Программа факультатива по русскому языку 10 класс
материал по русскому языку (10 класс)
Программа факультатива по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 197.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по русскому языку
«Культура русской речи»
для 10 «А» класса (универсальный)
(среднее общее образование)
Количество часов: 34
Составитель: Бабкина И.А.,
учитель русского языка и литературы
- Пояснительная записка.
Практическая значимость курса «Культура русской речи»
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель курса: подготовка обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку за курс среднего общего образования
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста;
- систематизировать знания обучающихся о нормах литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических);
- формировать умения применять знания о нормах литературного языка при решении заданий в формате ЕГЭ;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- содействовать созданию ситуации успеха для каждого ученика и позитивному психологическому настрою при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На программу изучения факультативного курса в 10 классе выделяется 2 часа в неделю во 2 полугодии. Общее количество часов за год обучения составляет 35 часов.
2.Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
- умение определять стили и типы речи русского языка;
- знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности .
- Умение работать с языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
- Умение писать сочинение-рассуждение.
В результате изучения материалов программы обучающиеся 10 «А» класса научатся:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть знаниями основных понятий курса, таких как культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
- уметь определять стили и типы речи русского языка;
- находить и правильно определять художественно-изобразительных средствах речевой выразительности ;
- работать с языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими) : находить ошибки в случаях их нарушения
- писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
3. Содержание курса.
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности | |
Сочинение-рассуждение. | Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение | 3 | Практикум, развитие речи | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | |
Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения | Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | |
Средства выразительности речи | Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста | 4 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | |
Текст. Виды связи предложений в тексте | Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке | 6 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение, контроль | Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осваивают правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения | |
Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы | Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов. | |
Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке | Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке. Самостоятельная работа над редактированием текста : структурирование, преобразование, интерпретация | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | |
Типы ошибок. Исправление недочетов | Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений , сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире | 2 | Работа над ошибками, коллективное обсуждение | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | |
Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся | Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста ( использованных языковых средств и структуры текста) | 2 | Рецензирование, редактирование, работа над ошибками | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | |
Лингвистический анализ художественного текста. | Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. | 3 | Практикум, развитие речи, исследование, беседа | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью, участвуют в диалогах разных видов | |
Подготовка к сочинению -рассуждению на основе прочитанного текста, написание сочинения | Самостоятельная работа над созданием сочинения-рассуждения (формулировка проблемы, авторской позиции, работа с примерами-иллюстрациями из текста, авторская позиция и собственнаяпозиция по проблеме текста) | 4 | Практикум. Написание сочинения. Работа со словами –клише. Привлечение материала из жизненного(читательского ) опыта | Используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют письменной речью | |
Резервные занятия | Внеурочная деятельность | 1 |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе. | 1 | 1 неделя | ||
РР Обучающее сочинение-рассуждение | 1 | 1 неделя | ||
РР Написание сочинения -рассуждения | 1 | 2 неделя | ||
Карантинное занятие. Текст. Стили речи. Типы речи | 1 | 2 неделя | ||
Карантинное занятие. Композиция сочинения-рассуждения. | 1 | 3 неделя | ||
Карантинное занятие. Критерии и нормативы оценки творческой работы | 1 | 3 неделя | ||
Карантинное занятие. Средства выразительности речи. Теория. | 1 | 4 неделя | ||
Карантинное занятие. Средства выразительности речи. Практика. | 1 | 4 неделя | ||
Карантинное занятие. Лингвистический анализ публицистического текста. | 1 | 5 неделя | ||
Роль средств выразительности в тексте. | 1 | 5 неделя | ||
Виды связи предложений в тексте | 1 | 6 неделя | ||
Средства связи предложений в тексте | 1 | 6 неделя | ||
Цепная и параллельная связь | 1 | 7 неделя | ||
Теория: Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте | 1 | 7 неделя | ||
Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте | 1 | 8 неделя | ||
РР Сочинение-рассуждение о русском языке | 1 | 8 неделя | ||
РР Написание сочинения-рассуждения о русском языке | 1 | 9 неделя | ||
Тема текста | 1 | 9 неделя | ||
Корректное изложение собственного мнения о проблеме | 1 | 10 неделя | ||
Аргументы. Оформление работы | 1 | 10 неделя | ||
Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы | 1 | 11 неделя | ||
Рецензированию и редактированию собственной творческой работы | 1 | 11 неделя | ||
Практикум по рецензированию и редактированию собственной творческой работы | 1 | 12 неделя | ||
Типы ошибок, их исправление | 1 | 12 неделя | ||
Предупреждение логических и речевых ошибок | 1 | 13 неделя | ||
Редактирование творческой работы на основе примеров. | 1 | 13 неделя | ||
Рецензирование творческой работы на основе примеров | 1 | 14 неделя | ||
Как выполнить лингвистический анализ художественного текста | 1 | 14 неделя | ||
Лингвистический анализ художественного текста | 1 | 15 неделя | ||
Практикум «Лингвистический анализ художественного текста» | 1 | 15 неделя | ||
РР Обучающее сочинение о нравственных проблемах | 1 | 16 неделя | ||
Обучающее сочинение о нравственных проблемах | 1 | 16 неделя | ||
Написание сочинения-рассуждения | 1 | 17 неделя | ||
Решение заданий в формате ЕГЭ | 1 | 17 неделя |
4. Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / аст.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.)
2. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.
3.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык. – ООО Издательский центр «Взгляд», 2005
4. Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А.Ладыжеской. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение,1991
5. Львова С.И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006
6. Методические рекомендации для подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме в 11 классе, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
для учащихся:
1. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2008.
2. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
3. Львова СИ. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214717-1362192432.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-807688-1472454908.jpg)
Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»
Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-807688-1472454908.jpg)
Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»
Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ, должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...