Дифференцированные задания по теме «Сложноподчиненные предложения»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Творческие задания разного уровня сложности по теме «Сложноподчиненные предложения», которые дают возможность трудиться на уроке всем учащимся, поддерживая интерес к изучению русского языка. Задания расположены с учетом возрастания их сложности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cpp_9kl.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания

по теме «Сложноподчиненные предложения»  (9 класс)

В любой системе обучения, при работе с любой программой в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется дифференциация. В силу различия личностных качеств учащихся и других причин в классе идет внутренняя дифференциация. Есть ученики с высоким уровнем знаний, с общим и минимальным. Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Уровневую дифференциацию необходимо организовывать  на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, при закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

При закреплении  и повторении применяю методику свободного выбора разноуровневых заданий. Выбор предоставляется ученику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и открывается  простор для развития творческой индивидуальности ребенка.

Ориентация на дифференцированное обучение создает возможность работать с учениками разных уровней развития, разных способностей. Пространство между уровнями – это своеобразная «лестница деятельности», добровольное восхождение по которой может обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимальном уровне.

Внутренняя потребность  в творческой деятельности, в творческой самостоятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

Приведу примеры творческих заданий разного уровня сложности по теме «Сложноподчиненные предложения», которые дают возможность трудиться на уроке всем учащимся, поддерживая интерес к изучению русского языка. Задания расположены с учетом возрастания их сложности. Цель работы – усвоение средств связи придаточных предложений с главным; совершенствование пунктуационных навыков; формирование умения использовать сложноподчиненные предложения в речи; обогащение  учащихся лексикой нравственной тематики.

Задание 1. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. (Рядом стояло дерево, на ветвях которого серебрился иней). 2) Человек  постоянно ссорится с другими, который не умеет жить. (Человек, который не умеет жить,  постоянно ссорится с другими). (3) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. (Я учусь в школе, которая носит имя писателя, известного всей стране).

Задание 2. Дайте толкование слова с помощью описательного оборота, включающего родовое понятие (гипероним) со значением «качество, черта характера».

Образец: Правдивость – черта характера человека, который всегда говорит правду.

Жадность – это качество человека, который ничего никому не дает.

Отзывчивость - качество человека, который отзывается на чужое горе, готов помочь.

Щедрость - качество человека, который охотно делится с другими.

Откровенность – качество человека, который не скрывает свои мысли и чувства.

Задание 3. Продолжите предложения, используя придаточные. Определите срендства связи придаточного предложения с главным.

1) Природу надо беречь (почему?)… (потому что она не вечна).

2) На привал лучше расположиться там (где?)… (где можно развести костер без ущерба для природы.

3) Запоминаются те книги (какие?)… (которые дают ответы на волнующие нас вопросы).

4) Не шути над тем ( над чем?)… (что дорого другому).

5) Не забывай о том (о чем?)… (что есть люди, нуждающиеся в помощи).

6) Человек не напрасно прожил (при каком условии?)… (если вырастил хотя бы одно дерево).

Задание 4. Составьте памятку «Если вы хотите понравиться людям», сформулировав советы Д. Карнеги в виде четырех сложноподчиненных предложений с союзами или союзными словами.

Советы Д. Карнеги:

- чаще улыбайтесь;

- искренне интересуйтесь жизнью других людей;

- умейте выслушивать до конца говорящего с вами;

- говорите об интересующем вашего собеседника.


Образец памятки учащегося.

Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

Умейте выслушивать до конца того, с кем говорите.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Задание 5. Напишите сочинение-миниатюру по аналогии. Определите синтаксическую структуру предложений в тексте Д.С. Лихачева о милосердии. Создайте собственное рассуждение на эту тему, сохранив синтаксическую модель предложений.

1) Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. 2) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. 3) Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости. Неспособности жить. 4) Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Работа учащегося.

1) Жадность, агрессивность, злоба делают человека некрасивым. 2) Лицо человека, которое озаряется улыбкой, становится прекрасным. 3) Дело ив том, что добрая реакция на окружающее, приветливость и оптимизм это признак душевной и духовной силы, способности жить. 4) Человек, который доброжелательно относится к окружающим, делает счастливым себя и украшает жизнь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Проверочная работа в 9 классе по теме: Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений.

проверочная работа по теме: "СПП. Виды придаточных предложений". Данный материал поможет проверить знания обучающихся по данной теме....

Пунктуация в заданиях и ответах. Сложноподчиненное предложение.

Пунктуация в заданиях и ответах. Сложноподчиненное предложение....

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....