Урок русского языка в 5 кл. "Имя прилагательное как часть речи" (повторение)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок направлен на повторение изученного материала по имени прилагательному в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_5_klass.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи» в 5 классе

Цель деятельности учителя        Систематизировать ранее изученное о прилагательном, углубить понятие о роли прилагательногов речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль полных и кратких  прилагательных в предложении.

Тип урока        Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты        Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, морфологические признаки прилагательного(род, число, падеж,), правила о написании падежных окончаний прилагательных ; уметь ставить вопросы к прилагательным от существительных, определять род, число, падеж,  правильно определять падежные окончания прилагательных ,  графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена прилагательные по образцу.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения        Наблюдения над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы        http://learningapps.org/

 http://videouroki.net

Оборудование        Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал        Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия        Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, общий род.

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока        Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения        Деятельность учителя        Осуществляемая деятельность учащихся        Формы организации взаимодействия        Формируемые умения (УУД)        Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Время – 1 минута.        Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.        - Здравствуйте, ребята! Чтобы снять усталость от предыдущих уроков, предлагаю восстановить ваш энергетический баланс:

- нужно с силой сжать и разжать пальцы10 раз;

-поднимаем руки вверх –вдох, опускаем – выдох,

- кончиками пальцев постучать по затылку и макушке 10 раз;

-похлопаем в ладоши.

Я думаю, вы ощутили, как приободрились. Спасибо всем. Теперь приступим к серьезной работе.        Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.        Фронтальная        Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.        

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Время – 2 минуты.        Эвристическая беседа. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.        - Опишите погоду за окном.

-Какая она?

- При помощи какой части речи мы описали сегодняшнюю погоду? Назовите грамматические признаки этой части речи.        Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осваивают лингвистические термины.        Фронтальная        Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.        Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

Время – 2 минуты.        Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.        - Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Имя прилагательное)

- Какие части речи вам еще знакомы?

- Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи. (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.)        Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.        Фронтальная, индивидуальная        Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.        Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Время – 2 минуты.        Составление кластера.        - Что же нам нужно сделать, чтобы повторить имя прилагательное?

(Вспомнить, что обозначает прилагательное, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль).

- А чтобы не забыть, что нужно повторить, нарисуем подсказку – солнышко, на лучиках которого напишем все признаки прилагательного.

        Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.        Фронтальная, индивидуальная        Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания.        Устные ответы.

5.Творческая практическая деятельность.

Время – 24 минуты.        Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.        Слайд 2

Задание 1.

- Прочитайте текст (текс спроецирован на доску с пропуском слова):

 К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит  … , несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку , как все птицы , а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями , а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие , крепкие.

(По Г. Скребицкому)

-О какой птице идёт речь?

- Как вы это определили?

-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?

-К какой части речи относятся слова с помощью которых дано такое точное описание?

Слайд 3

Задание 2. Письменно.

- Представьте себе, что рядом с вами сидит любимый зверёк и попробуйте его описать.

Пример: кошка

Хитрая, вкрадчивая ,прыгучая, весёлая, серая, шустрая, ласковая, приветливая; она быстра, игрива, мила.

- Какими членами предложения может быть имя прилагательное? (Определением, сказуемым.)

Слайд 4

Задание 3.

- А теперь сказка о прилагательном:

Родились прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они  с Существительными, да вот незадача: у Прилагательных собственных рода , числа и падежа не было. «Что, если нам попросить у Существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе-служба, вместе – дружба!

Слайд 6

Задание 4.

На доску спроецирован текст:

Лес, точно терем расписн..,

Лилов..,золот..,багрян..,

Весёл.., пёстр.. стеной

Стоит над светл.. поляной.

(И.Бунин)

-Какие средства выразительности использует поэт?

-Какова их роль?

-Выписать прилагательные вместе с существительными , от которых они зависят. Образец: лес (какой?) лиловый

Задание 5.

В научной литературе прилагательные используются , как правило, в прямом значении, так как представление о предмете должно быть точным. В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.

-Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие с существительные.

 –Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания. Какие из них найдут место в научной, а какие в художественной литературе?

Тёплый (погода, снег), острый (нож, язык), свежий ( ветер , вид ),холодный (взгляд, напиток), каменное (лицо, здание),сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).

Слайд 8. Физкультминутка.

Слайд 9.

Задание 6.

В каких названиях сказок встречаются имена прилагательные?(А .Пушкин – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; Г.-Х. Андерсен- «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и др.

-Учащиеся записывают словосочетания ( стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая и т.д.), два - три из них анализируются.

 Образец записи: стойкий ( какой?) солдатик – м.р ,ед.ч, Им.пад.

Задание 7.

- Замените словосочетания  одним словом –прилагательным. С помощью какой морфемы образованы эти прилагательные? Разобрать их по составу.

Слегка сырой (сыроватый), лес из сосен (сосновый), почва из глины (глинистая), Чуткий человек (отзывчивый),салат из овощей

 ( овощной),гриб небольшого размера (маленький),застенчивый мальчик

( стеснительный) , обаятельная девочка

 ( очаровательная)

Задание 8. На доске записано предложение.

-Определите количество основ в предложении:

Чёрная рыба прошла у самого борта и зацепила пером за весло. (К. Паустовский )

-Составьте схему этого предложения.

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Составьте предложение, в котором бы это прилагательное выступало бы в роли сказуемого.

(Вода в озере чёрная и прозрачная)

Задание 9.

- Прочитайте текст и скажите, какое задание можно к ним придумать? (Вставить пропущенные буквы).

Под малинов.. кустом, под узорчат.. листом у ребят спрятан клад. О малинов.. кусте, об узорчат.. листе знают те , кто прятал клад :Толя, Коля и Марат. И ещё сто ребят. О чудесн.. кладе  том под малинов… кустом рассуждает да гадает весь наш дом. Если вы хотите знать , расскажу вам , где искать . Там, за звонк… ручейком, под малинов… кустом.

  - А что нужно знать, чтобы успешно справиться с этим заданием? (Род, число и падеж существительного, с которым согласуется прилагательное, самого прилагательного ).

- А что можно сделать для проверки? ( поставить вопросительное слово какой?)

На доске оформлена таблица-подсказка:

Им.( Какой?) – ой,- ый, -ий

Р.п. (какого?) – ого, -его

Д.п. (какому?) – ому, -ему

В.п. (какой?) – ой, -ый, - ий

Т.п. (каким?) – им, -ым

П.п. (о каком?) – ом,ем

Им.п. (какая?) –ая,-яя

Р.п. (какой?) –ой, -ей

Д.п. (какой?) – ой, - ей

В.п. (какую?) – ую, -юю

Т.п. (какой?) – ой, -ей

П.п. (о каком?) – ой.-ей

Им.п. (какие?) – ие,ые

Р.п. (каких?) – их, -ых

Д.п. (каким?) –им, -ым

В.п. (какие?) – ие, -ые

Т.п. (какими?) –ими, - ыми

П.п. ( о каких?) – их,ых

- Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, обозначая падеж прилагательных. Один человек работает с этим заданием на доске, другой – на интерактивной доске (Слайд 10)

        Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.         Фронтальная, групповая, индивидуальная.        Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.        Устные ответы

6.Самостоятельная работа.

Время – 5 минуты.        Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.        Слайд 11

- Произведите морфологический разбор (под) малиновым  – 1 вариант, (под) узорчатым – 2 вариант из предложения : Под малиновым кустом, под узорчатым листом в кустах спрятан клад

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.        Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.        Индивидуальная        Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по плану.        Письменная работа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Время – 2 минуты.        Обобщение полученных на уроке сведений.        - Вот мы и подошли к завершающей части нашего урока.

- Что нового вы узнали?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

        Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.        Фронтальная        Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.        Оценивание работы учащихся на уроке.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Время – 1 минута

.        Заключительная беседа по вопросам. Оценивание результатов работы.

Домашнее задание        - Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Упр 572 ( составьте из данных слов словосочетания, обозначьте часть речи главного и падеж зависимого слова)        Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.        Фронтальная        Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

        Оценивание работ учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

  Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.

Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах....

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...

Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).

урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...