Открытый урок по русскому языку 5 класс сочинение по картине
материал по русскому языку (5 класс)
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
|
Создание оптимальных условий для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица». |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Предмет | Русский язык | Класс | 5 | |||||||||||
Тема урока | Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | |||||||||||||
Тип урока | Урок развития речи | |||||||||||||
Цель | Создание оптимальных условий для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица». | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
(Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно. | Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Художественное описание картины (репродукции) | |||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | |||||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||
1 | Организационный момент | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. | Эмоциональное вхождение в урок Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (слайды 1-2) -Проверяем готовность к уроку. - На парте должен быть учебник русского языка, тетрадь, пенал, дневник, карточка (которую раздал учитель). | Слушают стихотворение. Проверяют готовность к уроку. Садятся на свои места. | ||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний и умений | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | - Ребята, отгадайте загадку. Ответ принимается только по поднятой руке. (загадка на слайде 3) На столе два дня подряд Фрукты в вазочке лежат. Есть тут яблоки и сливы, Виноград такой красивый! Так и просится всё в рот. Только это… (Натюрморт)(слайд 4) Беседа о том, что такое натюрморт. (слайд с 5 по 9) Краткий рассказ «Факты о натюрморте» | Отгадывают загадку. Фронтально. Объясняют свой ответ. Вспоминают, что такое натюрморт, сверяют с определением на экране. Слушают факты о натюрморте. | ||||||||||
3 | Целеполагание (постановка цели и задач на урок) | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения. | -Художники изображают натюрморт в виде жанра изобразительного искусства. Они стараются передать своё настроение, отношение к предметам в виде красок, теней, оттенков. -Как мы можем изобразить натюрморт на русском языке? -Что нам для этого понадобится? -Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? -Сформулируйте тему урока, цель и задачи. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы фронтально. -Мы можем описать репродукцию картины, «изобразив» натюрморт в виде слов. Написать сочинение. -Тема урока – «сочинение по картине» -Цель: учиться правильно и красиво составлять сочинение по репродукции картины. -Нам понадобится картина, по которой будем составлять сочинение. -Задачи: познакомиться с репродукцией картины; познакомиться с автором картины; учиться правильно и красиво составлять сочинение по данной картине. | ||||||||||
3 | Изучение нового материала | Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | -Ребята, вы правильно сформулировали тему, цель и задачи на урок (если учащиеся действительно сформулировали сами). - Сегодня наша задача – описать то, что мы видим, так, задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица» Откройте учебник на с. 148, упр. 323. Давайте познакомимся с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». (можно заранее дать небольшой рассказ об авторе ребёнку, чтобы он(она) рассказали в классе) Знакомство с автором. Портрет вывешивается на доску (слайды с 10 по 13 ). (вызвать к доске 2 учащихся и дать словарь С.И. Ожегова (работа в паре)) - Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, - изображение живой природы. Словосочетание «мертвая природа» довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П.Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово – натюрморт. Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица» с использованием опорных слов на парте. - Вглядитесь в репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Рассмотрим картину детально. Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы. Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев? Как автор полотна изобразил яблоки? На что похожи две веточки смородины? На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их. Какова палитра этого полотна? Какие чувства предлагает нам испытать художник? -У вас на партах лежат карточки с опорными словами. Стеклянная ваза, нежно-розовые цветы, длинные стебли, изысканный букет, коричнево-желтый лепесток, румяное яблоко, оранжевые прожилки, гроздочка смородины, крупные яблоки, темно-красный, желтоватый, гроздь темно-зеленого винограда, деревянный стол, очарование. -Ребята, как можно заменить данные слова близкими по значению? -Что такое синонимы? -Как заменить слово «картина», «цветы», «яблоко»? | Знакомятся с автором картины. Запоминают информацию. Знакомятся с картиной. Рассматривают картину Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» в учебнике и на слайде. Выделяют главную информацию. В словаре С.И. Ожегова 2 человек ищут определение «натюрморт» выразительно читают его всему классу. Используя опорные слова, отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы учащихся: В центре картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» изображена стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие тёмно-зелёные листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Прозрачность воды в вазе художник показывает тем, что отчётливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины. На самом краешке стола, перед вазой, лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными, они свежие и прозрачные, внутри видны зёрнышки. Слева на картине изображены два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко. Справа от вазы лежит румяное яблоко. За ним — большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, тёмно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком. На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Слева и справа от букета Ф. П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами. Жёлтый фон картины создаёт впечатление, как будто все предметы освещены тёмным летним солнцем, согреты его яркими лучами. -синонимами-словами близкими по значению. -Синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. -натюрморт, произведение искусства; букеты, бутоны; плод, фрукт… | ||||||||||
4 | физкультминутка | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | -Молодцы! -Сейчас мы немного отдохнём! -Выполняем движения за Крабом из серии «Синонимы». | устанавливают связь физкультминутки и темы урока (а именно встретившегося понятия «синонимы». Выполняют движения. | ||||||||||
5 | Первичное закрепление. Контроль и самоконтроль | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | Работа в группах. -Ребята, сейчас вы разделитесь на 3 группы (3 ряда). Вспомним правила работы в группах. -Каждая группа получает свои вопросы. На эти вопросы, рассматривая картину, пользуясь опорными словами, вам необходимо ответить. Первая группа: 1. Что изобразил художник на картине? (Цветы, фрукты и птицу) 2.Где стоят цветы? (Полевые цветы стоят в стеклянной вазе) 3.Где стоит ваза? (Ваза стоит неподалеку от окна, в которое ярко светит летнее солнце) 4.Как выглядят лепестки? (Лепестки белые и нежно-розовые. Они выглядят невероятно тонкими, почти прозрачными) 5. Цветы куда повернули головки? (К окну. Они тоже тянутся к свету) Вторая группа: 6. Какого цвета один из лепестков? (Коричнево-желтый) 7. Что этим хотел показать художник? (Разнообразие природы) 8. Какая вода в вазе? (Прозрачная, она впитала весь свет картины) 9. Что расположено вокруг вазы? (Фрукты и ягоды) 10.Что видим на переднем плане картины? (Крупные яблоки так и просятся в руку) 11.Как они выглядят? (Один бок у них красный, а другой желтоватый) 12.Как изображена мякоть яблока? (Изображена точно, видны косточки и прожилки) 13.Что дополняет картину? (Картину дополняет гроздь темно-зеленого винограда) Третья группа 14.Если приглядеться, что еще видим? (На ветке винограда сидит маленькая разноцветная птичка, головка и спинка у птицы ярко-голубого цвета, животик желтенький, крылышки серовато-зеленоватые. Она склонилась над яблоком и хочет его клюнуть) 15.Какую птицу она напоминает? (Трясогузку. Возможно такую птичку увидел художник в саду, когда собирал цветы) 16.Что придают картине парящие над фруктами бабочки? (Придают особую легкость и живость) 17.Где расположил всю композицию художник? (На деревянном столе, на фоне деревянной стены, поэтому цвет фона тепло-бежевый с оранжевыми прожилками) 18.Чем привлекают краски, которые использовал художник? (Привлекают своей теплотой и домашним уютом) 19. Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать? (Красота находится вокруг нас, нужно только присмотреться) 20.Чему учит художник? (учит замечать красоту в простых вещах) -Внимательно слушаем каждую группу.(УЧИТЕЛЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ, ВНОСЯ СВОИ КОРРЕКТИВЫ) -Молодцы, ребята! | Поделились на группы. Проговаривают правила работы в группах: - Слушать, что говорят другие. - Делать выводы об услышанном, задавать вопросы. - Говорить спокойно и ясно, только по делу. - Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки. - Помогать товарищам, если они об этом просят. - Точно выполнять возложенную на себя роль. - Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело. - Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. - Каждый ученик уважает мнение другого человека. - Каждый ученик проявляет терпимость к критике. Слушают задание. Отвечают на вопросы данные учителем. Каждая группа выступает со своим ответом. 1 человек читает вопросы, остальные члены группы по порядку отвечают. Стараются запоминать ответы других групп. | ||||||||||
5 | Закрепление материала | Личностные: осваивают новые слова, участвуют в устном процессе Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения Коммуникативные: формулируют собственные мысли Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану | -Переверните, пожалуйста, карточку с опорными словами, вы увидите, что на обратной стороне отмечены 3 красные строки, записаны предложения-клише (для вступления каждой части, помним, что текст имеет начало (вступление), середину (основную часть) и концовку (заключительная часть «твоё отношение к картине»). Помним, что в сочинении у вас должно быть не менее трёх «красных строк». Пользуясь предложениями клише, и планом, который записан на доске (заранее на обратной стороне) поработайте в парах, составьте и расскажите друг другу по опорным словам и предложениям сочинение. Несколько желающих внимательно послушаем. ПЛАН НА ДОСКЕ ЗАПИСАН ЗАРАНЕЕ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ:
Предложения-клише: Передо мной картина известного русского художника Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»- это не просто полотно, а настоящее…(произведение искусства.) Название картины…(полностью соответствует её содержанию.) На переднем плане….. Справа и слева от вазы с цветами художник поместил… Картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» вызывает у меня чувство… Проверка нескольких пар Оценивание. (УЧИТЕЛЬ ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ ПЕРЕСКАЗ УЧАЩИХСЯ, ВНОСЯ СОВИ КОРРЕКТИВЫ, ОЦЕНИВАЯ ДЕТЕЙ) Индивидуальная работа на этих же карточках. Подберите письменно определения к словам: ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др. цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др. яблоко- сладкое, сочное, наливное и др. виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий. Проверка и оценивание. | Слушают внимательно учителя. Работают в парах. Анализируют ответы друг друга. Примерный ответ учащихся: Передо мной картина известного русского художника Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» — это не просто полотно, а настоящее произведение искусства, которое заслуживает особого внимания. Название картины полностью соответствует содержанию. На холсте художник действительно изобразил букет цветов, фрукты и птицу. При этом каждый предмет тщательно детализирован, благодаря чему натюрморт выглядит реалистично и динамично. На переднем плане стоит стеклянная ваза с полевыми цветами. Она наполнена кристально чистой водой, которая изображена невероятно реалистично. Возможно, Ф.П. Толстой нарвал полевые цветы и принёс домой, чтобы запечатлеть их, для чего использовал очень нежные цвета. И только один цветок имеет коричнево-жёлтый оттенок. При этом слегка засохшие лепестки совсем не портят картинку. Крупные яблоки, лежащие рядом с вазой, так и просятся в руку. А чтобы картина выглядела гармонично, художник разбавил композицию мелкими деталями — веточками красной и белой смородины. Бабочки порхают над столом, придавая картине лёгкость и непринуждённость. Завершает картину игривая птичка. И хоть её можно не сразу заметить, она органично вписывается в композицию. Птичка присела на яблоко, словно что-то ищет. Картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» вызывает исключительно положительные чувства. Она навевает тёплые воспоминания о лете и позволяет хоть на миг насладиться красотой даров природы. Каждый у себя на карточке выполняет данное задание. Проверка. | ||||||||||
6 | Итог урока и рефлексия | Личностные: оценивают содержание с нравственно-эстетической позиции Познавательные: самостоятельно формулируют цель и отвечают на вопросы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | - Что такое «натюрморт»? докажите, что перед вами натюрморт. -Назовите автора репродукции «Цветы, фрукты, птица». - Опишите картину, заканчивая предложения (на экране) (слайд 14) Закончите предложения: Мое внимание на полотне привлекло… В центре холста художник изобразил… Справа и слева от вазы с цветами художник поместил… Спелость и сочность винограда автор подчеркнул с помощью… Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине… Основная мысль произведения заключается в … Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал… Моё отношение к данной картине | Отвечают на вопросы, приобретают уровень приобретенных знаний | ||||||||||
7 | Домашнее задание | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. | Объяснение домашнего задания. с. 148, упр. 323. Подготовиться к написанию сочинения, используя рабочий лист с урока. | Слушают и записывают домашнее задание. | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по русскому языку "Написание сочинения по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии""
Урок предусматривает подготовку учащихся к сочинению-описанию по картине с использованием опорных слов и словосочетаний....
Презентация к уроку в 7 классе по русскому языку к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
Урок-исследование по русскому языку в 7 классе (подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»)...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Сочинение-интервью «Профессии всякие важны» ( по картине В. Репки «Водитель Валя»)»
Конспект учебного занятия представлен в логике социо-игрового подхода с использованием приема социо-игрового приобщения к делу, приема творческого самоутверждения, приема деления на группы, приема для...

Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".
Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....
