экзамене  высказывания девятиклассников будут характеризоваться цельностью, связностью и последовательностью изложения. Они научатся успешно выполнять поставленную перед ними коммуникативную задачу.

   При обучении написания сочинения по картине на уроках развития речи учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» ее, понимать творческий замысел художника. Во-вторых,  необходимо помогать детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. Поэтому отбор картин и фотографий имеет большое значение. Лучше начинать работу с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, подбирать фотографии, близкие к жанровым картинам.

    Урок по картине можно начать с молчаливого рассматривания произведения искусства, что может стать толчком к воображению, развитию своего виденья.

   В то же время, рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию как подготовленной, так и спонтанной речи. В.А Сухомлинский писал: «Вы знаете, как вспыхивают детские глаза, какой особенной, неповторимой становится тишина, когда, образно говоря, в классе опускается птица, имя которой очевидность непонятного. Добивайтесь, чтобы дети ваши со всей очевидностью поняли, ощутили, увидели непонятное».

   Анализируя картину, важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства.  Личная точка зрения каждого из присутствующих в классе приносит неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, что приучает к публичным выступлениям, вырабатывает умение излагать свои мысли в логической последовательности. Путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины поможет учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

   Стили написания сочинения по картине могут быть различными: разговорный с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистический с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярный ( статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистический с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественный с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Во время уроков развития речи учащиеся заранее знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

   Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сочинение по картине или фотографии -  одно из наиболее значимых упражнений по развитию речи учащихся, та как создает основу для сознательного овладения словом, дает повод для осмысленного связного высказывания учащихся. При написании сочинения по картине возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции, что (как показывает практика) часто вызывает затруднения у современного школьника. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 5 класс "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь""

Конспект к уроку русского языка 5 класс сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс: 1,2 варианты...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку (9 класс)

Вариант для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном материале используется краеведческий материал ....