Визуальные таблицы для стенда по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Федорова Ольга Юрьевна

В файле имеются визуальные таблицы для распечатки на стенд или детям на дом по темам: части речи, члены предложения, спряжение глагола, лицо местоимений, склонение существительных, а также схемы морфологического и синтаксического разборов и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАДЕЖИ:

Именительный (кто? что?)

Родительный (с,без,нет кого? чего?)

Дательный (к,дать кому? чему?)

Винительный (виню кого?что?)

Творительный (с, над) кем? чем?)

Предложный (о,на,в) ком? чём?)

СКЛОНЕНИЕ существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Искл.:

И.п

ж.р. на –а,я

м.р. на –а,я

м.р. с

ср.р

ж.р на -ь

-ия

-ие     -мя

-ий     путь

Р.п

и (ы)

а (я)

и

и, я

Д.п

е

у (ю)

и

и, ю

П.п

е

е

и

и

ЧАСТИ  РЕЧИ

Существительное (кто? что?)

Прилагательное (какой? чей?)

Глагол (что делать? что делал?)

Наречие (когда? куда? как?)

Местоимение («вместо имени»)

Числительное (сколько? который?)

Причастие (от глагола, какой?)

Деепричастие (что делая? что сделав?)

Предлог (с, на, согласно, в течение...)

Союз (и, но, чтобы, как, если, когда…)

Частица (бы, ли, же, только, не, ни…)

Междометие (ура, ах, ой, спасибо…)

Лицо глагола = личные местоимения

Ед.число

Мн. число

1 л.

я

мы

2 л.

ты

вы

3 л.

он, она, оно

они

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ (кто? что?)

СКАЗУЕМОЕ (что делает?)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой? чей?)

ДОПОЛНЕНИЕ (вопросы косвенных

падежей)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (где?когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спр.

II спр.

на –еть, -оть, -уть,

-ать, -ыть, -ять

на -ить

исключения:

брить, стелить

гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, дышать, смотреть, зависеть, вертеть

личные безударные окончания глаголов

в настоящем и будущем времени:

1 л.

у(ю)

ем

1 л.

у(ю)

им

2 л.

ешь

ете

2 л.

ишь

ите

3 л.

ет

ут(ют)

3 л.

ит

ат(ят)

Суффиксы причастий настоящего времени

-ущ, -ющ

-ащ, -ящ

-ем (ом)

-им

Правописание суффиксов причастий

Наст.время

(гласная в суффиксе зависит от спряжения)

Прош.время

(гласная перед суффиксом не зависит от спряжения)

Действительные

I спр.:

ущ-ющ

II спр.:

ащ-ящ

*вш

* - гласная передается по наследству от инфинитива

Страдательные

I спр.:

ем (ом)

II спр.:

им

енн, ённ (не бывает инн!!!)

*нн, *т

* - гласная передается по наследству от инфинитива.

В кратких причастиях пишется та же гласная, что и в полной форме

Правописание суффиксов причастий

Наст.время

(гласная в суффиксе зависит от спряжения)

Прош.время

(гласная перед суффиксом не зависит от спряжения)

Действительные

I спр.:

ущ-ющ

II спр.:

ащ-ящ

*вш

* - гласная передается по наследству от инфинитива

Страдательные

I спр.:

ем (ом)

II спр.:

им

енн, ённ (не бывает инн!!!)

*нн, *т

* - гласная передается по наследству от инфинитива.

В кратких причастиях пишется та же гласная, что и в полной форме

Правописание суффиксов причастий

Наст.время

(гласная в суффиксе зависит от спряжения)

Прош.время

(гласная перед суффиксом не зависит от спряжения)

Действительные

I спр.:

ущ-ющ

II спр.:

ащ-ящ

*вш

* - гласная передается по наследству от инфинитива

Страдательные

I спр.:

ем (ом)

II спр.:

им

енн, ённ (не бывает инн!!!)

*нн, *т

* - гласная передается по наследству от инфинитива.

В кратких причастиях пишется та же гласная, что и в полной форме

ЗАПЯТАЯ  при составных и повторяющихся союзах

НЕ ТОЛЬКО                  ,   НО И                            

КАК                  ,   ТАК  И  

ТО                         , ТО                     , ТО 

И                         , И                      ,  И

                

                

                , И                  ,  И  

Правописание   предлогов

В  ТЕЧЕНИЕ

В  ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСЛЕДСТВИЕ

ВВИДУ

ИМЕТЬ В ВИДУ

НАСЧЁТ

НАВСТРЕЧУ

БЛАГОДАРЯ

СОГЛАСНО                                Д.п.

ВОПРЕКИ

НАПЕРЕКОР

по завершениИ

по окончаниИ

по прибытиИ

Но: по приездЕ!

Типы словосочетаний

Согласование                Управление            Примыкание

Ветреный день             сила искусства         говорил натужно

Скачиваемый файл      люблю кофе             хочу рисовать

В маминых глазах       надуваемый папой    шел шатаясь

Моя кофточка              шатаясь от ветра      можно говорить

ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ

Простое глагольное (в любом наклонении, времени, роде, числе, лице: читаю, читала, прочитаешь, будем читать, читай, читает).

Составное глагольное (хочу читать, надо читать, нельзя читать, собираюсь прочесть, закончил читать, не могу читать, можно читать).

Составное именное (швея, красив, было сделано, стала бледна, был студентом, показался глупым, красивый, будет художником).

Односоставные предложения

Если есть только подлежащее, то назывное (Зима! Красота!)

Если есть только сказуемое, то 3 вида:

Определённо-личные

Неопределенно-личные

Безличные

1+2 лицо ед.ч + мн.ч

Повелит. наклонение

Прош.вр. мн.ч.

Наст.вр. мн.ч

Слова категории состояния;

инфинитив; слово «нет», безличный глагол, возвратный глагол, прош.вр. ср.рода

Люблю грозу в мае.

Возьмите яйцо, отделите желток.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

У меня украли кошелёк.

Цыплят по осени считают.

Мне душно.

Нельзя курить в квартире.

У меня нет денег.

Вкусно пахнет сиренью.

Потемнело.

Смеркается.

Порядок морфологического3 разбора для 5 класса

Существительное

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (И.п., ед.ч.), определить признаки у исходного слова: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число, падеж;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Прилагательное

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (м.р., И.п., ед.ч., какой?), определить  род, число, падеж;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Глагол

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (неопределенная форма, что делать? что сделать?), определить признаки:  спряжение, вид (совершенный или несоверш.), время, род (только в прошедшем времени),  лицо (в наст. и буд. вр.), число;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Порядок морфологического3 разбора для 6 класса

Существительное

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (И.п., ед.ч.), определить признаки у исходного слова: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число, падеж;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Прилагательное

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (м.р., И.п., ед.ч., какой?), определить признаки: разряд (качеств., относит., притяжат.), полная или краткая форма, степень сравнения (если есть), род, число, падеж;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Глагол

  1. Переписать слово – записать вопрос, определить часть речи;
  2. Записать слово в начальной форме (неопределенная форма, инфинитив), определить признаки:  спряжение, вид (совершенный или несоверш.), возвратность (ся-сь), переходность (В.п.),  наклонение (повелительное, условное, изъявительное), время, род (только в прошедшем времени),  лицо, (в наст.и буд. вр.), число;
  3. Записать слово в той форме, которая дана в задании, определить, каким членом предложения является.

Морфологический3 разбор для 7 класса

Причастие

  1. Выписать слово, определить часть речи, обозначает признак действия, задать вопрос.
  2. Начальная форма (м.р., ед.ч.). Признаки глагола: вид, время, возвратность; признаки прилагательного: полное или краткое, род, число, падеж (только у полных); разряд (действ., страдат.)
  3. Записать данное слово, каким членом предложения является.

Местоимение

  1. Выписать слово, определить часть речи, указывает, но не называет, задать вопрос.
  2. Начальная форма (м.р., ед.ч., И.п.). определить разряд (личн., возвр., притяж., указат., определ., относит., вопросит., неопредел., отрицат.), РЧП (если есть)
  3. Записать данное слово, каким членом предложения является.

Деепричастие

  1. Выписать слово, определить часть речи, обозначает добавочное действие, задать вопрос.
  2. Начальная форма -  то же самое, неизменяемое. Признаки глагола: вид,  возвратность.
  3. Записать данное слово, каким членом предложения является.

Наречие

  1. Выписать слово, определить часть речи, обозначает признак признака, задать вопрос.
  2. Начальная форма - неизменяемое. Признаки: разряд (места, времени, образа действия, причины, цели, степени действия), степень сравнения (сравнительная, превосходная).
  3. Записать данное слово, каким членом предложения является.

Морфемный2  разбор – по составу: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Словообразовательный2 – от какого слова произошло и каким способом: приставочный, суффиксальный, прист.-суф., сложение корней, букв…

Синтаксический 4 – анализ предложения:

- по цели высказывания (повеств., вопросит., побудит.)

- по эмоции (невоскл., воскл.)

- по главным членам (простое, сложное)

- по второстепенным членам (распр., нераспр.)

- если в предложении есть однородные члены, причастный или деепричастный оборот, то об этом надо написать или показать их графически схемой.

Все слова подчеркнуть, все части речи сверху подписать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические таблицы к ГИА по русскому языку

Диагностические таблицы к ГИА по русскому языку...

«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности  учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленск...

Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)

При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...

Стенд по русскому языку

Материалы на стенд по русскому языку для обучающихся 5-9 классов...

материалы для стенда кабинет русского языка и литературы

К 190- летию И.С.Тургенева оформлен информационно-дидактический стенд в кабинете русского языка и литературыВ экспозиции: портрет Тургенева, описание творческой биографии, образа тургеневской девушки,...

Таблицы и упражнения по русскому языку в форме презентаций.

Рабочие материалы: таблицы, алгоритмы и тренировочные упражнения по русскому языку  в  форме презентации....

Таблица "Типы придаточных в русском языке"

Таблица "Типы придаточных в русском языке"...