Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений.»

6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

  1. Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
  2. Цели урока:

Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи.

Цели урока: 

2.1 .Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении;

- уметь находить в тексте местоимения разных разрядов, определять их морфологические и синтаксические функции;

- Проверка орфографических навыков написания местоимения;

- Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;

- Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

2.2. Развивающие:        

– формировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в устной и  письменной речи;

– учитывать особенности склонения неопределенных местоимений в устной и письменной речи;

- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

 -вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

2.3.Воспитательные:

– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

2.4. Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

-  сформировать умение читать схемы и условия выбора орфограммы ;

- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

В. Коммуникативные:

- умение работать в группе.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2.5. Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

Б. Практические:

- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «определительные местоимения» в практике;

Перед уроком, на доске написать число, классная работа и тему урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствовать учащихся, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей). Отводится 2 мин.
  2. Выставление оценок за самостоятельную работу, выдача тетрадей.
  3. Проверка домашнего задания. 5-7 мин.

Ученики устно отвечают по одному пункту и отвечают, каким ЧП является определительное местоимение.

1. У всякого (Р.п.) талант есть свой. Но часто, на успех прельщаяся чужой, хватается за то иной (И.п.), в чем он совсем не годен. 2. Какой-то смолоду Скворец так петь щегленком научился, как будто бы щегленком сам (И.п.) родился. Игривым голоском весь (В.п.) лес он веселил. И всякий (И.п.) Скворушку хвалил. 3. А Скворушка завистлив был, к несчастью, и думает: «Постойте же, друзья, спою не хуже я и соловьиным ладом». И подлинно запел, да только лишь совсем особым складом. 4. И, словом, разогнал всех (В.п.) птиц своим пеньем.

- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и их количества, но не называет их)

- Какие разряды местоимений вы знаете? Дать определение + примеры

(личные – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное – себя

Вопросительные – кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? 

Относительные -  кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – нЕкто, нЕчто, нЕкоторый, нЕсколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др..

Отрицательные – никтО, ничтО, никакой, ничЕй, нЕкого, нЕчего.

Притяжательные – мой, твой, наш, ваш, свой.

Указательные – тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные – весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой).

- На что указывают определительные местоимения? (Определительные местоимения указывают на обобщенное качество предмета)

-Приведите примеры определительных местоимений? (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)

- Как изменяются определительные местоимения?( Они изменяются по родам, падежам и числам)

- Какими членами предложения могут являться? (В предложении могут быть подлежащим, определением, дополнением)

IV. Работа по теме урока.

  1. Провести диктант по упр. 443. Учитель диктует словосочетания, ученики записывают на отдельных листках, на которых подписывают имя, фамилию и класс.

БИография (словарное слово) писателя, в тысячА восемЬсот (Восемь сотен. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 пишется мягкий знак в середине) девяностО (числит., П.п.) седьмом году, автор повести (Р.п.),  пЕчатать (проверочное слово печать) в тИпографиИ (словарное слово) подзаголовок книгИ (Р.п.) разнообразнЫм(Т.п.)  шриФтом (иностранное слово) , располОжить (корень лож) на какой –либо(неопределенное местоимение, суффикс –либо пишется через дефис) страницЕ ,  нЕСколько(неопред. Местоим., приставка не- пишется слитно) великолепных иЛЛюстраций (словарное слово), орнамент на обложкЕ , блАгодорить (проверочное слово благо) некого(неопред. Местоим., приставка не- пишется слитно), какие-то(неопределенное местоимение, суффикс –то пишется через дефис) искусные переплетчИки (суффикс –чик- после т) не разочАровался (не с глаголом пишется раздельно, чары) ни в чем(отрицательное местоимение, ни отделяется от местоимения предлогом, поэтому раздельно), рекомендовать произведения классиков, присутствовать на обсуждениИ (П.п.) приветствовать читателей, бурно разгОрелся (корень –гор- без ударения).

  1. Работа по теме урока.
  1. К доске выходят три человека, каждый записывает по части предложения, находит в нем местоимения, обозначает их разряд, Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите и разряд, число, род, падеж.

Представьте себе(возвратное, д.п.(кому?), ЧП - дополнение) радость какого-нибудь(неопределенное, ед.ч., м.р., р.п., ЧП-определение) биолога, который(относительное, ед.ч., м.р., и.п., ЧП - подлежащее) неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих(указательное, мн.ч., р.п., ЧП - определение) пор не ступала ничья(отрицательное, ед.ч., ж.р., и.п., ЧП - определение) человеческая нога и где он(личное, е.ч., м.р., и.п., ЧП - подлежащее) может обогатить свою(притяжательное, е.ч., ж.р., в.п., ЧП - определение) коллекцию всякими(определительное, мн.ч, т.п., ЧП - определение) диковинными представителями флоры.

  1. Самостоятельная работа. Ученики разделяют лист в тетради на три колонки и подписывают их. Слова учителя: «В тетрадях рисуем таблицу из трех колонок. Первая колонка – это те местоимения, что будут писаться слитно. Вторая – это местоимения, которые пишутся через дефис и третья – пишутся раздельно. Сейчас я буду диктовать вам неопределенные местоимения, а вы будете должны распределить их по данным колонкам. После того, как задание будет выполнено, я  продиктую правильные ответы, а вы проверите сами себя». На доске учитель рисует схему, как должна выглядеть таблица.

Пишутся слитно

Пишутся через дефис

Пишутся раздельно

Некто

Никого’

Некоторый

Несколько

Нечто

Не’чего

кое-кому

чьи-нибудь

какой-либо

чего-то

кое к кому

кое о каком

ни за что

не’ с кем

Некто, кое к кому, никого’, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, ни за что, не’чего, не’ с кем.

  1. Задание на внимательность. Учитель диктует предложения, из которых ученики должны будут выписывать местоимения и указать их разряд.(сколько хватит времени)

1) Тот куст, да не та ягодка.
Тот, та – указательные местоимения;
2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский) 
Я, ты, он, она - личные местоимения;
3) Ничегопохожего! ― громовым голосом ответил Филипп Филиппович. (М. Булгаков)
Ничего – отрицательное местоимение;
4) Слова могут задеть, их же они просто забавляют.

Их (притяжательное местоимение);
5) Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог.

Себя – возвратное местоимение.
6)  Хотел бы отметить, что мы закончили проект в рекордные сроки.
Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.
7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)
Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.
8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).
Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.
9) Кто-то смущённо отворачивается, кто-то проводит и указывает на дверь.
Кто-то – неопределенное.

  1. Домашнее задание на распечатках.

Убрать 3-е лишнее местоимение, подбирая правильное местоимение, которое  подходит данному разряду.

Уберите 3-е лишнее местоимение,

подбирая правильное местоимение,

которое подходит данному разряду.

Каждый, всякий, себя

Никто, некто, некоторый

Ничей, нисколько, некому

Чей, мой, твой

Тот, другой, такой

Кто-либо, где-нибудь, что-то

  1. Подведение итогов урока. Фронтальный опрос (если останется время).

 (Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как сегодня вы работали на уроке, спасибо, удачи вам ».



Предварительный просмотр:

 Местоимение

1.Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество;

Б) указывает на предмет, но не называет его;

В) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их;

Г) обозначает принадлежность к кому-либо или к чему-либо.

2.  Укажите разряды и падежи местоимений. Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания на разряд и падеж соответствуют разряду и падежу данных местоимений: 

                        а)                б)                в)                г)

у  тебя                        личн.,                опред.,                личн.,                личн.,

                        род.п.,                дат.п.,                род.п.,                дат.п..

Кем-то                        указ.,                неопред.,        неопред.,         непред.,

                        предл.п.,        твор.п.,                твор.п.,         дат.п.

Ничем                         неопр.,         неопр.,                отриц.,                отриц.,

                        дат.п.,                твор.п.,                твор.п.,         дат.п.

3. Найдите строку, в которой даны личные местоимения:

А) его, мой, тебе, их;

Б) мой, твой, ваш, наш;

В) их, мне, его, тебя;

Г) мой, твой, тебе, тобой.

4. Выберите правильный ответ.   Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                        а)                б)                в)                г)

з…главие                о                а                а                а

ко…екция                лл                лл                лл                л

т…пография                и                е                и                 е

ун…верситет                е                е                и                 и

…рнамент                 о                 а                о                о

5. Определите, какие буквы нужно вставить в словосочетания: 1) нич…му удивляться; 2) не внимать нич…му совету. Выберите правильный ответ.

А) в 1-м случае  (е), во 2-м – (и)

Б) в 1-м случае (ъе), во 2-м – (е)

В) в 1-м случае (е), во 2-м – (ъе)

Г) в 1-м случае (и), во 2-м – (ъе)

Д) в 1-м случае (ъе), во 2-м – (и).

Е)в обоих случаях (ъе)

Ж) в обоих случаях (е).

6. Какую букву нужно вставить? Задание аналогичное заданию 4:

                                              А)      Б)      В)       Г)

Н..кому не верить            е         и        и        и

Н..какой урок                    и          е        и       и

Н..чего делать                   е          е        е        и

Н..чем  удивить                  и        и         е        е

7. Назовите, какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных:

А) вопросительные;        В) относительные

Б) определительные;      Г) притяжательные.

8. Определите, слитно, раздельно или через дефис нужно писать слова:1) что(то),  2) (ко)мне,  3)(ни)сколько.Выберите правильный ответ.

А) в1-м случае через дефис, во 2-м – слитно, в 3-м – слитно.

Б)в 1-м случае раздельно, во2-м – раздельно, в 3-м – слитно.

В) в 1-м случае через дефис, во 2- м –раздельно, в 3-м – слитно.

Г) во всех трёх случаях слитно.

9. Укажите правильное употребление предлогов с местоимениями.

А) О этих событиях написано много интересных книг.

Б)  Много хорошего было сказано об этом храбром человеке.

В) Об этих книгах спорили долго.

Г)  О этой книге сразу забыли.

10. Выберите правильный ответ.

А) Никто не забыт, ничто не забыто.

Б)Никто не забыт, ничто  не забыто.

В)Никто не забыт, ничто не забыто.

Г)Никто не забыт, ничто не забыто.

11. Найдите группу слов , в которой правильно выделены части слова:

                      

А)    кое-кто, что-то, некто;

                    

Б)   кое-кто, некто, ничей;

                      

В)    кое-кто, что-то, никто;

                             

Г)   несколько, никто, что-то.

                                Дополнительные задания.

1. Слитно или раздельно нужно писать слова в следующих предложениях? 1. С кем поведешься, (от)того и наберешься. 2. Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку. Выберите правильный ответ:

а) в 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно;

б) в 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно;

в) обоих случаях раздельно;

г) в обоих случаях слитно.

2. Выберите правильный ответ.   Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                        а)                б)                в)                г)

подз…головок                о                а                а                а

и..юстрация                лл                л                лл                лл

ми…иард                л                л                лл                лл

б…ография                е                и                и                 е

обр…зование                о                 о                а                а

3. Как нужно написать местоимения кто(то), что(же): слитно, раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях через дефис.

Б. В обоих случаях раздельно.

В. В первом случае через дефис, во 2-м - раздельно.

Г. В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.

Д. В обоих случаях слитно.

Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м - через дефис.

Ж. В 1-м случае слитно, во 2-м - через дефис.

4. Укажите местоимение, которое не имеет им.п.:

а) мне;                                г) скольким;

б) кому-то;                        д) ему;

в) себе;                        е) каким.