Статья "Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

 

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.

  Существует   богатый   выбор   форм   и   методов   стимулирования   и   мотивации познавательной   деятельности.  

 Условно   можно   выделить   4   блока   основных   методов мотивации :

 эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

!). Эмоциональные

 1  поощрение,

 2  порицание,

 3 познавательная игра,

 4  создание ярких наглядно образных представлений,

 5  создание ситуаций успеха,

 6  стимулирующее оценивание,

7  свободный выбор задания,

 8  удовлетворение желания быть значимой личностью.

2). Познавательные:

1  опора на жизненный опыт,

 2  познавательный интерес,

 3  создание проблемной ситуации,

 4  побуждение к поиску альтернативных решений,

 5  выполнение творческих заданий,

 6  «мозговая атака»,

7  развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

3). Волевые

 1  предъявление учебных требований,

 2  информирование об обязательных результатах обучения,

 3  формирование ответственного отношения к учению,

 4  познавательные затруднения,

 5  самооценка деятельности и коррекции,

 6  рефлексия поведения,

 7  прогнозирование будущей деятельности.

 4). Социальные

 1   развитие желания быть полезным обществу,

 2  побуждение подражать сильной личности,

 3  создание ситуации взаимопомощи,

 4  поиск контактов и сотрудничества,

 5  заинтересованность в результатах коллективной работы,

 6  взаимопроверка,

 7 – рецензирование

 Выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а   о   недостатках   говорю   в   форме   мягкого   замечания, с небольшим элементом юмора.

   Они   должны   знать,что   задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать   в группе, а   общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося. При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операциональнопознавательного и рефлексивнооценочного.

Мотивационный этап  это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:

1. Создание учебнопроблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это достигается с помощью следующих приемов: а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему, б)   рассказа   учителя   о   теоретической   и   практической   значимости   предлагаемой   темы ;  2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. 

 3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей

1. Принципы инновационного обучения русскому языку:

   принцип   раскрытия   творческих   способностей   приобретать   активным   путем   знания   в системе,  принцип взаимосвязи рационального и эмоционального,

 частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текстового материала, вводимого в уроки;

 2. Методы инновационного обучения русскому языку:  метод проблемной наглядности,  метод лингвистической аллюзии,  метод активизации ассоциативных связей;

3. Приемы работы на уроках русского языка:  ассоциативный,  "немой" вопрос,    прием   составления   тематической   сетки   готового   текста   и   прием   ее   вычисления   при создании текста.    прием   составления   схемы   развертывания   микротем   будущего   текста   и   прием   ее вычленения из готового текста и др.

   Организационная   сторона   инновационной   технологии,   применяемой   на уроках   русского   языка,   включает   понятия:   способ   инновационного   обучения,   урок дидактическая игра и уроки исследование. Материально дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика   через   аппарат   эмоций, и   с   опорой   на   специально   организованную   работу   со словесными ассоциациями.

 При этом материально дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие инновационная опора (лингвистическая метафора образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом)  и результаты ее трансформации: схемаопора, рисунок (картина)опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора,  "провоцирующая"   ученика   на   учебное   действие,   на   "расшифровку"   системно структурной   модели   в   режиме   продуктивного   творчества,   выступает   ориентировочной основой умственного действия.. Считаю допустимым называть опорным конспектом словеснообразную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемыопоры или рисунка опоры, разработанных учителем.

 Такой опорный конспект  это:

  1. перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий,
  2.  внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным   на   опоре,
  3.   рассказ   по   ней.   И   конспект опора,  и   учебный   клип    своеобразная  индивидуализированная   информация,  основа  творческого  освоения  знаний одновременно   с   умениями,   продукт   познавательной   мотивации   и   интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. 

 1. Приемы и стратегии учебной рефлексии.    Прием «Плюс минус интересно». Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон. Плюс минус интересно.

        Этот   прием   используется   при   получении   первого   аналитического   материала   или   для обратной связи.    

 Прием «толстые   и   тонкие   вопросы».

  Цель:  формирование   грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной   учебной   и   домашней   работы.  

 «Тонкими» называют   простые, односложные   вопросы,   требующие   ответа   да/нет.   «Толстые»   вопросы   выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните, почему…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет если…? На что похоже…?     Кто? Что? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?       «Кластер»  прием  графической  систематизации  материала.  предполагается   выделение   смысловых   единиц   текста   и   графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.     

   Прием «Верите ли вы…?»

 Цель: способствовать   формированию   умения   критически   оценивать   результат.   Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.   ученик учитель   № вопроса № вопроса № вопроса № вопроса да   нет        

  Прием «Рефлексивные вопросы».

 Цель:   получение   эмоционального   отклика   одной   личности   на   переживания   другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

 Набор рефлексивных вопросов:

 1. Что показалось вам сегодня трудным?

2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

 4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

 5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

6. Были ли моменты недовольства собой?

7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

 8. Заметили ли вы свои успехи…?...   

    Игра  «Знаете   ли   вы,   что…?»  

 Эффективный   прием, помогающий   настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

     Прием. «Закончи   предложения».

  Цель:  формирование   умения   оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…». 3. Приемы и методы проектной технологии.

 С   точки   зрения   учащегося   проект   –   это   возможность   делать   что-то   интересное самостоятельное,   в   группе,   самому.

  На   уроках   русского   языка   школьники   выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий. Включая   эти   приемы   в   образовательный   процесс,  учитель   делает   урок   интересным, содержательным и увлекательным. Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем: «эмоциональные поглаживания».

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. 4. “Линия времени”.

 Начертить   на   доске   линию, на   которой   обозначаются   этапы   изучения   темы,   формы контроля;   проговаривать   самые   важные   периоды,   требующие   от   ребят   стопроцентной самоотдачи,   вместе   можно   найти   уроки,   на   которых   можно   “передохнуть”.

 “Линия времени”  позволяет   детям   увидеть,   что   именно   может   являться   конечным   продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

 Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному

 5. Создание ситуации успеха. 

 Позволяет   замотивировать   ребят   на   активную   работу   во   время   урока.

  Во   время фронтального   опроса   можно   отвечать,   начиная   словами:   “Я   знаю,   что…”.   Растёт уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

  6. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Нужно   педагогу   заблаговременно   вывешивать   на   стенд   информацию   о   критериях оценивания   результатов   изучения   темы   и   оговаривать,   что   нужно   сделать,   чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

7.  “Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно   держать   ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить   ответственность   за   процесс   обучения   на   самих   учеников.

  Иногда   можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами. 9. Оценка – не отметка.  Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика.

 Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  10. Кредит доверия.  В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности   для   достижения   успеха,   необходимо   только   чтото   сделать   подругому, стараться чуть больше.

  11. Образовательная стратегия.  – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?  – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?  Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

  12. Закрепление правил в игре с мячом.  Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.  

 13.   Упражнения   на   развития   визуального,   аудиального   и   кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.  Упражнения типа:    Что ты видел, слышал, чувствовал,        когда ехал в школу;  во время прогулки по осеннему парку;  когда выполнял домашнее задание по русскому языку;  на берегу моря  и т.д.  14. В начале урока:  – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.  – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?  – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…  – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 15. “Данетка”  Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Данетка” учит:  – связывать разрозненные факты в единую картину;  – систематизировать уже имеющуюся информацию;  – слушать и слышать соучеников.    Например, педагог загадывает   какоето слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только   “данет”.   Вопросы,   как   правило,   содержат   в   себе   знание   морфологических, синтаксических,   фонетических   сведений   о   слове.   Для   создания   напряжения   можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

  16. “Оратор”.  За   1   минуту   убедите   своего   собеседника   в   том,   что   изучение   этой   темы   просто необходимо.  

 17. “Автор”.  … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?  … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?  … Если бы вы были художникомиллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

   18. “Фантазёр”.  На доске записана тема урока.  –   Назовите   5   способов   применения   знаний,   умений   и   навыков   по   этой   теме   в   жизни. …………  – Вот видите, как важно…..

   19.   Эмоциональный   отклик,   отношение   к   теме   урока   через   признание   личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.  – Что вы уже знаете об этой теме?  – Подберите слова об этом или на эту тему…….  –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!  

 20. “Кумир” На   карточках   раздать   “кумиров   по   жизни”.   Пофантазируйте,   каким   образом   они   бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?  

21. “Профи”  Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

  22. “Суд”.  Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё   раз   рассказать   вкратце   об   этапах   её   изучения,   с   помощью   прокурора   и   адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели   предоставят   неопровержимые   “улики”   данного   процесса   обучения,   судья подведёт итог. А все вместе сделают урок     интересным, весёлым и запоминающимся С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.            

         АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

. 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

 2. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.

 3. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.

 4. ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ.

 5. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З.

 6. ЛОВИ ОШИБКУ!

 7. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА          Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок”  можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по разному:  Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.  Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)  Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)  Какое слово скрывается (фотамсеар  атмосфера) и так далее.           Таблички  с  понятиями  и  терминами  вывешиваются   на доске  и  ребятам  задаются вопросы.  

 Интеллектуальная   разминка   не   только   настраивает   учащихся   на   учебную деятельность,   но   и   развивает   мышление,   внимание,   умение   анализировать,   обобщать, выделять главное.

  ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ          Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай,  там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где?   Когда?”,   достаточно   иметь   круг   из   картона   со   стрелкой   на   гвоздике.   Можно   и наоборот   –   вращать   диск   относительно   неподвижного   указателя.   Объектом   случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх   монетку   (орел   или   решка),   тянут   жребий,   вынимают   бочонки   русского   лото   с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…   ЛОВИ ОШИБКУ!          Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки.                       Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные   места»   интонацией   или   жестом.   Научите   школьников   мгновенно   пресекать ошибки   условным   знаком   или   пояснением,   когда   оно   требуется.                                                                                  Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание   и   готовность   вмешаться!                                                                           Ученик получает   текст   (или   скажем,   разбор   решения   задачи)   со   специально   допущенными ошибками   –   пусть   «поработает   учителем».   Тексты   могут   быть   заранее   приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

   ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…).

  1. УДИВЛЯЙ!

 2. ПРЕССКОНФЕРЕНЦИЯ.

 3. СВОЯ ОПОРА.

 4. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.

 5. ЛОВИ ОШИБКУ!

 6. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.

 7. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.                

Ученик   составляет   собственный   опорный   конспект   по   новому   материалу.   Этот   приём уместен   в   тех   случаях,   когда   учитель   сам   применяет   подобные   конспекты   и   учит пользоваться   ими   учеников.   Как   ослабленный   вариант   приёма   можно   рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно,  если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не еда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.   ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное  буквально значит   «тысячища»?

 Следующий  урок нужно начать с ответа на этот вопрос.    ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ       

    К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов  суждений:        Почему?        Как доказать?        Чем объяснить?        Вследствие чего?        В каком случае?        Каким образом? Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.          Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

   ПРИМЕНЕНИЕ   ТЕОРЕТИЧЕСКИХ   ПОЛОЖЕНИЙ   В   УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  1. СВОЯ ОПОРА

 2. ЛОВИ ОШИБКУ!

 3. РАБОТА В ГРУППАХ

 4. ИГРА – ТРЕНИНГ

 5. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ».

6. ЩАДЯЩИЙ ОПРОС.    ИГРА – ТРЕНИНГ.

 Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... 1.   Если   необходимо   проделать   большое   число   однообразных   упражнений,   учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

 ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ».

        Использование   такой   формы   урока,   как   деловая   игра   можно   рассматривать   как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка   и   организация   деловой   игры   требует   многосторонней   и   тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у уч щихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.  

 1. МИНИПРОЕКТЫ.

 2. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

 3. МИНИИССЛЕДОВАНИЕ

  4. РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ.

  5. ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО».

  6.  «В СВОЁМ ТЕМПЕ».  «РЕСТАВРАТОР».   МИНИПРОЕКТЫ           

   Учебный   проект   как   комплексный   и   многоцелевой   метод   имеет   большое количество   видов   и   разновидностей.   Исследовательский   минипроект   по   структуре напоминает   подлинно   научное   исследование.   Оно   включает   обоснование   актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся  могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).        

     РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ            Учащиеся   учатся   выбирать   правильный   вариант   написания   слова   из   имеющегося набора.              

 МИНИИССЛЕДОВАНИЕ.  Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.        Что мне интересно больше всего?        Чем я хочу заниматься в первую очередь?   

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?        По каким предметам у меня самые хорошие отметки?        О чём хотелось бы узнать как можно больше?        Чем я мог бы гордиться?                                                       Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:                                 фантастической (ребенок выдвигает какуюто фантастическую гипотезу);          экспериментальной;        изобретательской;        теоретической.                      

 ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»            Учащиеся   озвучивают   фрагмент   художественного,   мультипликационного   и   др.   фильма после предварительной подготовки.                         «РЕСТАВРАТОР»            Учащиеся   восстанавливают   текстовый   фрагмент,   намеренно   «поврежденный» учителем.   ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

 1. РАЗНОГО РОДА ТРАЕКТОРИИ.

 2. ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР «БЕГУЩИЕ ОГОНЬКИ».

 3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.

 5. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК. ОБОБЩЕНИЕ   УСВОЕННОГО   И   ВКЛЮЧЕНИЕ   ЕГО   В   СИСТЕМУ   РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД. 1. ТЕСТ. 2. СВОЯ ОПОРА. 3. КЛАСТЕР. 4. ГРУППИРОВКА. 5. ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.

 6. ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.

   ГРУППИРОВКА Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои   высказывания.   Основанием   классификации   будут   внешние   признаки,   а   вопрос: "Почему   имеют   такие   признаки?"   будет   задачей   урока.                                                                                                               Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь,   сторож,   ключ,   вещь,   мышь,   хвощ,   печь.  

 КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

 1. ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ.

 2. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС.

 3. ТИХИЙ ОПРОС.

 4. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.

5. БЛИЦКОНТРОЛЬНАЯ

. 6. РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

 7. ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.

  БЛИЦКОНТРОЛЬНАЯ Контроль   проводится  в  высоком  темпе   для  выявления  степени  усвоения   простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.   

       По темпу блиц контрольная сходна с диктантом. Отличие же в том, что   сюда   входит   проверка   владения стандартными умениями.

 Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.   

   Технология проведения:  условия по вариантам открываются на доске или на плакате.

При возможности условия   распечатываются   и   кладутся   на   парты   текстом   вниз.  

 По   команде   — переворачиваются.  во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все   расчеты,

 промежуточные   действия   —   на  листе,  ответ  обводится  рамкой.

  Работы сдаются учителю или применяется   вариант самопроверки:  вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики                                    отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;

 б) небольшое обсуждение по вопросам учеников.  

 РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 1. РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ.

 2. «ЁЛОЧКА»

 3. 4. 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

6.ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ».  «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА».  «ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ».   РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ    

       Сравнить своё настроение с образом какого-либо  животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.        Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.        На   общем   большом   листе   группой   или   всем   классом   нарисовать   красками   своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).    

        «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА» По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:    

    Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;        Цветок – довольно неплохо;        Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;        Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

 Техника   осмысления   процесса, способов   и   результатов   мыслительной   работы, практических   действий.  

  1. Выбери верное утверждение:  

  Я сам не смог справиться с затруднением;        У меня не было затруднений;        Я только слушал предложения других;        Мы сегодня разобрались….        Я сегодня понял, что…        Мне было трудно…        Завтра я хочу на уроке…         Как бы вы назвали урок?        Что было самым важным на уроке?        Зачем мы сегодня на уроке…?        Какова тема сегодняшнего урока?           Какова цель урока?        Чему посвятим следующий урок?        Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

       Что для тебя было легко (трудно)?        Доволен ли ты своей работой?        За что ты хочешь похвалить себя или когото из одноклассников?     учителя…):        Что мы хотели выяснить на уроке?        Что нам удалось узнать?

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме самообразования "Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке

В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...

Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"

В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела....

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса"

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.  " Олимпиада по родному языку для 9 класса" может быть использована как на уроке дл...

АООП образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс

Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по курсу «Русский язык» 2-4 класс...

Адаптированная рабочая программа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по предмету "Русский язык"

Адаптационная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая...