В городе существительных. Повторение морфологических и синтаксических признаков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_suchestvitelnih.docx | 186.66 КБ |
Предварительный просмотр:
В ГОРОДЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(Повторение морфологических и синтаксических признаков)
Цели:
1) повторение, закрепление и систематизация ранее пройденных сведений о существительном как части речи, его морфологических и синтаксических признаках, о роли в речи, расширение сведений учащихся по данной теме, подготовка к восприятию нового материала.
- развитие у школьников речи, логического мышления, памяти, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение.
1.Разминка. Прием «Отсроченная отгадка»
На доске записано известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко булданула бокра и бокрячит бокренка. Предлагается придумать, как это предложение может быть связано с темой урока. (В конце урока учитель возвращается к фразе и дает задание: найти имена существительные и подчеркнуть их как члены предложения).
2.Контрольно-подготовительный этап. Словарная работа
- Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Орфографическая дуэль - словарный диктант с последующей взаимопроверкой (работа в парах). Два ученика у доски. Победители дуэли поднимают руки.
3.Постановка учебной цели, «вызов». Прием «Знаю – не знаю»
- Из слов какой части речи состоит словарный диктант? Что обозначают эти слова? Итак, тема урока «Имя существительное. Морфологические признаки». Во время урока мы побываем в городе Существительных, пройдемся по его улицам и проспектам, вспоминая морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль (обращение к карте города).
Сообщение справочных сведений.
- Вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. Кто знает, сколько слов в словаре Даля? (более 200 тысяч слов). И 40 процентов от этого количества слов составляют существительные. Самые простые слова – названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Давайте посмотрим вокруг себя. «Это часы», «Это дверь», «Это окно», «Это цветок», «Это книги», «Это картина». Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. У каждого из нас есть имя. Имена есть и у предметов, которые нас окружают.
Учащиеся читают текст упражнения и отмечают знаком «+» знакомую для них информацию, знаком «–» отмечают то, что является для них новым.
4.Этап «Сотворчество». Путешествие по городу Существительных. Работа с картой города.
- Как бы ни различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение. Какое? (Значение предмета). На карте города Существительных центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл (обозначение предмета). Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет.
Задание: продолжить тематические классы слов.
Бег..
Белизна…
- Почему улицы города имеют названия Одушевленная и Неодушевленная, Собственная и Нарицательная? (Учащиеся читают текст упражнения и отмечают новую для них информацию). Что нового вы узнали о именах собственных и нарицательных? (Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов).
- В городе Существительных есть улицы Мужского, Женского и Среднего рода, которые пересекаются с улицами склонений: 1, 2 и 3-го. Расскажите о склонении и приведите примеры существительных разного типа склонения. На карте города вы видите Падежный проспект, который пересекается с 6 улицами – Именительной, Родительной и т.д. Назовите падежи существительных с падежными вопросами.
- Куда упираются падежные улицы своими концами? (В два парка: Единственного и Множественного числа). Жители этих улиц гуляют в том и другом направлении, но, пересекая Падежный проспект, меняются. (Существительные изменяются по числам). Но есть имена существительные, которые имеют только форму множественного или единственного числа (ножницы, сани, листва, погода).
- При изменении слова образуются формы. Сколько форм имеет существительное, изменяющееся по числам? (12). Что можно сказать об особенностях словоизменения таких существительных, как ножницы, листва? (Учащиеся склоняют существительные у доски).
Ед.ч. Мн.ч.
И. Листва Сани
Р. Листвы Саней
Д. Листве Саням
В. Листву Сани
Т Листвой Санями
П. (о) Листве (о) Санях
- Сколько форм у таких существительных? (Вдвое меньше: 6 вместо 12)
- Почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет? (К центру стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки существительных, а в стороне – улицы и парки, называющие непостоянные признаки).
- Вокруг города - окружное шоссе. Но дорога странная: она обозначена разными линиями: сплошной, двойной, пунктирной. Почему? (Существительное может выступать в роли любого члена предложения).
Задание: определить, какую синтаксическую роль в предложениях играет слово «дерево».
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Задание: сделать морфологический разбор любого существительного из данных предложений.
Творческая работа. Эссе.
- Вы знаете, что есть предложения, в которых может быть только подлежащее, выраженное существительным в И.п. Таки предложения являются назывными. В них называются только отдельные детали ситуации, о детали важные, выразительные, по которым можно представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощь таких предложений передавали свои чувства, эмоции известные поэты. Как начинается стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»? (Мороз и солнце; день чудесный!) Попробуйте выразить свои чувства, эмоции с помощью таких предложений. Составьте и запишите поэтическую зарисовку «Идет волшебница зима», «День чудесный!» или на любую другую тему.
5.Итог урока
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?
- Расскажите о морфологических признаках существительного и о его роли в предложении, пользуясь картой города Существительных.
6.Рефлексия
Прием «Возврат к началу» (учащимся предлагается найти существительные в предложении Л.В. Щербы и подчеркнуть их как члены предложения).
Прием «Продолжите фразу»
Во время занятия я научился (почувствовал, приобрел)…
Я открыл для себя…
На занятии мне особенно понравилось…
6. Дом. задание целесообразно варьировать по уровням.
1. Выполнить упр. из учебника.
2. Составить карточку. (10-20 существительных, имеющих форму только ед. числа или только мн. числа).
3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя назывные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.
В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
«Тодметним (прилагательной). Солэн огъя грамматической валатонэз, морфологической тодметъёсыз, синтаксической функциосыз»
конспект урока по родному (удмуртскому )языку в 6 классе...
Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс
Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные" и &quo...