В городе существительных. Повторение морфологических и синтаксических признаков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gorode_suchestvitelnih.docx186.66 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОРОДЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(Повторение морфологических и синтаксических признаков)

Цели:

1) повторение, закрепление и систематизация ранее пройденных сведений  о существительном  как части речи, его морфологических  и синтаксических признаках, о роли в речи, расширение  сведений учащихся по данной теме, подготовка к восприятию нового материала.

  1.  развитие у школьников речи, логического мышления, памяти, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение.

1.Разминка. Прием «Отсроченная отгадка»

На доске записано известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко булданула бокра и бокрячит бокренка. Предлагается придумать, как это предложение может быть связано с темой урока. (В конце урока учитель возвращается к фразе и дает задание: найти имена существительные и подчеркнуть их как члены предложения).

 2.Контрольно-подготовительный этап. Словарная работа

- Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Орфографическая дуэль - словарный диктант с последующей взаимопроверкой (работа в парах). Два ученика у доски. Победители дуэли поднимают руки.

3.Постановка учебной цели, «вызов». Прием «Знаю – не знаю»

- Из слов какой части речи состоит словарный диктант? Что обозначают эти слова? Итак, тема урока «Имя существительное. Морфологические признаки». Во время урока мы побываем в городе Существительных, пройдемся по его улицам и проспектам, вспоминая морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль (обращение к карте города).

Сообщение справочных сведений.

- Вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над  «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. Кто знает, сколько слов в словаре Даля? (более 200 тысяч слов). И 40 процентов от этого количества слов составляют существительные. Самые простые слова – названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Давайте посмотрим вокруг себя. «Это часы», «Это дверь», «Это окно», «Это цветок», «Это книги», «Это картина». Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. У каждого из нас есть имя. Имена есть и у предметов, которые нас окружают.

Учащиеся читают текст упражнения и отмечают знаком «+» знакомую для них информацию, знаком «–» отмечают то, что является для них новым.

 4.Этап «Сотворчество». Путешествие по городу Существительных. Работа с картой города.

- Как бы ни различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение. Какое? (Значение предмета). На карте города Существительных центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл (обозначение предмета). Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет.

Задание: продолжить тематические классы слов.

Бег..

Белизна…

 - Почему улицы города имеют названия Одушевленная и Неодушевленная, Собственная и Нарицательная? (Учащиеся читают текст упражнения и отмечают новую для них информацию). Что нового вы узнали о именах собственных и нарицательных? (Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов).

- В городе Существительных есть улицы Мужского, Женского и Среднего рода, которые пересекаются с улицами склонений: 1, 2 и 3-го. Расскажите о склонении и приведите примеры существительных разного типа склонения. На карте города вы видите Падежный проспект, который пересекается с 6 улицами – Именительной, Родительной и т.д. Назовите падежи существительных с падежными вопросами.

- Куда упираются падежные улицы своими концами? (В два парка: Единственного и Множественного числа). Жители этих улиц гуляют в том и другом направлении, но, пересекая Падежный проспект, меняются. (Существительные изменяются по числам). Но есть имена существительные, которые имеют только форму множественного или единственного числа (ножницы, сани, листва, погода).

- При изменении слова образуются формы. Сколько форм имеет существительное, изменяющееся по числам? (12). Что можно сказать об особенностях словоизменения таких существительных, как ножницы, листва? (Учащиеся склоняют существительные у доски).

              Ед.ч.                         Мн.ч.

И.        Листва                           Сани

Р.         Листвы                     Саней

Д.        Листве          Саням

В.         Листву          Сани

Т          Листвой          Санями

П.  (о) Листве          (о) Санях

- Сколько форм у таких существительных? (Вдвое меньше: 6 вместо 12)

- Почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет? (К центру стремятся улицы,  названия которых обозначают постоянные признаки существительных, а в стороне – улицы и парки, называющие непостоянные признаки).  

- Вокруг города -  окружное шоссе. Но дорога странная: она обозначена разными линиями: сплошной, двойной, пунктирной. Почему? (Существительное может выступать в роли любого члена предложения).

Задание: определить, какую синтаксическую роль в предложениях играет слово «дерево».

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Задание: сделать морфологический разбор любого существительного из данных предложений.

Творческая работа. Эссе.

- Вы знаете, что есть предложения, в которых может быть только подлежащее, выраженное существительным в И.п. Таки предложения являются назывными. В них называются только отдельные детали ситуации, о детали важные, выразительные, по которым можно представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощь таких предложений передавали свои чувства, эмоции известные поэты. Как начинается стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»?  (Мороз и солнце; день чудесный!) Попробуйте выразить свои чувства, эмоции с помощью таких предложений. Составьте и запишите поэтическую зарисовку «Идет волшебница зима», «День чудесный!» или на любую другую тему.

 5.Итог урока

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

- Расскажите о морфологических признаках существительного и о его роли в предложении, пользуясь картой города Существительных.

6.Рефлексия

Прием «Возврат к началу» (учащимся предлагается найти существительные в предложении Л.В. Щербы и подчеркнуть их как члены предложения).

 

Прием «Продолжите фразу»

 Во время занятия я научился (почувствовал, приобрел)…

Я  открыл для себя…

На занятии мне особенно понравилось…

6. Дом. задание целесообразно варьировать по уровням.

1. Выполнить упр. из учебника.

2. Составить карточку.  (10-20 существительных, имеющих форму только ед. числа или только мн. числа).

3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя назывные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.

В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...