Подготовка к ЕГЭ
материал по русскому языку (11 класс)

Шардина Марина Павловна

для 10-11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступление сочинения ЕГЭ по русскому языку

Не стоит писать большое вступление, будет достаточно 1-2 предложений. Оно не оценивается по критериям, но важно для восприятия сочинения как единого целого. Можно написать пару повествовательных предложений, привести известную цитату по теме или использовать риторическое восклицание.

 Как прекрасна наша родная земля!

"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их", - именно эти слова вспомнились мне при прочтении текста.

Красота... Может ли она говорить о внутренних качествах человека?

В тексте, предложенном мне для анализа, говорится о патриотизме.

Формулировка проблемы сочинения ЕГЭ по русскому языку

Можно правильно определить проблему исходного текста, но ошибиться в ее формулировке. В таком случае вы потеряете баллы не по одному критерию, а сразу по четырем. Поэтому проблему нужно формулировать по-настоящему грамотно.

 Существует два вида формулировки проблемы:

1. В виде вопроса

2. С помощью родительного падежа

 Первый вариант является предпочтительным. Сперва его сложнее использовать, но именно вопрос не дает отойти от темы и запутаться в сочинении.

 Формулировка проблемы в виде вопроса

Используются слова и словосочетания КАК, ЧТО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, МОЖНО ЛИ, НУЖНО ЛИ и др.

Почему внутренняя красота важнее красоты внешней?

Как проявляется настоящая любовь?

Можно ли оправдать бесчестные поступки?

Зависит характер ребенка от мировоззрения его родителей?

Почему важно сохранять культуру?

 Формулировка проблемы с помощью родительного падежа

Используется конструкция ПРОБЛЕМА + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ/СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Проблема истинной любви

Проблема нравственного выбора

Проблема бесчестных поступков

Проблема бережного отношения к природе

Проблема духовной красоты человека

Вступление сочинения ЕГЭ по русскому языку

Не стоит писать большое вступление, будет достаточно 1-2 предложений. Оно не оценивается по критериям, но важно для восприятия сочинения как единого целого. Можно написать пару повествовательных предложений, привести известную цитату по теме или использовать риторическое восклицание.

 Как прекрасна наша родная земля!

"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их", - именно эти слова вспомнились мне при прочтении текста.

Красота... Может ли она говорить о внутренних качествах человека?

В тексте, предложенном мне для анализа, говорится о патриотизме.

Формулировка проблемы сочинения ЕГЭ по русскому языку

Можно правильно определить проблему исходного текста, но ошибиться в ее формулировке. В таком случае вы потеряете баллы не по одному критерию, а сразу по четырем. Поэтому проблему нужно формулировать по-настоящему грамотно.

 Существует два вида формулировки проблемы:

1. В виде вопроса

2. С помощью родительного падежа

 Первый вариант является предпочтительным. Сперва его сложнее использовать, но именно вопрос не дает отойти от темы и запутаться в сочинении.

 Формулировка проблемы в виде вопроса

Используются слова и словосочетания КАК, ЧТО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, МОЖНО ЛИ, НУЖНО ЛИ и др.

Почему внутренняя красота важнее красоты внешней?

Как проявляется настоящая любовь?

Можно ли оправдать бесчестные поступки?

Зависит характер ребенка от мировоззрения его родителей?

Почему важно сохранять культуру?

 Формулировка проблемы с помощью родительного падежа

Используется конструкция ПРОБЛЕМА + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ/СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Проблема истинной любви

Проблема нравственного выбора

Проблема бесчестных поступков

Проблема бережного отношения к природе

Проблема духовной красоты человека


Комментарий сочинения ЕГЭ по русскому языку

Комментарий - почти у каждого самая объемная часть сочинения. В среднем его объем составляет 10 предложений. Нужно прокомментировать сформулированную проблему, подобрав два любых аргумента из исходного текста. Задача ученика - рассказать эксперту, что именно в тексте иллюстрирует позицию автора. Чтобы комментарий соответствовал критериям оценивания сочинения, следует использовать клише.

Автор задумывается о ...

... , автор текста, восхищается ...

В центре внимания автора случай из его жизни: ...

Говоря об ... , автор предлагает задуматься, почему ...

При помощи этого примера автор говорит, что ...

Автору показывает важность этого события, ведь ...

Автор объясняет, почему ...

Приводя пример из жизни, автор пытается донести до читателя следующее: ...

 

Позиция автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Как автор отзывается о поставленной в тексте проблеме? Именно на этот вопрос нужно ответить при написании позиции автора. Мнение автора всегда субъективно, его не нужно придумывать, достаточно просто найти. Грамотно написать позицию автора можно при помощи клише. Позиция автора - это несколько предложений, не нужно писать много.

Автор считает, что ...

При прочтении текста становится понятна позиция автора: ...

Авторская позиция очевидна: ...

В процессе анализа текста я понял, что автор придерживается следующей позиции: ...

Позиция автора выражена открыто: ...

 

Собственная позиция в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Вы не обязаны соглашаться с авторской позицией. Можно полностью поддерживать автора или отрицать правильность его слов, можно соглашаться частично. Это ваше право. Будет достаточно 1-3 предложений.

Я разделяю позицию автора. По моему мнению, ...

Думаю, автор не прав в своих суждениях. Я считаю, что ...

Я думаю, в словах автора есть доля правды. По моему мнению, ...

 

Аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Для приведения аргументов не нужен шаблон. Можно приводить пример из текста в свободной форме. Главное - не забывать о предложениях-связках, которые придают сочинению хорошую читаемость. Не стоит делать резких переходов. Напоминаем, что для получения максимального балла за аргументацию собственной позиции нужно привести два аргумента, один из которых обязательно должен быть взят из литературных произведений.

 

Вывод в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Вывод может быть любым. Достаточно не уходить от темы. Можно использовать общие фразы. Вывод нужен только для придания сочинению завершенного вида.

Проанализировав проблему, я понял: ...

В итоге можно сказать, что ...

... очень важно для каждого человека, потому что ...

Вывод очевиден: ...



Предварительный просмотр:

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

  1. Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

 Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.

Типичные клише для постановки проблемы

C:\Users\user\Desktop\e580b75427e13c0b4de9aba7073dbbfff24b6427.png


2, 3. Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

 

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

 

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

 Пример иллюстрации с пояснением:

  1. «Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

 

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

 Клише для связи:

  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».


  1. Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

 

Клише для написания мнения автора:

  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

 

  1. Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

 Клише для собственного мнение:

  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

 Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

  1. Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

 

Клише для вывода:

  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение –рассуждение ЕГЭ 2023 год Рекомендации к выполнению задания 27

Слайд 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов . Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Формулировка задания 27

Слайд 3

К 1- Формулировка проблемы исходного текста Если проблема сформулирована верно- 1 балл Неверно- 0 б. (Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов ) Критерии оценивания сочинения

Слайд 4

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров иллюстраций . Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями. Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями , то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. К 2- Комментарий к проблеме 5 баллов

Слайд 5

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов Позиция автора – 1 балл

Слайд 6

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано- 1 Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано . ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») Отношение к позиции автора – 1 балл

Слайд 7

К 5- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-2 балла К 6 -Точность и выразительность речи – 2 балла К7 -Соблюдение орфографических норм- 3 балла К8- Соблюдение пунктуационных норм- 3 балла К9 -Соблюдение грамматических норм – 2 балла К10- Соблюдение речевых норм- 2 балла К11- Соблюдение этических норм – 1 балл К 12- Соблюдение фактологической точности – 1 балл Итого -24 балла

Слайд 8

Формулировка одной из проблем текста Комментарий проблемы Первый пример-иллюстрация с пояснением к нему Второй пример-иллюстрация с пояснением к нему Связь примеров и ее анализ Авторская позиция Выражение отношения экзаменуемого к авторской позиции (согласие или несогласие) и аргументация этого отношения Вывод План сочинения

Слайд 9

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, над которым размышляет автор. Необходимо чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Чтобы попасть в проблему, нужно уметь анализировать текст, обращать внимание на ключевые слова, на примеры, которые приводит автор, ведь именно из них и вытекает проблема, очень важно определить позицию автора, то есть его взгляд, его точку зрения на проблему. Сформулировать проблему можно двумя способами. Удобнее это сделать в виде вопроса: Каким должно быть отношение к родному языку? Тогда формулировка авторской позиции будет ответом на этот вопрос. Второй путь –в форме родительного падежа ( проблема чего?): проблема отношения к родному языку. Характеристика элементов сочинения

Слайд 10

Вы очень хороший человек, Николай Степаныч , — говорит она. — Вы редкий экземпляр, и нет такого актера, который сумел бы сыграть вас. Меня или, например, Михаила Федорыча сыграет даже плохой актер, а вас никто. И я вам завидую, страшно завидую! Ведь что я изображаю из себя? Что? Она минуту думает и спрашивает меня: — Николай Степаныч , ведь я отрицательное явление? Да? — Да, — отвечаю я. — Гм... Что же мне делать? Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить. Потренируемся! Как найти проблему в тексте?

Слайд 11

Мои товарищи, терапевты, когда учат лечить, советуют «индивидуализировать каждый отдельный случай». Нужно послушаться этого совета, чтобы убедиться, что средства, рекомендуемые в учебниках за самые лучшие и вполне пригодные для шаблона, оказываются совершенно негодными в отдельных случаях. То же самое и в нравственных недугах. Но ответить что-нибудь нужно, и я говорю: — У тебя, мой друг, слишком много свободного времени. Тебе необходимо заняться чем-нибудь. В самом деле, отчего бы тебе опять не поступить в актрисы, если есть призвание? — Не могу. — Тон и манера у тебя таковы, как будто ты жертва. Это мне не нравится, друг мой. Сама ты виновата. Вспомни, ты начала с того, что рассердилась на людей и на порядки, но ничего не сделала, чтобы те и другие стали лучше. Ты не боролась со злом, а утомилась, и ты жертва не борьбы, а своего бессилия. Ну, конечно, тогда ты была молода, неопытна, теперь же всё может пойти иначе. Право, поступай! Будешь ты трудиться, служить святому искусству... — Не лукавьте, Николай Степаныч , — перебивает меня Катя. — Давайте раз навсегда условимся: будем говорить об актерах, об актрисах, писателях, но оставим в покое искусство. Вы прекрасный, редкий человек, но не настолько понимаете искусство, чтобы по совести считать его святым. К искусству у вас нет ни чутья, ни слуха. Всю жизнь вы были заняты, и вам некогда было приобретать это чутье.

Слайд 12

— Ты все-таки не ответила мне: отчего ты не хочешь идти в актрисы? — Николай Степаныч , это, наконец, жестоко! — вскрикивает она и вдруг вся краснеет. — Вам хочется, чтобы я вслух сказала правду? Извольте, если это... это вам нравится! Таланта у меня нет! Таланта нет и... и много самолюбия! Вот! Сделав такое признание, она отворачивает от меня лицо и, чтобы скрыть дрожь в руках, сильно дергает за вожжи. Антон Павлович Чехов.

Слайд 13

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося. Комментарий проблемы

Слайд 14

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает … ▪ Автор не случайно приводит слова (кого): «Цитата». ▪ Автор разделяет мнение (кого )…. ▪ Автор спорит (с кем)… ▪ Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что … ▪ Особого внимания заслуживает мнение автора о… Шаблонные фразы к примерам

Слайд 15

Писатель изображает (кого, что )… ▪ Герой говорит: «Цитата ». ▪ Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… ▪ Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как … ▪ Симпатии автора на стороне героя, который… Шаблонные фразы к примерам

Слайд 16

Писатель хочет сказать, что … ▪ Этот пример показывает, что… ▪ Смысл этого высказывания в том, что… ▪ Эти слова убедительно доказывают, что … ▪ Я думаю, этим примером автор хотел показать… ▪ Приведённые слова содержат глубокий смысл… Пояснение к примерам

Слайд 17

Автор не случайно обращает наше внимание на … ▪ Поступок героя показывает, что… ▪ Слова (мысли) героя позволяют понять…. ▪ Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… ▪ Эти события автор описывает, чтобы… Пояснение к примерам

Слайд 18

Рассуждая над этим вопросом, автор сравнивает дилетантов с настоящими художниками. По его мнению , дилетантом можно назвать того, кто начал заниматься искусством на уровне хобби и склонность к творчеству у которого появилась неожиданно . В подтверждение своих слов писатель приводит пример деревенской старушки, увлекшейся живописью и нарисовавшей несколько неплохих картин, которые даже выставили в галерее. Однако Е.Гришковец отмечает , что эти работы не будут иметь никакого отношения к произведениям великих художников. Писатель также убежден в том, что все дилетанты увлечены исключительно творческим процессом, они “получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения”. Этим примером автор хочет показать , что любитель – это обычный человек, который лишь на определённом жизненном этапе увлекся творчеством и никогда не станет настоящим. Примеры - иллюстрации+ пояснение По тексту Е. В. Гришковца (Что делать человеку, который вдруг обнаружил …)

Слайд 19

Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ. Что ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ автор ? РАСКРЫТЬ противопоставление, опираясь на 1 и 2 примеры . Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? / Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид смысловой связи? / ДЛЯ ЧЕГО/С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ автор использует указанные смысловые отношения? ПЛАН анализа смысловой связи примеров «ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ »

Слайд 20

Приведённые примеры ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ друг другу.Они показывают РАЗНЫЙ ВЗГЛЯД (на что?) / отражают ПРОТИВОРЕЧИЯ (между чем?) / демонстрируют РАЗНИЦУ во взглядах героев и т.п.Мы видим, что, с одной стороны, (1 пример), а с другой стороны, (2 пример).Данный / этот / указанный / вышеназванный вид связи примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать ?). Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию ! По тексту Д. А. Гранина (Дождь застиг Лосева …) 2021Эти примеры противопоставлены друг другу. Зачем это необходимо автору? Так автор создаёт явный контраст между возможным пониманием произведений искусства, между логикой и эмоциями в восприятии. Причём всё это происходит с одним человеком. Это важно понимать. Что же тогда ожидать от разных людей ? Шаблон

Слайд 21

По тексту Е. В. Гришковца (Что делать человеку …) 2022 Приведённые примеры противопоставлены друг другу и показывают разное отношение людей к творчеству: для одних это всего лишь разновидность досуга, для других – дело всей жизни. При помощи контрастности автор подчёркивает существенную разницу между дилетантами и творцами, чтобы заострить внимание читателей на настоящих художниках, ведь именно они являются создателями подлинных шедевров. Образец

Слайд 22

Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ . Чем ОБЪЕДИНЕНЫ / СВЯЗАНЫ примеры? / Что между ними ОБЩЕГО? / Что демонстрируют ? Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? / Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид связи примеров? / С какой ЦЕЛЬЮ автор связал примеры, используя указанные смысловые отношения ? ПЛАН анализа смысловой связи примеров «ДОПОЛНЕНИЕ »

Слайд 23

Приведённые примеры ДОПОЛНЯЮТ друг друга . Они РАВНОЗНАЧНЫ / ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ / ТОЖДЕСТВЕННЫ / СХОДНЫ ПО СМЫСЛУ, так как ОБЪЕДИНЕНЫ (чем?) / СВЯЗАНЫ (чем?) / ОБА ДЕМОНСТРИРУЮТ (что?).Сочетание данных примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать ?) Шаблон

Слайд 24

По тексту Ч. Т. Айтматова (Конец лета и начало осени …) Данные примеры дополняют друг друга. Они равнозначны, так как оба демонстрируют проявление родительской любови. Более того, второй пример усиливает первый, показывая, на какие жертвы готовы пойти родители ради счастья своих детей. Всё это позволяет автору более полно создать образ идеальной семьи . Образец

Слайд 25

Это ответ на поставленный вопрос в проблеме текста. Что хотел сказать автор нам, читателям, чему научить? Формулировка проблемы и формулировка авторской позиции должны представлять собой вопросно-ответное единство: Проблема: Каким должно быть отношение к родному языку? Авторская позиция: Отношение к родному языку должно быть бережным и уважительным. Автор утверждает , считает , подводит читателя к выводу , уверен , позиция автора заключается … Позиция автора

Слайд 26

Без опоры на читательский и жизненный опыт умозрительная аргументация выпускников часто поверхностна и однобока. Поэтому целесообразно подтвердить доказательства литературным примером или примером из жизни. При этом нужно помнить, что этот пример должен быть связан с проблематикой текста и не подменять собой аргументацию экзаменуемого, а лишь удостоверять верность его логических построений. Литературный пример – это не пересказ, а анализ под углом проблемы текста. Пример из жизненного опыта должен быть социально значимым! Обоснование своего мнения

Слайд 27

Это итог работы, поэтому не нужно повторять ничего из уже сказанного или уклоняться от главной мысли, которая доказывалась в сочинении. В выводе не могут появляться новые аргументы. Вывод не может начинаться словами «я считаю», «по моему мнению» и т.п.: так вводится собственная позиция. Не стоит также поучать экспертов, рассказывать, что они должны и чего не должны делать в жизни. Вывод

Слайд 28

Образец сочинения 2023



Предварительный просмотр:

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

 3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

 5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/... об этом говорил так…

 6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать...
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...