Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Белякова Галина Александровна

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа села Корнеевка»

 

    Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

 

Разработка урока русского языка

                     в 6 классе

                                               

                                                                 Подготовила учитель русского языка

                                                                                              и литературы

                                                                                              Белякова Г.А.

Тема: Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Цели урока:

                 Обучающая цель: закрепить умения и навыки учащихся по  

                        определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

                  Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

                 Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

Оборудование:      1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о

                                   природе» (19-20 вв).

                                2.Рисунки с изображением личных местомений.

                                3. Карточки с заданиями.

                                4. Репродукции картин о природе.

                                 5. Рисунок «Местоимения»

                            План конспекта урока

1. Оргмомент                                                                                                      (1)

2.  Проверка домашнего задания.                                                                     (2)

3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями.   (10)       4. Работа с местоимением «Я».                                                                        (2)

5. «Найдём и исправим ошибку.                                                                      (4)

      Физминутка                                                                                                  (1)

6. Дифференцированная работа в группах.                                                    (5)

7. Поэтическая минутка.                                                                                   (4)

8. Синтаксический разбор предложений.                                                        (5)

9. Устная работа со стихотворением (коллективная работа).                       (3)

10. Составление и разгадывание загадок.                                                        (3)

11. Итоги урока:

        а) Вывод.

        б) Оценки.

        в) Домашнее задание.

                                             

                                            Ход урока:

1. Оргмомент.

      -- Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

          сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

         Проверим домашнее задание. Вам нужно было выписать из учебника литературы предложения с личными местоимениями. Прочитайте, какие предложения вы выбрали.

3. Объявление темы и целей урока.

        Ребята, мы сегодня с вами побываем в стране, где живут местоимения, узнаем, какое участие они принимают в нашей речи, каким законам правописания подчиняются, выясним значение слова» Прономен». Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе:

                                                … Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

                                                     Озаряя, высвечивают все уголки родного

                                                      Языка..

         Откройте, тетради, запишите сегодняшнее число.

           Теперь нам нужно будет узнать, что обозначает слово PRONOMEN.

          Посмотрите на предложения.

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права).

2.Такая погода продержалась недолго.

 (Дождливая погода продержалась недолго).

3. Через несколько дней засияет солнце.

 ( Через два дня засияет солнце).

              -- Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет  держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

            --- А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

(Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение ОНА

Существительным, подобрать прилагательное и числительное, более точно характеризующие существительное).

             ---Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

              « Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово--- КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

         И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так : «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

            -- Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного?

           -- Какое значение имеют местоимения?

          -- Итак, теперь, наверно, понятно, почему PRO- NOMEN сочетание слов « вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть:

«Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты..»-- это говорит король этой страны. Давайте угадаем, как его зовут.

            -- Слушайте внимательно стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика» и записывайте местоимение «Я» и его формы.

                     Я талантлив от рождения!

                     Не дурак и не простак!

                     И моё местоимение

                    Все вокруг склоняют так,

                     Перво- наперво решительно

                     Скажет вам семья моя,

                     Что, конечно, Именительный ---

                      Это я и только я!

                      Мать склонилась умилительно,

                     А за ней и вся родня.

                     И не зря. Падеж Родительный

                     Для кого? А для меня;

                      Все заботятся старательно

                      И заслуженно вполне

                      И дают подарки. Дательный ----

                      Это значит --- только мне.

                      Не смотрите подозрительно, --

                      У меня родня --- броня!

                       И запомните : Винительный

                       Не касается меня!

                       Жизнь легка и упоительна

                        За  родительской спиной!

                        Нет, друзья, падеж Творительный

                         Сотворён совсем не мной.

                          Ждёте, видимо, Предложного?

                         Новых данных обо мне?

                         Не просите невозможного

                         Хватит с вас и так вполне.

    -- Какие местоимения здесь склоняются?

    -- Как зовут короля? (Я ).

    -- К какому разряду относятся записанные вами местоимении? (К личным).

             4. Работа с местоименим «Я».

               -- Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

    Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.

                    Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

                    Дружные –          МЫ

                    Дружелюбный –ТЫ

                    Вежливые        -- ВЫ (вы)

                     Неотразимая    -- ОНА

                     Всегда печальное – ОНО

                     Великолепный --- ОН

                     Неразлучные     -- ОНИ.

( Работа с рисунками)

        Все они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:

            5.Найдём и исправим ошибку в их употреблении.  

Обозначим род, число. Падеж правильно употреблённых местоимений.

Пользоваться нею        -- ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём             -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им               -- с ним     (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили             -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у него                    -- у него   (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей                -- к ней     (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему        -- к нему   (3 л. М.р. Д.п.)

--  Какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? (У них появляется после предлогов Н).

 

                                      ФИЗМИНУТКА

                6. Дифференцированная работа в группах

                А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень.

             Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…,  мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.

2-й уровень:

              Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3-й уровень:

             Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время?           (времени)

На (н) его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую (себя) как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.   (их)

Говорить с (н) им бесполезно.

                   --Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении

                      заданий?

7. Поэтическая минута

             Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение А.А. Фета о милой нашему сердцу весне.

                        Сад весь в цвету,

                        Вечер в огне,

                        Так освежительно, радостно мне!

                        Вот я стою,

                        Вот я иду,

                        Словно таинственной речи я жду.

                     Эта заря,

                     Эта весна

                     Так непостижима, зато так ясна!

                     Счастья ли полн,

                     Плачу ли я,

                     Ты – благодатная тайна моя.

                Не только поэты отмечали неповторимую прелесть весны. Но и художники часто обращались к ней. Посмотрите на эти иллюстрации.

8. Синтаксический разбор предложений

( Отрывки из стихотворений русских поэтов) по вариантам.

                  1.  А теперь поработаем над предложениями. Запишите на доске и в тетрадях предложения, сделайте синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставьте в нужном падеже.

    Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд.

   Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с ней и солнце краше, и весна милей!

2. Индивидуальная работа в тетради.

            Запишите предложения, определите, каким членом предложения являются личные местоимения. Выполните фонетический разбор.

                           Что с нею, что с моей душой?

                           … С ручьём, она – ручей,

                                И с ним журчит привольно

                               9. Устная работа со стихотворением

                                    ( коллективная работа)

             А теперь обратимся к самому важному в жизни человека --  любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы» ( на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.

                                 Учись у них—у дуба, у березы.

                                 Кругом зима. Жестокая пора!...

                                ..И за сердце хватает холод лютый;

                                … Они стоят, молчат, молчи и ты!

                                Но верь весне. Её промчится гений;

                                Опять теплом и жизнию дыша…

- Чему нужно учиться у природы?.

(Стойкости, выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы).

               10. Составление и разгадывание загадок.

     А сейчас мы с вами отдохнём. Каким образом? Составим загадки из слов

( на доске).

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

                                        То полна, то стройна

                                         По ночам не спит она.  (Луна)

Голос, умолкает, на свет, голос человеческий, его рождает, оно умирает.

                                         Голос человеческий на свет его рождает,

                                         Голос умолкает – оно умирает. (Эхо)

11. Выводы по уроку:

       а) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

      б) Домашнее задание.

   -Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

                     



Предварительный просмотр:

Занимательные элементы устной работы на уроках русского языка

     

     Среди основных предметов школьного курса наиболее сложными являются математика и русский язык, т. е. именно здесь, начиная с 1 класса, отрабатываются и закрепляются навыки письма, грамотности, правильности оформления работы. И далеко не у всех учеников высокая успеваемость по этим предметам. Причины можно назвать разные. Главное, по-моему, в недостаточности устной работы на этих уроках, особенно на уроках русского языка.

        Часто бывает, что дети, хорошо занимающиеся по литературе, истории, географии плохо усваивают русский язык. Удивительно, что ученик с отличной памятью, способный вполне логично размышлять, делать выводы, не может полноценно работать на уроках русского языка. Дело в том, что, начиная с начальной школы и продолжая в средней    школе, у ребенка появляется и закрепляется «комплекс» русского языка. Боязнь сделать на уроке что-то не так постепенно перерастает в страх перед самим уроком, тем более, если он письменный. И этот комплекс давит на психику ребенка на протяжении целых десяти лет.

          А все дело в огромном объеме письменной работы на уроках русского языка. И ученик начинает воспринимать предмет как нечто массивное, тяжелое, страшное и нет возможности как-то по-другому взглянуть на русский язык.

           Если спросить у детей, кто любит русский язык, то таких будут единицы. И это дети с врожденной, природной грамотностью. Им совершенно не трудно вставить пропущенную букву, даже не зная правила, определить, одна или две буквы Н пишутся в суффиксах прилагательных или причастий, какие слова пишутся раздельно, а какие через дефис. Этим детям легко на уроке, поэтому они положительно относятся к предмету.

            Но большинство детей в школе не имеют таких способностей,

 

 и для них урок русского языка сопряжен с переживаниями.

           И здесь, как я думаю, необходимо чаще использовать на уроках занимательные элементы устной работы. Конечно, русский язык—письменный предмет, но без устной работы он становится однобоким, массивным. И задача учителя на уроках русского языка с помощью устной работы показать, как он разнообразен, интересен. Главная цель учителя-повышение интереса у учащихся к русскому языку стоит рядом с задачей обучения грамотности.

         Устная работа поможет ученику проявить себя с другой стороны, тем более ,если учитель смог его заинтересовать.

      Это можно сделать через игру. Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх перед уроком.

      Для многих детей игра-это связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.

         Чем разнообразнее устная работа на уроке, чем больше различных приемов использует учитель, тем качественнее его урок.

         Самое главное же в том, что разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей.

          Существуют различные виды устной работы. Я остановлюсь на устных играх, которые применяю на уроке. Игра способствует повышению познавательной деятельности детей.

        Устные игры могут использоваться как в средних, так и в старших классах.

                 

 Игра  «Вставь букву».

Эта игра –разминка. Учитель предлагает ученикам слова, в которых они должны определить, какую гласную нужно вставить: а-о, и-е. Этот вид работы способствует закреплению знаний о правописании безударных гласных в корне слова, правописании окончаний глаголов и имен существительных, правописании корней с чередованием.

          Косой, касаться, растение, оросить, приоткрыть, презабавный.

               Зависите-зависеть.

       После изучения темы «Синтаксис» провожу игру «Определи количество запятых». Читаю предложение, дети устно определяют количество запятых в них или пишут тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Этот вид работы зависит от количества предложений, запланированных учителем, но не более 5 минут.

        Следующий вид «Тест»     Но не в письменном виде, а в устном. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Этот вид удобен тем, что позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока, как закрепление изученного материала.

                   

                              Игра «Лишнее слово»

              Эта игра применима к любой теме русского языка. Использовать можно ее абсолютно на любом этапе урока. Чаще всего я использую в середине урока, когда детям нужно отдохнуть после письменного упражнения. Игра рассчитана на 5 минут. Детям предлагаю несколько слов (3-5), они должны выбрать лишнее слово и записать его. Из десяти заданий хорошую оценку можно ставить за 8-10 правильных ответов. Например, большой, золотой, сухой, высокий, второй.

    В огромном, десятом, старинном, страшном, узком.

     Синий, лиловый, столетний, сотый, современный.

    А эта игра «Набери больше очков»   рассчитана на целый урок. Можно использовать как самостоятельную работу. Детям предлагаю самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2, 3 балла. Если ответил правильно, то получает соответствующий балл. Если ответил неверно, то получает ноль баллов. Вопросы задаются по очереди. Перед учениками заранее нарисована шкала: 12-15 баллов-«5», 7-11 баллов-«4», 3-6 баллов-«3», ниже 3 баллов-«2». За подсказки баллы снимаются. Вопросы на 1 балл- самые простые, на 2 балла средние, на 3 балла –трудные.

        1 балл- Синтаксическая роль в предложении имен существительных.

        2 балла- Как правильно написать гласные в суффиксах –ек, -ик.

        3 балла-  Правописание НЕ- с существительными.

      А эта игру провожу обычно в конце года. Игра «Счастливчик» включает в себя 4 колонки: «Фонетика», «Морфология», «Пунктуация», «Синтаксис». В каждой колонке по 5-7 вопросов, в зависимости от класса, по этой теме. Вопросы не записаны, а только пронумерованы. Ученик называет тему и номер вопроса. Отвечает—получает жетон, не отвечает—садится, встает следующий и так пока все вопросы не будут озвучены.

    Все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны ,и их можно использовать при оценке знаний учащихся. Игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.

    По-моему, главная роль устной работы на уроке русского языка—сближение самого предмета и ребенка. Устные задания, построенные в виде игры, помогут ребенку подружиться с предметом. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Личные местоимения"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Личные местоимения" поможет в усвоении темы...