Конспект урока на тему «Разряды местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Целью урока является введение в активный словарный запас глухих и слабослышащих обучающихся местоимений различных разрядов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_6_sl._kl._razryady_mestoimeniy.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»

Конспект

открытого урока

на тему

 «Разряды местоимений»

Класс: 6 слабослышащий

Учитель: Лукашова Н.Н.

Смоленск

2019

Тип урока: урок – обобщение изученного

Цель урока:

Введение  в активный словарный запас обучающихся  местоимений различных разрядов.

Задачи:

  1. Вырабатывать умение соотносить формы местоимений с разрядами местоимений.
  2. Вырабатывать умение ставить вопросы к местоимениям с целью определения грамматической  и смысловой соотнесённости местоимений с другими словами.
  3. Вырабатывать умение употреблять в речи местоимения в соответствии с их лексическим значением и грамматическими особенностями, характерными для определённых групп местоимений.
  4. Формировать навык употребления в речи форм местоимений всех разрядов.
  5. Формировать навык использования в речи устойчивых сочетаний слов, включающих в себя местоимения.
  6. Развивать и корректировать речь учащихся.
  7. Воспитывать интерес к изучению русского языка.


Ход урока

Учитель

Обучающийся

Ребята, сегодня у нас урок - обобщение по теме «Разряды местоимений».  Вы уже знаете много местоимений, их словоформ.  Давайте задумаемся, зачем нам нужны в речи местоимения? Интересно, например, рассуждение детского писателя Януша  Корчака о местоимении «как». Давайте прочитаем его.

И ещё я вам расскажу про одно слово, маленькое, но до того умное – прямо невероятно. Есть такое коротенькое слово «кто». Стучат в дверь, и ты спрашиваешь: «Кто там?» Если бы не было этого малыша «кто», тебе бы пришлось спрашивать: «Там Казик или Маня, тётя или лудильщик, кум Пётр или нищий?» А тот бы всё отвечал: «Нет, нет, нет». Ты бы так три часа подряд мог спрашивать и не угадать. Стоял бы весь потный, злой, голодный и спрашивал, спрашивал… А так: «Кто там?» И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете. Кто – местоимение.

Ребята, вы согласны с этим шуточным рассуждением? А Вы как думаете, зачем нужны в речи местоимения?

Местоимения делают речь богаче, красивее. Местоимениями мы заменяем имена существительные, чтобы не было повторений одного слова.

Правильно. В самом слове «местоимение», как мы уже говорили,  «спрятан» его смысл: «вместо имени». Про какие ещё части речи мы говорим  «имя»?

В русском языке есть имя прилагательное, имя числительное.

Верно. Местоимение мы употребляем вместо имени существительного, вместо имени прилагательного, числительного, поэтому у местоимений бывают вопросы, например, как у существительного: кто? что?

Бывают вопросы, как у прилагательного: какой? чей? какого? какому? и др.  

Бывают вопросы, как у числительного: сколько? Так сложилось в русском языке, что появилось много разрядов местоимений.

Ребята, как вы понимаете слово «разряды» местоимений?

Разряды местоимений – это группы местоимений по значению и  грамматическим особенностям. Местоимения в «группах» близки по значению, по особенностям строения.

Давайте вспомним разряды  местоимений. Предлагаю это сделать с помощью жребия. Каждый из вас по очереди вытащит свернутый листок бумаги. На нём написан вопрос товарищу. Товарищ отвечает, затем озвучивает вопрос, который он вытянул по жребию.

Вопрос

Ответ

Назови личные местоимения.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Какие отрицательные местоимения ты знаешь?

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Какого разряда местоимение себя?

Это возвратное местоимение.

Назови вопросительные местоимения.

Кто? какой? который? что? чей? сколько? каков?

Какого разряда эти местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш?

Это притяжательные местоимения

Верно ли, что местоимения тот, такой, таков, столько называются указательными местоимениями?

Да, верно, это указательные местоимения.

Какие неопределённые местоимения ты знаешь?

(Возможно дополнение ответа спрашивающим)

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, что-то, как-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, чей-нибудь, чей-либо

Назови относительные местоимения.

Кто, какой, что, чей, сколько, каков

Молодцы! Как много местоимений мы вспомнили! Все эти местоимения  вы назвали в именительном падеже, но почти у каждого местоимения есть падежные формы. Их нужно знать.

Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, например, формы личных местоимений.

Предлагаю поиграть в игру-ринг «Самый богатый».

Ребята, про какого человека мы говорим «богатый?»

Мы говорим «богатый» про человека, у которого много вещей, денег.

Верно, но богатство – это не только деньги и дорогие вещи. Как вы думаете, что ещё можно назвать богатством?

Богатство  - это знания человека.

Богатство – это доброе сердце человека.

Правильно, поэтому есть такие выражения:

  • Богатый запас слов
  • Богатый внутренний мир у человека

Ребята, как вы понимаете эти выражения?

Богатый запас слов (человек знает  и употребляет в речи много слов)

Богатый внутренний мир у человека (человек много думает о душе, о чувствах людей, о творчестве; старается сделать мир вокруг лучше, добрее, красивее)

Мы сегодня не будем проверять, у кого больше в кармане денег. Давайте лучше выберем человека, который знает много форм личных местоимений. Он будет сегодня самым богатым. Сейчас каждый из вас получит «набор» карточек с формами местоимений и лист бумаги с таблицей, в которую нужно вписать эти формы местоимений. В таблице в колонках указаны

число и падеж личного местоимения. Будьте внимательны! Вписывайте местоимения в колонки правильно. Затем посчитаем, кто меньше всего сделал ошибок (или не сделал ошибки). Этот человек самый богатый. Все эти местоимения, которые он правильно вписал  - его богатство, ведь знания – это богатство!

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

я

она

ты

вы

мы

они

(для) неё

(из-под) него

(с) неё

(без) вас

(у) нас

(после) них

(к) нему

(по) ней

(к) нам

(навстречу) им

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

(на) тебя

(через) него

(на) нас

(за) них

(в) вас

( с )  ней  

(со) мной

(перед) тобой    

(под) ними (над) нами

(о) тебе

(на) нём

(о) них

Видите, как много форм есть у личных местоимений? Вот какой богатый наш русский язык!

Ребята, вы правильно сказали, что местоимения делают  нашу речь богаче.  Мы никак не можем без них обойтись. Почти в  каждом тексте они есть. Главное – употреблять их в нужном значении и в нужной грамматической форме. Для этого нужно знать, как изменяются местоимения той или иной группы (разряда), от каких слов они зависят, вместо каких слов употребляются. Давайте найдём формы местоимений в тексте и посмотрим, как они связаны с другими словами.

Задание.

Напишите рядом с  местоимением в  скобках вопрос, разряд).  Прокомментируйте устно при списывании текста, от каких слов зависят местоимения.

Книги – ваши друзья

Кем (кем? относительное) бы вы (кто? личное) ни стали, мои (чьи? притяжательное) юные друзья, куда бы ни позвали вас (кого? личное)  пути-дороги, пусть всегда рядом с вами (с кем? личное) будут любимые книги!

Огромный, прекрасный мир жизни нашей (чьей? притяжательное) страны и ваших (чьих? притяжательное) сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – большие ваши (чьи? притяжательное) друзья.

Хотелось бы, чтобы вы (кто? личное), ребята, крепко дружили с произведениями наших (чьих? притяжательное) классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав их (чьи? притяжательное) книги, вы (Кто? личное) почувствуете себя (кого? возвратное) сильнее, сумеете глубже оценить свои (чьи? притяжательное) поступки и поступки окружающих, ощутите всю (какую? определительное) прелесть прекрасного русского языка.

Устный комментарий

Местоимения зависят от слов:

Стали (кем?) кем

Вы (употреблено вместо лиц)

Друзья (чьи?) мои

Позвали (кого?) вас

Рядом (с кем?) с вами

Страны (чьей?)

Сверстников (чьих?) ваших

Друзья (чьи?) ваши

Классиков (чьих?) наших

Книги (чьи?) их

Почувствуете (кого?) себя

Поступки (чьи?)  свои

Прелесть (какую?) всю

Многие местоимения входят в устойчивые обороты слов, фразеологизмы. Получаются очень интересные устойчивые выражения с местоимениями. Предлагаю вспомнить некоторые из них. К доске прикреплены листки с фотографиями. Нужно подобрать к этим фотографиям устойчивое выражение из тех фразеологизмов, которые написаны на карточках. Они лежат на столе. Прошу к доске! Работа в паре. Кто знает смысл выражения, тот и прикрепляет листок с фразеологизмом к доске рядом с нужной картинкой.

Давайте проверим, как вы понимаете значение выражений. Все ли фразеологизмы верно помещены под картинками? Объясните смысл этих выражений. Назовите местоимения и их разряд.

На своих двоих = пешком (своих – определительное местоимение)

Не на того напал = противник серьёзный, хорошо защищается (того - указательное местоимение)

На что это похоже? = дело плохо сделано, плохое поведение у человека, животного (что – вопросительное местоимение; это - указательное местоимение)

Не с того конца взялся = неправильно сделал дело (того - указательное местоимение)

Смотреть во все глаза = смотреть очень внимательно (все – определительное местоимение)

Каждый встречный = все люди (каждый - определительное местоимение)

Сам себе хозяин = человек делает то, что он хочет (сам - определительное местоимение, себе - возвратное местоимение)

В самый раз = «правильный» размер вещи, «правильное» количество чего-нибудь (самый - определительное местоимение)

От всего сердца = не жалко денег, вещей, добрых дел, добрых слов для другого человека (всего - определительное местоимение)

Набивать себе цену = стараться понравиться другим людям (себе - возвратное местоимение)

Выходить из себя = разозлиться (себя - возвратное местоимение)

Не по себе = неприятно, страшно человеку (себе - возвратное местоимение)

Не с той ноги встал = плохое настроение у человека

Во всю прыть = очень быстро двигаться вперёд (всю - определительное местоимение)

Смотреть не на что = вещь маленькая, некрасивая, неинтересная (что - относительное местоимение)

Ни в какие ворота не лезет = так нельзя делать, стыдно так делать (определительное местоимение)

Сам себе на уме = делает так, как захочет сам, скрывает от других людей, что он хочет сделать (сам - определительное местоимение,  себе - возвратное местоимение)

Что душе угодно? = что вы хотите, что вам нужно (вопросительное местоимение)

Нечего греха таить  =  надо говорить правду (нечего - отрицательное местоимение)

Всего ничего = немного, чуть-чуть  (всего – определительное местоимение, ничего – отрицательное местоимение)

Ничего себе = удивительно (отрицательное местоимение, себе - возвратное местоимение)

Сколько лет, сколько зим? (сколько – вопросительное местоимение)

Нечего делать  (нечего – отрицательное местоимение)

Очень много фразеологизмов с местоимениями в русском языке. Постарайтесь обращать на них внимание, когда будете читать книги. Задумывайтесь над их значением. Старайтесь употреблять их в речи, тогда людям будет интересно с вами общаться.

А сейчас попробуйте  придумать по три предложения с данными фразеологизмами. Запишите их в тетрадь.

(Задание выполнятся с помощью учителя)

Последнее задание. Подытожим ваши знания о формах и разрядах местоимений. Давайте заполним кроссворд, который покажет, хорошо ли вы запомнили разряды местоимений, формы местоимений разных разрядов. Перейдём к компьютерам. Перед каждым из вас на рабочем столе  компьютера кроссворд. Заполните его. Задания смотрите на карточках: слова по горизонтали и по вертикали. Победит, тот, кто правильно заполнит кроссворд.

5

8

7

2

1

6

10

5

6

3

9

7

11

8

4

9

Слова по горизонтали

  1. Личное местоимение в форме множественного числа, дательного падежа.
  2. Возвратное местоимение в форме дательного падежа.
  3. Вопросительное местоимение в форме именительного падежа.
  4. Личное местоимение в форме винительного падежа, единственного числа, второго лица.
  5. Отрицательное местоимение в форме винительного падежа.
  6. Вопросительное местоимение в форме именительного падежа.
  7. Указательное местоимение.
  8. Указательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  9. Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  10. Вопросительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  11. Возвратное местоимение в форме винительного падежа.

Слова по вертикали

  1. Неопределённое местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  2. Вопросительное местоимение.
  3. Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  4. Притяжательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  5. Отрицательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  6. Притяжательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  7. Отрицательное местоимение.
  8. Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
  9. Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

Ключ к кроссворду

н

и

и

н

н

к

с

е

б

е

о

н

а

м

к

ч

е

й

н

е

к

о

г

о

е

к

а

к

о

й

л

г

о

й

ь

к

т

о

в

с

т

о

л

ь

к

о

с

е

б

я

о

т

о

т

т

е

б

я

р

о

в

к

ы

д

р

у

г

о

й

и

й

ы

й

й

й

Ребята, давайте подведём итог урока. Кто же сегодня оказался самым богатым из вас, как выдумаете? Кто лучше отвечал? Кто больше знает? Я думаю, что вы сегодня все стали богаче. Вы знаете разряды, формы местоимений, узнали некоторые устойчивые сочетания слов с местоимениями.  Фразеологизмов с местоимениями очень много, и мы продолжим с ними работать на следующих уроках, потому что они украшают нашу речь, делают нашу речь богаче. Ведь мы хотим быть богатыми? Тогда домашнее задание – следующее. Найдите в словаре фразеологизмов  5 устойчивых сочетаний слов с местоимениями и  придумайте с ними предложения. Всего вам доброго, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Разряды имени числительного". 6 класс

Интегрированный с предметами "Математика", "Физическая культура" урок русского языка способствует развитию у учащихся универсальных умений и навыков. Урок проводится с применением интерактивной доски....

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Открытый урок по теме : Разряды имён прилагательных

Формирование УУД:Предметные:  знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;-  уметь различать прилагательные по значению.-Познавательные:  воспроизводить по памяти информацию...

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...