Рабочая программа предмета "Русский язык" 8 класс (учебник под ред.С.Г.Бархударова)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Владимирова Анна Александровна

программа общеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.;

учебник:Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 8 кл./ Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. -2019

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_ab_russkiy_yazyk_barhudarov.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано  

на заседании методического совета

Председатель _________Н.С. Сталина

Протокол от 25.08.2021 г.№ 1                                                                                                                          

Утверждаю

Директор

________________А.Е. Задорожный

Приказ от 30.08.2021 г. № 444

Рассмотрено на заседании МО

Учителей русского языка и литературы

Руководитель МО ______Л.В.Арбатская

Протокол от 25.08.2021 г.№ 1

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 8  класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                      Составитель:

Владимирова Анна Александровна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2022


Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  8  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 8 кл./ Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, - М: Просвещение, 2017;
  3. программыобщеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
  5. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся должны знать:

•  основные сведения о языке, изученные  в 5—8 классах;

•  изученные языковедческие понятия, разделы  языкознания;

•  основные единицы языка, их признаки;

•  смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог,  сфера и ситуация речевого  общения;

•  признаки текста; способы и средства связи  предложений и смысловых частей текста;

•  признаки и жанровые особенности изученных   стилей речи;

 функционально-смысловые типы речи, их признаки;

•  основные нормы русского литературного языка

( орфоэпические, лексические, грамматические,  орфографические, пунктуационные), изученные  в 5—8 классах; нормы речевого этикета.

Обучающиеся должны уметь:

•  различать изученные стили речи;

•  определять тему, основную мысль текста,   функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

•  адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

•  владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•   извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

•        воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

•   создавать тексты изученных стилей и жанров;

•        свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

•        соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•   соблюдать нормы русского речевого этикета;

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Обучающиеся  должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и   творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

•        развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;

•        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

•        получения знаний по другим учебным предметам.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Функции русского языка в современном мире. (1 ч).

Повторение пройденного в 5-7классах (10ч).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (82 часа): Словосочетание. (3 часа).

  1. Повторение   пройденного  о  словосочетании   в  V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.   Виды   словосочетаний   по   морфологическим   свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические
    по значению словосочетания.

Простое предложение. (4 ч )

I.        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II.        Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.        Описание   архитектурных   памятников   как  вид  текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения.(19 часов)

Главные члены предложения.

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения.

I.        Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).    Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств по значению (времени,  места, причины,  цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II.        Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  1. Ораторская речь, ее особенности.
  2. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения. (11 часов).

I.        Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III.        Рассказ на свободную тему.

 Неполные предложения. (4 ч.).                 

I.   Понятие о неполных предложениях.

 II. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.                         

Простое осложнённое предложение (34 часа)

Однородные члены предложения.    

     I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди  нительными, противительными, разделительными) и интона- цией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с  обобщающими словами при однородных членах.

III.        Рассуждение   на   основе   литературного   произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слов

I.        Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.  Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами;   употреблять   вводные   слова   как   средство   связи   предложений и частей текста.

III.        Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения. 

I.        Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  1. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Чужая речь (7 часов) 

Прямая и косвенная речь.

I.        Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II.        Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III.        Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.                                 

Повторение и систематизация  пройденного в 8 классе. (8 часов).

Итоговый урок 1 час

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Согласно  базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в  8 классе отводится 3 часа в неделю (по программе 102 часа в год).

п/п

№ в теме

Раздел ,тема урока

Дата

план

факт

Введение. (1час)

1

1

Введение. Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах (10 часов)

2

1

Языковая система. Фонетика. Графика. Орфография.

3

2

Морфемика и словообразование

4

3

Лексика и фразеология.

5

4-5

Морфология.

6

Морфология.

7-8

6-7

Р.Р.Текст. Стили речи. Составление текста по изображению.

8

Р.Р.Текст. Стили речи. Составление текста по изображению.

9

8

Обобщение по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

10

9-10

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» и его анализ.

11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» и его анализ.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 82 часа.

Словосочетание. (3 часа)

12

1

Строение и виды связи слов в словосочетаниях

13

2

Грамматическое значение словосочетаний.

14

3

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. (4 часа)

15-16

1-2

Строение и грамматическое значение предложений.

17

3

Интонация предложения.

18

4

Р.р. Характеристика человека

Простое предложение.(1час)

19

1

Понятие о предложении.Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Простое двусоставное предложение. (18 часов)

20

1

Подлежащее. Типы подлежащих.

21

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

22

3

Составное глагольное сказуемое.

23-24

4-5

Составное именное сказуемое.

25

6

Тире между подлежащим и сказуемым.

26-27

7-8

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения». Анализ диктанта.

28

9

Дополнение

29-30

10-11

Определение

31

12

Приложение

32-33

13-14

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

34

15

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

35

16

Р.Р. Ораторская (публичная) речь.

36-37

17-18

Р.Р. Контрольное подробное изложение

Односоставные предложения. (11 часов)

38

1

Группы односоставных предложений.

39

2

Определенно-личные предложения.

40

3

Неопределенно-личные предложения.

41

4

Безличные предложения.

42-43

5-6

Р.Р. Контрольное сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

44

7

Назывные предложения.

45

8

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

46

9

Повторение по теме «Односоставные предложения».

47-48

10-11

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» и его анализ.

Неполные предложения. (4 часа)

49

1

Понятие о неполных предложениях.

50

2

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

51-52

3-4

      Р.Р.  Контрольное сжатое изложение.

Простое осложнённое предложение. (34 часа)

53

1

Понятие об однородных членах.

54

2

Однородные и неоднородные определения.

55-56

3-4

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.

57-58

5-6

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

59

7

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

60

8

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».

61-62

9-10

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Анализ диктанта.

63

11

Понятие об обособлении.

64-65

12-13

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

66-67

14-15

Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

68

16

Обособление приложения.  Выделительные знаки препинания при них.

69

17

Обособление обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

70

18

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

71

19

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

72

20

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

73

21

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

74-75

22-23

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». Анализ контрольного диктанта.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

76

24

Обращение и знаки препинания при нем.

77

25

Употребление обращений.

78

26

Проект «Обращение как живой свидетель истории».

79

27

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

80

28

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

81

29

Вставные конструкции.

82

30

Р.р. Публичное выступление. Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке»

83

31

Междометия в предложении.

84

32

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

85

33

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».

86

34

Контрольный диктант  по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».

Чужая речь. (7 часов)

87

1

Предложение с прямой речью. Знаки препинания в них.

88

2

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

89

3

Цитаты и знаки препинания при них

90-91

4-5

Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

92

6

Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью».

93

7

Контрольный диктант   по теме «Чужая речь».

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (8 часов)

94

1

Словосочетание. Простое двусоставное предложение

95

2

Односоставные и неполные предложения.

96

3

Предложения с однородными членами

97

4

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

98

5

Чужая речь.

99-100

6-7

Итоговая зачётная работа.

101

8

Работа над ошибками.

102

1

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

Рабочая программа 6 -11 класс учебник Никишова

Объяснительная запискарабочая программа 6-11 класс...

Рабочая программа для 5 класса, учебник Spotlight

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС...