Рабочая программа по русскому языку в 7 классе на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Лабутина Ольга Михайловна

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе на 2023/2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass-russkiy_yazyk-labutina_o_m.docx88.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 61 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

Протокол №________от ________

Т.А. Казеева

Приказ № ________от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык» для 7 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

СОГЛАСОВАНО:

        Председатель МО учителей

 Русского языка и литературы  

Ю.А. Сипинев

Составитель:

 

Ольга Михайловна Лабутина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. 

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;

развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Число часов, отведенных на изучение русского языка в 7 классе, составляет 136 часов (4 часа в  неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.


Язык и речь

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.


Текст

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).

Структура текста. Абзац.

Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.

Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).

Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

Структурные особенности текста-рассуждения.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).


Функциональные разновидности языка

Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.

Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).

Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.

Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.


СИСТЕМА ЯЗЫКА


Морфология. Культура речи. Орфография.

Морфология как раздел науки о языке (обобщение).


Причастие

Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.

Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.

Морфологический анализ причастий.

Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн  в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного).


Деепричастие

Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях.

Морфологический анализ деепричастий.

Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.

Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного).


Наречие

Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи.

Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.

Словообразование наречий.

Морфологический анализ наречий.

Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.

Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).


Слова категории состояния

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.


Служебные части речи

Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.


Предлог

Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.

Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.

Морфологический анализ предлогов.

Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – св – на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами поблагодарясогласновопрекинаперерез.

Правописание производных предлогов.


Союз

Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.

Морфологический анализ союзов.

Правописание союзов.

Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.


Частица

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.

Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные.

Морфологический анализ частиц.

Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц былиже с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.


Междометия и звукоподражательные слова

Междометия как особая группа слов.

Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.

Морфологический анализ междометий.

Звукоподражательные слова.

Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.

Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность  к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве  с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию  в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения  как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Иметь представление о языке как развивающемся явлении.

Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).


Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.

Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.

Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.


Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).

Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.


Функциональные разновидности языка

Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).

Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).

Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.

Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.

Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.


Система языка

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.

Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.

Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.

Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.

Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.


Морфология. Культура речи

Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.


Причастие

Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия.

Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.

Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.

Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты.

Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного).


Деепричастие

Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия.

Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.

Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении.

Уместно использовать деепричастия в речи.

Правильно ставить ударение в деепричастиях.

Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.

Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).


Наречие

Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.

Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике.

Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.

Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на  и ; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-до-с-в-на-за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.


Слова категории состояния

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.


Служебные части речи

Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.


Предлог

Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.

Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов.

Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – св – на в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов.

Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.


Союз

Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.

Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.


Частица

Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами.

Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.

Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.


Междометия и звукоподражательные слова

Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.

Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике.

Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.

Различать грамматические омонимы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Язык как развивающееся явление

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

1

Раздел 2. Язык и речь

2.1

Монолог и его виды

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

2.2

Диалог и его виды

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

2

Раздел 3. Текст

3.1

Основные признаки текста (повторение)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.2

Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста

2

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.3

Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи

4

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

8

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

4.1

Публицистический стиль

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

4.2

Официально деловой стиль

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

6

Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия

5.1

Морфология как раздел науки о языке (обобщение)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.2

Причастие как особая форма глагола

20

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.3

Деепричастие как особая форма глагола

14

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.4

Наречие

21

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.5

Слова категории состояния

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.6

Служебные части речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.7

Предлог

12

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.8

Союз

12

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.9

Частица

12

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.10

Междометия и звукоподражательные слова

4

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.11

Омонимия слов разных частей речи

2

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

101

Повторение пройденного материала

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты)

10

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

36


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275a2c

2

Повторение. Орфография. Правописание гласных в корне слова (повторение изученного в 5 - 6 классах)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275e00

3

Повторение. Орфография. Правописание приставок в слове (повторение изученного в 5 - 6 классах)

1

4

Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Правописание

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2760da

5

Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание

1

6

Контрольная работа / диктант с грамматическим заданием

1

1

7

Монолог и его виды

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27640e

8

Диалог и его виды

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27659e

9

Сочинение на лингвистическую тему

1

1

10

Текст как речевое произведение

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2766fc

11

Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте

1

12

Тезисный план текста

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276d96

13

Тезисный план текста. Практикум

1

1

14

Рассуждение как функционально- смысловой тип речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276a4e

15

Рассуждение как функционально- смысловой тип речи. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276c06

16

Основные виды текста-рассуждения

1

17

Основные виды текста-рассуждения. Практикум

1

1

18

Сочинение-рассуждение на тему

1

1

19

Функциональные разновидности языка

1

20

Публицистический стиль

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2775f2

21

Основные жанры публицистического стиля

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27771e

22

Основные жанры публицистического стиля. Практикум

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277976

23

Официально-деловой стиль

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277bf6

24

Основные жанры делового стиля. Инструкция

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278042

25

Сочинение на тему

1

1

26

Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2781aa

27

Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2782d6

28

Признаки глагола и прилагательного у причастия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27840c

29

Причастный оборот

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27893e

30

Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

1

31

Действительные и страдательные причастия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278b96

32

Полные и краткие формы причастий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278cc2

33

Причастия настоящего и прошедшего времени

1

34

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

1

35

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278fc4

36

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2790f0

37

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27921c

38

Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2796b8

39

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум

1

1

40

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1

41

Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279942

42

Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных

1

43

Морфологический анализ причастия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279564

44

Сочинение/изложение

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278a74

45

Правописание не с причастиями

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279bae

46

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279d98

47

Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ec4

48

Диктант /Диктант с продолжением

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ffa

49

Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a11c

50

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a356

51

Деепричастный оборот

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a7ca

52

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a694

53

Правописание не с деепричастиями

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b03a

54

Правописание не с деепричастиями. Практикум

1

1

55

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

56

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум

1

1

57

Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению

1

58

Сочинение-описание картины

1

1

59

Морфологический анализ деепричастия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27aec8

60

Морфологический анализ деепричастия. Практикум

1

1

61

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27abf8

62

Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Нормы употребления деепричастий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b792

63

Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Практикум

1

1

64

Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие"

1

1

65

Наречие как часть речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0

66

Разряды наречий по значению

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ba62

67

Разряды наречий по значению. Практикум

1

1

68

Степени сравнения наречий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c3d6

69

Степени сравнения наречий. Практикум

1

1

70

Словообразование наречий

1

71

Морфологический анализ наречия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c6ba

72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ca02

73

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е). Практикум

1

1

74

Дефис между частями слова в наречиях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cb6a

75

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cd90

76

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум

1

1

77

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d088

78

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). Практикум

1

1

79

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d5a6

80

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум

1

1

81

Буквы о и а на конце наречий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d83a

82

Буквы о и а на конце наречий. Практикум

1

1

83

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d9c0

84

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум

1

1

85

Повторение темы «Наречие»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dc36

86

Диктант с грамматическим заданием

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dd9e

87

Слова категории состояния в системе частей речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27df1a

88

Слова категории состояния и наречия

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e262

89

Служебные части речи в русском языке

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e5b4

90

Предлог как часть речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e866

91

Предлоги производные и непроизводные

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27edf2

92

Предлоги производные и непроизводные. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ef3c

93

Предлоги простые и составные

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27eb0e

94

Предлоги простые и составные. Практикум

1

1

95

Правописание предлогов

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ec44

96

Правописание предлогов. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f19e

97

Употребление предлогов в речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f450

98

Употребление предлогов в речи. Практикум

1

1

99

Морфологический анализ предлога

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f586

100

Повторение темы «Предлог»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f6b2

101

Повторение темы «Предлог». Практикум

1

102

Союз как часть речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f978

103

Разряды союзов

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27faa4

104

Разряды союзов. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fbd0

105

Сочинительные союзы

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fd60

106

Подчинительные союзы

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fe82

107

Правописание союзов

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2803b4

108

Правописание союзов. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2804ea

109

Союзы и союзные слова

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94310

110

Союзы в простых и сложных предложениях

1

111

Морфологический анализ союза

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa280634

112

Повторение темы «Союз»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba948f6

113

Повторение темы «Союз». Практикум

1

1

114

Частица как часть речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94d6a

115

Разряды частиц

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9510c

116

Разряды частиц. Практикум

1

1

117

Правописание частиц

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95a26

118

Правописание частицы не

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95918

119

Правописание частицы не. Практикум

1

1

120

Разграничение частиц не и ни

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9562a

121

Разграничение частиц не и ни. Практикум

1

1

122

Морфологический анализ частицы

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95b3e

123

Повторение темы «Частица»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95d6e

124

Повторение темы «Частица». Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95e86

125

Повторение темы «Служебные части речи». Практикум

1

1

126

Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9612e

127

Междометия и звукоподражательные слова. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96516

128

Морфологический анализ междометия

1

129

Междометия и звукоподражательные слова в разговорной и  художественной речи. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96340

130

Омонимия слов разных частей речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9696c

131

Омонимия слов разных частей речи. Практикум

1

1

132

Контрольная итоговая работа за курс 7 класса

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97c0e

133

Повторение. Правописание не с причастиями, деепричастиями, наречиями

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9702e

134

Повторение. Правописание н и нн в причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях

1

135

Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

1

136

Повторение. Правописание служебных частей речи

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

35


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.Тростенцова и др. "Русский язык. 7 кл.. В 2-х ч.. - М.: Просвещение, 2020
  2. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012
  3. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
  6. С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011
  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение, 2011
  3.  Г.А. Богданова  Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
  4.   Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  6.  Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
  7.  А.Д. Дейкина   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
  8.  Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2010
  9.   П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
  10. В.И. Капинос   Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
  11. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru. Крылатые слова и выражения
  2. Мир слова русского http://www.rusword.org
  3. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  4. Грамота.ру: словари онлайн -  Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой.
  5. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  6. Русская фонетика - учебные материалы Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник.
  7. http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников
  8. uchportal.ru
  9. http://www.school.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2023 - 2024 учебный год( 5,8,10,11 классы)

Рабочие программы на 2023 - 2024 учебный год по русскому языку и литературе(5,8,10, 11 классы)...