Теория и практические задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку 8-9 класс (дидактический материал из второй книги «Колыбельная», главы первой из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана в переводе Светланы Козловой)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Донгак Сайлык Юрьевна

Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана)

 

  1. На одинокой осине под окнами начали желтеть листья.
  2. Дембилдей напился горячего чаю и вышел из дому подышать свежим воздухом.
  3. В этот предвечерний час на сельской улице пустынно.
  4. Вспоминается детство.
  5. Все стало наступать быстрее.
  6. Чуткую тишину нарушили чьи-то громкие голоса.
  7. Из ближайшего проулка показалась группа парней
  8. Затем выпустил его через нос.
  9. Приятели восхищенно взирали на своего вожака.
  10. Работать надо с ним.
  11. Для сегодняшней молодежи посещение школы – дело будничное.
  12. Бабушка заплакала. Слезы ее капали в чашку с просом. Вытирала их рукавом.
  13. А у бабушки лицо было грустным. Отец дал знак трогаться в путь.
  14. Бабушка крепко прижала меня к себе, погладила по волосам.
  15. Заговорился я с вами сегодня, ребята.
  16. Значит, еще одна осень?

 

 

Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана)

.

  1. Дембилдей заметил это вечером, вернувшись из школы.
  2. Разволновавшись, Дембилдей потянулся за трубкой.
  3. Сердце у меня в груди так и прыгало, словно жеребенок, от радости.
  4. Дембилдей на некоторое врем умолк, глядя на горы.
  5. Ирбиштей, продолжавши смолить папиросы, отвел глаза.
  6. Парни вскочили на ноги и умались вслед за Ирбиштеем, пыля кедами по проулку.

 

Разбор деепричастного оборота

  1. Днем желтенький комочек солнца чуть теплился, повиснув невысоко над горизонтом, лучи не могли пробиться сквозь морозную мглу.
  2. Я слез с розвальней, почти не чувствуя закоченевших ног, попробовал идти.
  3. Скоро мы дошли до двухэтажного дома, Кончук смело отворил дверь, мы вошли, впустив с собой морозное облако.
  4. Кончук, улыбаясь, протянул этому человеку обе руки для тувинского приветствия.
  5. Поздоровавшись, Кончук, как обычно, смело начал разговаривать, а мы стояли, осматриваясь.
  6. Кончук уже обнимал эту бочку, довольно улыбаясь.
  7. Подивившись, что в такой немудрящей одежде мы рискнули отправиться в дальний путь по морозу, директор прежде всего привел нас в столовую, наказав потом опять явиться к нему.
  8. Пробираясь следом за Кончуком между столами, за которыми сидели чисто одетые люди, я думал, что мы среди них выглядим словно нестриженые овцы в хорошо остриженном чистом стаде.
  9. Анай-оол, отложив ложку, махал ладонью перед ртом.
  10. Убрав тарелки, женщина принесла нам мяса, приправленного пшеном и луком, и еще по два стакана горячего чая.

Словно сказочное сокровище, рассматривали скромное украшение из простых бус и толстых черных ниток подростки. Ему и впрямь и цены не было, ведь и из простых, совсем не ценных бус человеческие рук могут сделать чудо. (Чавага)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_prostyh_predlozheniy.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 города Кызыла Республики Тыва»

Теория и практические задания

по подготовке к ОГЭ по русскому языку

8-9 класс

(дидактический материал из второй книги «Колыбельная», главы первой из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана в переводе Светланы Козловой)

Учитель: Донгак Сайлык Юрьевна

Квалификационная категория: первая

Кызыл-2021г.

ЗАДАНИЕ 8

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Чем может быть выражено

Примеры

Имя существительное

Редела тень.  Восток алел

Местоимение

Я помню чудное мгновение.

Никто не пришёл. Кто это сделал?

[Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).

Прилагательное в значении существительного

Наречие

Причастие в значении существительного

Приезжий был невысок ростом.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Командующий перестал ходить по мостику.

Числительное + имя существительное

Два бойца сидят в дозоре.

Неопределённая форма глагола

Учиться всегда пригодится

Междометье в значении существительного

Далече грянуло ура

Синтаксически неделимое словосочетание

Анютины глазки росли около крыльца.

Шли два приятеля.

Несколько  повозок въехало во двор гостиницы.

Числительное

Десять делится на два.

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное  сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени)

Он пел. (Изъявительное наклонение)

Ты спел бы. (Условное наклонение)

Пой. (Повелительное наклонение)

Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола

Вспомогательная часть может быть выражена:

1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: 

Он хотел проехать мимо

Имеет две части:

именную части и глагол – связку, который может отсутствовать.

Именная часть сказуемого выражена:

1. Именем существительным в И.п. или Т.п.

Он ученик. Он был учеником.

2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в  сравнительной степени

Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.

2. Глаголом в форме сложного будущего времени

Что я буду делать?

3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами.

Да подойдите же сюда!

4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др.

Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег.

5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом)

Он стоял как вкопанный.

2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.)

Вы должны трудиться.

3. Фразеологизмами

Он горел желанием выступить

4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо):

Надо учиться языку.

5.Словами состояния,

выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.):

В знойные дни хорошо бродить по лесу.

Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не-

определённой форме.

Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым.

1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим.

Стал он кликать золотую рыбку.

Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом.

Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.

2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством.

Я опять пришел сюда слушать прибой.

3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния:

Дорога проложена. Жарко. Мне весело.

4. Предложно- падежным сочетанием:

Он в восторге. Небо было в тучах.

5. Местоимением:

 Дом теперь мой.

6. Числительным: Два + три будет пять

7. Наречием:

 Ей туфли впору будут.

8.Синтаксически неделимым словосочетанием:

Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.

Сапожки – что тебе зеркало.

Глагол - связка может быть выражен:

1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться 

Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом.

2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.)

Я возвратился усталым.

Мы пришли веселые.

Ели и сосны стояли зеленые.

Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др.

Поэзия – это душа подвига…

Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана)

  1. На одинокой осине под окнами начали желтеть листья.
  2. Дембилдей напился горячего чаю и вышел из дому подышать свежим воздухом.
  3. В этот предвечерний час на сельской улице пустынно.
  4. Вспоминается детство.
  5. Все стало наступать быстрее.
  6. Чуткую тишину нарушили чьи-то громкие голоса.
  7. Из ближайшего проулка показалась группа парней
  8. Затем выпустил его через нос.
  9. Приятели восхищенно взирали на своего вожака.
  10. Работать надо с ним.
  11. Для сегодняшней молодежи посещение школы – дело будничное.
  12. Бабушка заплакала. Слезы ее капали в чашку с просом. Вытирала их рукавом.
  13. А у бабушки лицо было грустным. Отец дал знак трогаться в путь.
  14. Бабушка крепко прижала меня к себе, погладила по волосам.
  15. Заговорился я с вами сегодня, ребята.
  16. Значит, еще одна осень?

ЗАДАНИЕ 9

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (как? когда? что делая? что сделав?)

1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в противоположность, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе.

Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу.

Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов...

Утром проснулся он рано, с головной болью, разбуженный шумом.

Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции

Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своим родителем

Каждую летнюю зорю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поле ловить перепелов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Запятая не ставится

Примеры

1. те же обороты, если они

  • носят фразеологический характер;
  • входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу;

2. Обороты с союзом как:

  • если на первый план выступает

значение обстоятельства образа действия (можно заменить творительным падежом существительного или наречием);

  • если основное значение оборота  - приравнивание или отождествление

  • если  союз как имеет значение

«в качестве» или оборот характеризует предмет с какой-либо одной стороны;

  • если обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде именно, точно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.

  • если оборот имеет характер устойчивого сочетания и является сказуемым или тесно связан с ним(обычно сказуемое в этих случаях не имеет законченного смысла без оборота);

  • НО:

подобные обороты могут выделяться запятыми, если они являются придаточной частью

Что пристал как банный лист?

Вода в заливе как будто черная тушь.

Как град посыпалась картечь. (= Посыпалась градом)

Как демон коварна и зла. (Демонически коварна)

Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. (Т.е. любил, считая своей собственностью, отождествлял меня со своей собственностью)

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (В качестве жениха).

Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт. (В качестве космонавта)

Было светло, почти как днем.

Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.

Отец и мать ей как чужие.

Она сидела как на иголках.

Всё как у людей.   На войне как на войне.

Дождь лил как из ведра. Он пишет как курица лапой.

С вершины все окрестности видны, (как на ладони).

Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана)

.

  1. Дембилдей заметил это вечером, вернувшись из школы.
  2. Разволновавшись, Дембилдей потянулся за трубкой.
  3. Сердце у меня в груди так и прыгало, словно жеребенок, от радости.
  4. Дембилдей на некоторое врем умолк, глядя на горы.
  5. Ирбиштей, продолжавши смолить папиросы, отвел глаза.
  6. Парни вскочили на ноги и умались вслед за Ирбиштеем, пыля кедами по проулку.

Разбор деепричастного оборота

  1. Днем желтенький комочек солнца чуть теплился, повиснув невысоко над горизонтом, лучи не могли пробиться сквозь морозную мглу.
  2. Я слез с розвальней, почти не чувствуя закоченевших ног, попробовал идти.
  3. Скоро мы дошли до двухэтажного дома, Кончук смело отворил дверь, мы вошли, впустив с собой морозное облако.
  4. Кончук, улыбаясь, протянул этому человеку обе руки для тувинского приветствия.
  5. Поздоровавшись, Кончук, как обычно, смело начал разговаривать, а мы стояли, осматриваясь.
  6. Кончук уже обнимал эту бочку, довольно улыбаясь.
  7. Подивившись, что в такой немудрящей одежде мы рискнули отправиться в дальний путь по морозу, директор прежде всего привел нас в столовую, наказав потом опять явиться к нему.
  8. Пробираясь следом за Кончуком между столами, за которыми сидели чисто одетые люди, я думал, что мы среди них выглядим словно нестриженые овцы в хорошо остриженном чистом стаде.
  9. Анай-оол, отложив ложку, махал ладонью перед ртом.
  10. Убрав тарелки, женщина принесла нам мяса, приправленного пшеном и луком, и еще по два стакана горячего чая.

Словно сказочное сокровище, рассматривали скромное украшение из простых бус и толстых черных ниток подростки. Ему и впрямь и цены не было, ведь и из простых, совсем не ценных бус человеческие рук могут сделать чудо. (Чавага)

Задание 12

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основные виды сложных предложений

Союзные                                               бессоюзные

сложносочиненные        сложноподчиненные

Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.

Сочинительная связь

Подчинительная связь

Бессоюзная

Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос).

Между простыми предложениями составе сложносочинённого:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык...

Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому).

 Между простыми предложениями  в составе сложноподчинённого.

Для меня невозможно счастье (почему?), если я не могу разделить это счастье с другом.

Предложения соединены только при помощи интонации.

Еще косою острою в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией: Например: Они вращались бы  хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы.

По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:

  • сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно - следственные отношения:

Например: На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.

  • с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только...но и. В этих  предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему: Например: Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.
  • сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо...либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения: То падал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.

СОЮЗЫ

Сочинительные  союзы.

Соединительные

Противительные

Разделительные

Да (= и); и:  ни – ни;  

тоже, также;

не только…, но и;

как, так  и.

но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но);

же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)

 Или;

 либо;

 то-то;

 не то - не то.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчинённое предложение может состоять из двух или долее простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Например: Через окно я увидел, (как большая черная птица села на ветку клена в саду). Каждый раз, (когда приближалась осень), начинались разговоры о том, (что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось).

Придаточные в сложноподчиненных предложениях

        1. Определительные → какой?

       

        2. Изъяснительные (=дополнительные)вопросы косвенных падежей

         (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)

        3. Обстоятельственные  вопросы обстоятельств   (Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ

Вид

Вопросы

Союзы

Союзные  слова

1.  места

Где? Куда? откуда?

       ------------------------

Где, куда, откуда.

2.  времени

Когда? Как долго? С каких пор?

На сколько времени?

До каких пор?

Когда, пока, лишь, как только, едва, едва лишь, в то время как, в то время когда, прежде чем, раньше чем, перед тем как, только лишь, чуть только, после того как и др.

  --------------

3.  образа и степени

действия

Как?  Каким образом? До какой степени?

Как, будто, точно, словно, как будто

Как, что, будто,

сколько, чтобы насколько и др.

4.  условия

При каком условии?

Если, раз, если… то, когда, кабы,  ежели, коли//коль, коль скоро

  -------------

5.  причины

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Потому что; ибо; из-за того что; оттого что; так как, благодаря тому что; тем более что

 -------------

6.  цели

Зачем?

С какой целью?

Для чего?

Чтобы, для того чтобы,

с тем чтобы; дабы, с той целью чтобы

 ---------------

7. сравнения

Как? Насколько?

Как что?

Как кто?

Чем что?

Чем кто?

Как, подобно тому как, как будто, чем…тем, вроде того как, как если бы, словно, точно.

 ---------------

8* уступки

Несмотря на что?

Вопреки чему?

 Несмотря на то что, хотя,  пускай, пусть, как (бы) ни, сколько (бы) ни, где (бы) ни, какой (бы) ни

 ---------------

9. следствия

Что из этого следует?

Так что.

 --------------

ЗАДАНИЕ 13

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Подчинение придаточных предложений

[    ],  (      ),  (      ) – последовательное подчинение.

[    ],  (    ) и  (    ) – однородное соподчинение

(     ),  [      ],  (     ) – параллельное подчинение

Например:

Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.

Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), я узнал, (что мои страхи были не совсем обоснованы) – параллельное подчинение.

Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел.) – однородное соподчинение.

ЗАДАНИЕ 14

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[    ],  И  [    ],  (ЧТОБЫ       )    сложное предложение  с разными видами связи: с сочинительной и подчинительной.

[    ],  [    ],  И  [    ]    сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и сочинительной.

[    ],  [    ],  (ЧТО       )    сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и подчинительной.

[    ],  [    ],  И [    ],  (ЧТО       )    сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной, сочинительной и подчинительной.

Разбор сложных предложений на уроках русского языка

(с применением текстов из произведений тувинской литературы)

  1. Степан Сарыг-оол «Повесть о светлом мальчике»

Глава «Кызыл».

[Наконец наступил этот день]: [все были в сборе], [нас отправляли в Кызыл, на учебу]. (БСП).  Совпало это с началом поры самых жестоких морозов. [Днем желтенький комочек солнца чуть теплился, повиснув невысоко над горизонтом], [лучи не могли пробиться сквозь морозную мглу]. (БСП). В такие дни люди и животные старались без особой нужды не выходить из укрытия. [Однако наше желание попасть в Кызыл было так велико], (что мы рискнули отправиться в путь). (СПП с придаточным меры и степени)

Запрягли в розвальни мохноногую тувинскую лошаденку и тронулись в дорогу. [Едва выехали], (как тут же потонули в густом морозном тумане). (СПП с придаточным причины). [Дорогу не было видно на расстоянии трех шагов], [только заиндевевшие кусты караганника белыми копнами стояли вдоль обочин]. (БСП). (Когда мы поднялись на перевал), [я глянул вниз, в туман] – [и сердце мое сжалось]. (СП с несколькими придаточными). Что ждет меня впереди? Правильно ли я делаю, покидая родину?..

До Кызыла было два дня пути. Мы переночевали в каком-то поселке и лишь к вечеру следующего дня подъехали к Кызылу. [С великим нетерпением ждал я], (когда мы наконец увидим город). (СПП с придаточными времени).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»

Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе

Данный материал поможет в подготовке учащихся к Всероссийской проверочной работе по русскому языку...

Дидактические материалы по пунктуации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Дидактические  материалы  по пунктуации   для подготовки  к ЕГЭ   по  русскому   языку   в 11  классе...

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку ( 9-й класс)

Задание 9.1. на ОГЭ по русскому языкуЛингвистический минимум для комментирования примеров сочинения на лингвистическую тему...

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы

В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий...