Авторский вариант ЕГЭ по русскому языку 11 класс
тест по русскому языку (11 класс)

Татьяна Михайловна Смольянинова

Вариант ЕГЭ в формате 2023, полностью соответстует  демоверсии ЕГЭ 2023. Предназначен для проведения диагоностических работ по русскому языку в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_3_ege.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

<…> многих десятилетий упаковка лекарственного средства (ЛС) рассматривалась как наименее значимый элемент фармацевтического продукта. Прежде всего к ней предъявлялись утилитарные требования: сохранить качество препарата, обеспечить его транспортировку, информировать о его названии и дозировке. В последние десятилетия в связи с бурным развитием фармацевтического маркетинга роль упаковки становилась всё более заметной. Она стала носителем имиджевой составляющей, важной частью продвижения и создания бренда.

В настоящее время наблюдаются новые тенденции в подходах к разработке упаковок лекарственных продуктов. Современная упаковка способна повысить привлекательность лекарственного продукта, более того, она становится самостоятельным продуктом фармацевтического маркетинга.

Маркетинговую ценность упаковки ЛС специалисты отмечают постоянно. В выборе лекарственного препарата среди подобных (а для неспециалиста  — непонятно чем отличающихся друг от друга лекарств) немалую роль играет впечатление, которое производит внешний вид упаковки. Это похоже на то, как потребитель впервые выбирает, например, овощи глубокой заморозки в супермаркете: он знает, что нужна овощная смесь, а их здесь масса, значит, выберет ту, чья упаковка покажется более привлекательной. Подобным образом люди выбирают и некоторые препараты в аптеке, например поливитамины, средства от простуды и пр. Так, в одном из исследований было показано, что упаковка определяет предпочтения при выборе препарата у 12% респондентов, т. е. лишь на 1% меньше, чем рекомендации провизора/фармацевта, причём в 5 % случаев роль играет информативность, в 4%  — удобство, в 3%  — красочность упаковки.

Разработчики фармацевтических упаковок прилагают немалые усилия для усовершенствования функциональных свойств своей продукции, используют современные материалы и формы для первичной и вторичной упаковки и постоянно предлагают производителям ЛС новые оригинальные решения.

(По Е. Вольской)

1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот производный предлог.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)  ВРЕМЯ. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

2)  МАССА. Совокупность чего-н., а также что-н. большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.

 3)  ПРОДУКТ. перен. Следствие, результат, порождение чего-н. (книжн.). Язык  — это п. исторического развития.

4)  ЗАМЕТНЫЙ. Очевидный, явный. Заметные достижения.

5)  ВИД. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1)  С целью эмоционального воздействия на сознание широкого круга читателей в тексте, посвящённом важной социальной проблеме, используется эмоционально-оценочная лексика (важной, главным), что позволяет отнести этот текст к текстам публицистического стиля.

2)  В первом предложении текста сформулирован тезис, который доказывается примерами, приведёнными в последующих предложениях первого (1) абзаца.

3)  Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (маркетинг, препарат и др.)

4)  Текст обладает рядом синтаксических признаков, свойственных письменной речи: используются различные простые осложнённые предложения (с однородными членами, вводными словами, вставной конструкцией), сложноподчинённые предложения.

5)  Используемый в тексте приём  — парцелляция  — даёт возможность привлечь внимание читателя к наиболее важным в смысловом отношении членам предложения.

4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1) шарфЫ             2) клАла        3) цепОчка        4) нАчать        5) донИзу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Линейное движение от старта к финишу с  НАРАЩЕНИЕМ темпа показалось ему сейчас скучным, неинтересным.

До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТЛИВЫМ и энергичным.

Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Утренний ветер затих, как будто прошумел только для того, чтобы СТРЯХНУТЬ росу с деревьев.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Затем послышался тихий шёпот, и в сторону учёного направились взгляды, выражавшие неприязнь и страх.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ                                на ОБОИХ руках

в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году         звонкие КОЛОКОЛА

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Работая в архиве, мне не раз встречались в уголовных делах истории людей, перешедших на сторону врага.

2) Он чувствовал какую-то смутную вину за то, что опубликовал статью, и опасался скандала, который мог бы разразиться по приезде Петрова.

3) « Мелодия» К. Глюка передает загадочную сопряжённость мира и души композитора, который осмысливает и следует законам музыкального жанра.

4) Спеша на работу по узкой тропе, протоптанной между яблонями посредине закамуфлированной сугробами садовой дорожки, она встретила Таню.

5) Птенцы, сформированные в яйце, по истечению срока насиживания разрушают скорлупу при помощи маленького рогового нароста на клювике.

6) Будучи человеком самодостаточным и бескорыстным, вы должны сохранять хладнокровие в этом запутанном деле, которое определит дальнейшую судьбу беззащитной сироты.

7) В «Записках из подполья» Ф.М. Достоевский знакомит нас с фантазиями героя, который в деталях представляет, как будет мстить своим обидчикам.

8) Научный руководитель Института водных проблем РАН обстоятельно объяснил нам то, что загрязнение вирусом сточных вод в создавшейся ситуации вполне возможно.

9) Я вспоминаю изящных дам из высшего общества, два рубля пожалевшим вдове, молившей о спасении.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..рлога, п..лотируемый, оп..раться

2) глоб..листский, к..раллы, вып..лоть (сорняки)

3) ос..бняк, т..рговец, об..грённый (кровью)

4) м..заичный, выск..чить, в..пиющий (случай)

5) прож..вать (пищу), ут..плённая (куртка), д..сантироваться

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пост..нфекционный (кашель), об..скивать, (пьеса) с..грана

2) пр..вередничать, непр..глядный (на вид), непр..нуждённый

3) пред..январский, неб..ющийся, об..едки

4) з..остриться, ультр..звуковой, пр..родитель (драконов)

5) во..препятствовать, ра..цепиться, обе..движенность

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (удобное) кресл..це, букаш..чка

2) отвлеч..нность, дириж..рский

3) выкорч..вать, завинч..вающийся

4) буш..вать, зародыш..вый

5) неудачл..вый, противоопухол..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) энергозавис..мый, благоустро..шь

2) беспоко..щийся, выгул..нный (пёс)

3) непроница..мый, подта..вшее (мороженое)

4) вывер..шь (рукопись), не сыщ..шь (днём с огнём)

5) (они) перестел..т (паркет), вылин..вшие (обои)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы все опасались, как бы чего (НЕ)ВЫШЛО.

Сильные морозы, (НЕ)БЫВАЛЫЕ для наших южных краёв, уничтожили виноградники.

Он человек слабовольный, подверженный чужому влиянию, ни на что (НЕ)ГОДНЫЙ.

Суматоху вызвал (НЕ)ПРИМЕЧЕННЫЙ путешественниками ранее молодой волк.

(НЕ)ВСЯКОЕ дерево годится для изготовления спичек, но лишь всеми презираемая осина.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дня не проходило до отъезда, ЧТО(БЫ) кто-нибудь из друзей не повторял ему: «Имей (В)ВИДУ, я тебе не завидую».

Сейчас же Семён ясно увидел то, (ЗА)ЧЕМ он так пылко гнался, то, что так сильно его привлекало (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей сознательной жизни.

Далеко (В)ПЕРЕДИ (ПО)ХОДУ поезда показалась зелёная полоска кустов. (В)СЛЕДСТВИЕ того что суда были небольшие и довольно ветхие, в штормовую погоду (В)БЛИЗИ берега их сильно качало.

«ЧТО(Ж) такое?» – сказал Петрович и, вывернув шею, стал смотреть куда-то (В)БОК, по направлению к коридору.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.

Раньше он любил часами беседовать с Дашей: образова(1)ая, начита(2)ая, она восхищала недюжи(3)ым умом, романтическим цинизмом и подли(4)ым благородством; говорил он с нею рассея(5)о, пута(6)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Потенциальное донорство представляется благородным и если не обязательным то естественным с точки зрения морали намерением.

2) Все влюблены да только боятся открыто признаться в этом!

3) Ни с отцом ни с матерью поговорить не удалось и впоследствии никого из родных печальная судьба Лиды не взволновала.

4) На скит опустилась тяжёлая пропитанная осенним дождём ночь и всё вокруг скрылось в тумане.

5) Потом показались деревья и кладбище и затем стали видны монастырский холм и блестевший золотой звездой храмовый крест.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаешь ли (1) ночью поэты и астрономы

вплавь бороздят простор, недоступный глазу…

Чайки кричат – а (2) как будто (3) смеются гномы,

где-то я (4) милый (5) слышала эту фразу.

Где-то я слышала – это неважно (6) впрочем,

что псалмопевцу на плечи садится голубь.

Мы, как воздушные черви, пространство точим,

ибо не в силах вырубить в небе прорубь.

Что же (7) Ты (8) Господи (9) ждёшь от меня, поэта?

Что я прибавлю к любови Твоей и славе?

Ангел могучий – пловец в океане света,

Божий посланник – я большего знать не вправе.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накануне планируемого отъезда я всё-таки решил (1) что (2) пока я не заработаю достаточно денег на проезд до Батума (3) и хозяин не выдаст мне вольную (4) буду работать и ждать.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Детей надо любить всем сердцем (1) и (2) чтобы любить их так (3) мы должны учиться у них (4) как следует (5) проявлять эту любовь(6)  поскольку маленькие бесхитростные сердца ещё не научились двуличию.

21. Найдите предложения, в которых запятая-(ые) ставит- (ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Развернув «Санкт-Петербургские ведомости» 7 декабря 1747 года, читатели увидели сенсационное сообщение, в котором говорилось, что в палатах императорской библиотеки и Кунсткамеры произошёл пожар и пострадали астрономические инструменты. (2)Главные утраты состояли ещё «в некоторых китайских вещах, платье, идолах и подобных куриозностях». (3)Свидетелем пожара был М.В.Ломоносов. (4)«Разные были о сём пожаре рассуждения, – писал он в записке “История академической канцелярии”, – но следствия не произведено никакого». (5)По словам Ломоносова, истинные потери скрывались. (6)Казалось, что после пожара последующие поколения никогда не смогут восстановить, какие именно вещи собирались в начале XVIII века в первом русском музее и как эти вещи выглядели. (7)Но в ленинградском отделении Архива Академии наук СССР сохранилось пять больших коробок из прочного картона, по своему внешнему виду напоминавших фолианты прошлых веков. (8)Крышки коробок были обтянуты кожей с золотым тиснением, а за массивными крышками скрывались превосходные акварельные рисунки экспонатов Кунсткамеры. (9)Рисунки говорили о том, что Кунсткамера для своего времени была действительно «чудес палата».

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом, а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно, всё видя, всё понимая… (2)Глаза у отца были тёмно-синие, а на фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые.

(3)Старые знакомые часто говорят матери:
− Дима стал очень похож на отца. (4)Вылитый Пётр Андреевич!

(5)Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца. (6)А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает:
− Да, много общего есть…

(7)Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года. (8)Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая мирная − учитель. (9)Последние пятнадцать лет он работал директором школы. (10)И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на фронт − это было в июле, на Белорусском вокзале, − провожать его пришло много учителей и школьной молодёжи. (11)Они стояли вокруг отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые прощальные слова, а завуч, седенькая старушка в очках, даже всплакнула, и отцу пришлось утешать её.

(12)Сам он был спокоен, говорил шутливо:
− Я же с немцами третий раз встречаюсь. (13)Третий раз не страшно…

(14)Вадиму непривычно и странно было видеть отца в тяжёлых солдатских сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке.

(15)Прощаясь с Вадимом, отец сказал:
− Главное − крепко верить, сынок. (16)Это самое главное в жизни. (17)Крепко верить − значит наполовину победить. − (18)И, сильно, по-мужски, сжав руку Вадима, добавил вполголоса:
− Мать береги! (19)Ты, брат, глава семьи теперь, опора…

(20)Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под руку. (21)Всю дорогу молчал. (22)Он думал о словах отца: «Ты теперь глава семьи, опора». (23)Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему беречь мать. (24)Отец и раньше, уезжая в командировку, говорил Вадиму нарочито громким и строгим голосом: «Смотри − маму береги!» (25)Сегодня он это же сказал тихо и назвал маму необычно сурово − мать… (26)Да, теперь начнётся для Вадима новая жизнь, полная забот и ответственности. (27)И Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь?

(28)А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в военкомат и попросился на фронт. (29)Ему отказали, так как у него ещё не было паспорта, никто не поверил его словам, что ему уже семнадцать лет. (30)Об этой неудачной попытке он не сказал никому.

(31)Наступил сентябрь. (32)Вадим должен был бы заканчивать в этом году десятый класс. (33)Но занятий всё не было. (34)Он поступил в молодёжную пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил зажигалки, ловил ракетчиков, а днём работал вместе со всей командой на дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи с боеприпасами. (35)Спать приходилось мало.

(36)Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно возникающие розовые нити трассирующих пуль, Вадим проникался новым ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего района, десятков, сотен семей, невидимо спящих или бодрствующих в кромешном мраке затемнённого города. (37)Он отвечал за жизни тысяч людей, за целость их домов. (38)Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу.

(39)Вадим попал на фронт в тот великий год, когда сокрушительные удары отбрасывали врага всё дальше на запад. (40)Вадим участвовал в разгроме гитлеровцев под Корсунью и в августовском наступлении под Яссами. (41)Стремительный марш на Бухарест и потом через Трансильванские Альпы в Венгрию, битва за Будапешт и кровопролитные бои у озера Балатон, взятие Вены и освобождение Праги − вот путь, который прошёл Вадим со своим танком по Европе.

(42)После победы над Германией танковый полк, в котором служил Вадим, перебросили на Дальний Восток. (43)Началась война с Японией − труднейший марш через безводную, сожжённую солнцем пустыню и Хинганские горы, бои с самурайскими бандами в Маньчжурии и, наконец, Порт-Артур. (44)На краю материка, в городе русской славы, завершила Советская Армия победоносный путь.

(45)Два военных года закалили Вадима, научили его разбираться в людях, научили смелости − быть сильнее своего страха. (46)Они показали ему, на что способен он, Вадим Белов. (47)На войне он научился многому из того, что было необходимо не только для войны, но и просто для жизни. (48)На войне он увидел свой народ, узнал его стремления и характер и понял, что это его собственный характер, собственные стремления.

(По Ю.В. Трифонову*) Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) – русский советский писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пехотный полк, в котором служил Вадим, при взятии и освобождении городов проходил маршем по их главным улицам.

2) Думая о словах отца, сказанных на прощание, Вадим размышлял, с чего ему нужно начать новую жизнь.

3) Отец Вадима Белова‚ учитель и директор школы‚ погиб на фронте в 1941 году.

4) Вадим просился на фронт‚ но ему отказали и отправили в пожарную команду‚ где Вадим отслужил более двух лет.

5) Вадим Белов участвовал в боевых действиях по освобождению Европы и Дальнего Востока.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 45–47 представлено повествование.

2) В предложениях 1, 2 содержится описание.

3) В предложении 11 содержится описание действий.

4) В предложениях 20, 21 представлено рассуждение.

5) Предложение 37 поясняет содержание предложения 36.

24. Из предложений 31-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25.  Среди предложений 3–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «В центре художественного текста Ю.В. Трифонова – военное время и судьба скромного, упорного, всего добивающегося нелёгким кропотливым трудом Вадима Белова. Передать своё отношение ко времени и к персонажу автору помогают тропы: (А)__________ («это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу» в предложении 38) и (Б)__________ («великий год» в предложении 39, «победоносный путь» в предложении 44). Чтобы показать изменения в мировосприятии своего героя, писатель использует такое синтаксическое средство, как (В)__________ (предложения 36–38), и такой приём, как (Г)__________ («крепко верить» в предложениях 15 и 17, «глава семьи» в предложениях 19, 22 и 23, «стремления» и «характер» в предложении 48)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) парцелляция

3) восклицательные предложения

4) развёрнутая метафора

5) сравнение

6) лексический повтор

7) эпитет

8) противопоставление

9) ирония

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).

Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий....

Варианты тестирования по русскому языку в 9 классе

Варианты  тестирования по русскому языку в формате ОГЭ, 9 класс...

Вариант ВПР по русскому языку для 6 класса.

Готовимся к предстоящим ВПР....

Авторская рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы сред­него (полн...

Авторская рабочая программа по русскому языку(8 класс) для учащихся с ОВЗ

Данная адаптированная программа предназначена для работы в 8 классе с учащимися с ОВЗ.  В прогамме представлена подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с УУД....