Открытый урок по русскому языку 5 класс сочинение по картине
материал по русскому языку (5 класс)

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

 

Создание оптимальных условий для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_16139251_1.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Тип урока

Урок развития речи

Цель

Создание оптимальных условий для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

(Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно.

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Художественное описание картины (репродукции)

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

Организационный момент

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Эмоциональное вхождение в урок

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 (слайды 1-2)

-Проверяем готовность к уроку. - На парте должен быть учебник русского языка, тетрадь, пенал, дневник, карточка (которую раздал учитель).

Слушают стихотворение. Проверяют готовность к уроку. Садятся на свои места.

2

Актуализация опорных знаний и умений

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

- Ребята, отгадайте загадку. Ответ принимается только по поднятой руке. (загадка на слайде 3)

На столе два дня подряд

Фрукты в вазочке лежат.

Есть тут яблоки и сливы,

Виноград такой красивый!

Так и просится всё в рот.

Только это…

(Натюрморт)(слайд 4)

Беседа о том, что такое натюрморт. (слайд с 5 по 9)

Краткий рассказ «Факты о натюрморте»

Отгадывают загадку. Фронтально. Объясняют свой ответ. Вспоминают, что такое натюрморт, сверяют с определением на экране. Слушают факты о натюрморте.

3

Целеполагание (постановка цели и задач на урок)

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения.

-Художники изображают натюрморт в виде жанра изобразительного искусства. Они стараются передать своё настроение, отношение к предметам в виде красок, теней, оттенков.

-Как мы можем изобразить натюрморт на русском языке?

-Что нам для этого понадобится?

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

-Сформулируйте тему урока, цель и задачи.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы фронтально.

-Мы можем описать репродукцию картины, «изобразив» натюрморт в виде слов. Написать сочинение.

-Тема урока – «сочинение по картине»

-Цель: учиться правильно и красиво составлять сочинение по репродукции картины.

-Нам понадобится картина, по которой будем составлять сочинение.

-Задачи: познакомиться с репродукцией картины; познакомиться с автором картины; учиться правильно и красиво составлять сочинение по данной картине.

3

Изучение нового материала

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

-Ребята, вы правильно сформулировали тему, цель и задачи на урок (если учащиеся действительно сформулировали сами).

- Сегодня наша задача – описать то, что мы видим, так, задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

 Откройте учебник на с. 148, упр. 323. Давайте познакомимся с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

(можно заранее дать небольшой рассказ об авторе ребёнку, чтобы он(она) рассказали в классе) Знакомство с автором. Портрет вывешивается на доску (слайды с 10 по 13 ).

(вызвать к доске 2 учащихся и дать словарь С.И. Ожегова (работа в паре))

- Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа».

На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, - изображение живой природы. Словосочетание «мертвая природа» довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П.Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово – натюрморт.

Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица» с использованием опорных слов на парте.

- Вглядитесь в репродукцию картины  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Рассмотрим картину детально. Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

Как автор полотна изобразил яблоки?

На что похожи две веточки смородины?

На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их.

Какова палитра этого полотна?

Какие чувства предлагает нам испытать художник?

-У вас на партах лежат карточки с  опорными словами.

Стеклянная ваза, нежно-розовые цветы, длинные стебли, изысканный букет, коричнево-желтый лепесток, румяное яблоко, оранжевые прожилки, гроздочка смородины, крупные яблоки, темно-красный, желтоватый, гроздь темно-зеленого винограда, деревянный стол, очарование.

-Ребята, как можно заменить данные слова близкими по значению?

-Что такое синонимы?

-Как заменить слово «картина», «цветы», «яблоко»?

Знакомятся с автором картины. Запоминают информацию. Знакомятся с картиной. Рассматривают картину Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» в учебнике и на слайде. Выделяют главную информацию.

В словаре С.И. Ожегова 2 человек ищут определение «натюрморт» выразительно читают его всему классу.

Используя опорные слова, отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы учащихся:

В центре картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» изображена стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие тёмно-зелёные листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.

Прозрачность воды в вазе художник показывает тем, что отчётливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины.

На самом краешке стола, перед вазой, лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными, они свежие и прозрачные, внутри видны зёрнышки.

Слева на картине изображены два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко.

Справа от вазы лежит румяное яблоко. За ним — большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, тёмно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице.

Слева и справа от букета Ф. П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.

Жёлтый фон картины создаёт впечатление, как будто все предметы освещены тёмным летним солнцем, согреты его яркими лучами.

-синонимами-словами близкими по значению.

-Синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи.

-натюрморт, произведение искусства; букеты, бутоны; плод, фрукт…

4

физкультминутка

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

-Молодцы!

-Сейчас мы немного отдохнём!

-Выполняем движения за Крабом из серии «Синонимы».

устанавливают связь физкультминутки и темы урока (а именно встретившегося понятия «синонимы». Выполняют движения.

5

Первичное закрепление.

Контроль и самоконтроль

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Работа в группах.

-Ребята, сейчас вы разделитесь на 3 группы (3 ряда). Вспомним правила работы в группах.

-Каждая группа получает свои вопросы. На эти вопросы, рассматривая картину, пользуясь опорными словами,  вам необходимо ответить.

Первая группа:

1. Что изобразил художник на картине?

(Цветы, фрукты и птицу)

2.Где стоят цветы?

(Полевые цветы стоят в стеклянной вазе)

3.Где стоит ваза?

(Ваза стоит неподалеку от окна, в которое ярко светит летнее солнце)

4.Как выглядят лепестки?

(Лепестки белые и нежно-розовые. Они выглядят невероятно тонкими, почти прозрачными)

5. Цветы куда повернули головки?

(К окну. Они тоже тянутся к свету)

Вторая группа:

6. Какого цвета один из лепестков?

(Коричнево-желтый)

7. Что этим хотел показать художник?

(Разнообразие природы)

8. Какая вода в вазе?

(Прозрачная, она впитала весь свет картины)

9. Что расположено вокруг вазы?

(Фрукты и ягоды)

10.Что видим на переднем плане картины?

(Крупные яблоки так и просятся в руку)

11.Как они выглядят?

(Один бок у них красный, а другой желтоватый)

12.Как изображена мякоть яблока?

(Изображена точно, видны косточки и прожилки)

13.Что дополняет картину?

(Картину дополняет гроздь темно-зеленого винограда)

Третья группа

14.Если приглядеться, что еще видим?

(На ветке винограда сидит маленькая разноцветная птичка, головка и спинка у птицы ярко-голубого цвета, животик желтенький, крылышки серовато-зеленоватые. Она склонилась над яблоком и хочет его клюнуть)

15.Какую птицу она напоминает?

(Трясогузку. Возможно такую птичку увидел художник в саду, когда собирал цветы)

16.Что придают картине парящие над фруктами бабочки?

(Придают особую легкость и живость)

17.Где расположил всю композицию художник?

(На деревянном столе, на фоне деревянной стены, поэтому цвет фона тепло-бежевый с оранжевыми прожилками)

18.Чем привлекают краски, которые использовал художник?

(Привлекают своей теплотой и домашним уютом)

19. Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать?

(Красота находится вокруг нас, нужно только присмотреться)

20.Чему учит художник?

(учит замечать красоту в простых вещах)

-Внимательно слушаем каждую группу.(УЧИТЕЛЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ, ВНОСЯ СВОИ КОРРЕКТИВЫ)

-Молодцы, ребята!

Поделились на группы. Проговаривают правила работы в группах:

- Слушать, что говорят другие.

- Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.

- Говорить спокойно и ясно, только по делу.

- Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.

- Помогать товарищам, если они об этом просят.

- Точно выполнять возложенную на себя роль.

- Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

- Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

- Каждый ученик уважает мнение другого человека.

- Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Слушают задание.

Отвечают на вопросы данные учителем.

Каждая группа выступает со своим ответом.

1 человек читает вопросы, остальные члены группы по порядку отвечают.

Стараются запоминать ответы других групп.

5

Закрепление материала

Личностные: осваивают новые слова, участвуют в устном процессе

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

-Переверните, пожалуйста, карточку с опорными словами, вы увидите, что на обратной стороне отмечены 3 красные строки, записаны предложения-клише (для вступления каждой части, помним, что текст имеет начало (вступление), середину (основную часть) и концовку (заключительная часть «твоё отношение к картине»).

Помним, что в сочинении у вас должно быть не менее трёх «красных строк». Пользуясь предложениями клише, и планом, который записан на доске (заранее на обратной стороне) поработайте в парах, составьте и расскажите друг другу по опорным словам и предложениям сочинение. Несколько желающих внимательно послушаем.

ПЛАН НА ДОСКЕ ЗАПИСАН ЗАРАНЕЕ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ:

  1. Вступление. Название картины и автор.
  2. ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ. Что я вижу на картине?
  3. МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ.

Предложения-клише:

           Передо мной картина известного русского художника Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»-  это не просто полотно, а настоящее…(произведение искусства.)

Название картины…(полностью соответствует её содержанию.)

        На переднем плане….. Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

        Картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» вызывает у меня чувство…

Проверка нескольких пар  Оценивание. (УЧИТЕЛЬ ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ ПЕРЕСКАЗ УЧАЩИХСЯ, ВНОСЯ СОВИ КОРРЕКТИВЫ, ОЦЕНИВАЯ ДЕТЕЙ)

Индивидуальная работа на этих же карточках.

Подберите письменно определения  к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко-  сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный,  сладкий.

Проверка и оценивание.

Слушают внимательно учителя.

Работают в парах.

Анализируют ответы друг друга.

Примерный ответ учащихся:

       Передо мной картина известного русского художника Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» — это не просто полотно, а настоящее произведение искусства, которое заслуживает особого внимания. Название картины полностью соответствует содержанию. На холсте художник действительно изобразил букет цветов, фрукты и птицу. При этом каждый предмет тщательно детализирован, благодаря чему натюрморт выглядит реалистично и динамично.

      На переднем плане стоит стеклянная ваза с полевыми цветами. Она наполнена кристально чистой водой, которая изображена невероятно реалистично. Возможно, Ф.П. Толстой нарвал полевые цветы и принёс домой, чтобы запечатлеть их, для чего использовал очень нежные цвета. И только один цветок имеет коричнево-жёлтый оттенок. При этом слегка засохшие лепестки совсем не портят картинку.

       Крупные яблоки, лежащие рядом с вазой, так и просятся в руку. А чтобы картина выглядела гармонично, художник разбавил композицию мелкими деталями — веточками красной и белой смородины. Бабочки порхают над столом, придавая картине лёгкость и непринуждённость. Завершает картину игривая птичка. И хоть её можно не сразу заметить, она органично вписывается в композицию. Птичка присела на яблоко, словно что-то ищет.

       Картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» вызывает исключительно положительные чувства. Она навевает тёплые воспоминания о лете и позволяет хоть на миг насладиться красотой даров природы.

Каждый у себя на карточке выполняет данное задание. Проверка.

6

Итог урока и рефлексия

Личностные: оценивают содержание  с нравственно-эстетической позиции

Познавательные: самостоятельно формулируют цель и отвечают на вопросы

Коммуникативные:

 формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

- Что такое «натюрморт»? докажите, что перед вами натюрморт.

-Назовите автора репродукции «Цветы, фрукты, птица».

- Опишите картину, заканчивая предложения (на экране) (слайд 14)

 Закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре  холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Спелость и сочность винограда автор подчеркнул с помощью…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал…

Моё отношение к данной картине

Отвечают на вопросы, приобретают уровень приобретенных знаний

7

 Домашнее задание

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

Объяснение домашнего задания.

с. 148, упр. 323. Подготовиться к написанию сочинения, используя рабочий лист с урока.

Слушают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по русскому языку "Написание сочинения по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии""

Урок предусматривает подготовку учащихся к сочинению-описанию по картине с использованием опорных слов и словосочетаний....

Презентация к уроку в 7 классе по русскому языку к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

Урок-исследование по русскому языку в 7 классе (подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»)...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Сочинение-интервью «Профессии всякие важны» ( по картине В. Репки «Водитель Валя»)»

Конспект учебного занятия представлен в логике социо-игрового подхода с использованием приема социо-игрового приобщения к делу, приема творческого самоутверждения, приема деления на группы, приема для...

Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".

Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....