Урок русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Назывные предложения кратки, но выразительны. Они указывают на время, место, рисуют картину, позволяют ввести читателя в ту обстановку, в которой развернется действие...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_nazyvnye_predlozheniya._k_attestatsii.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Назывные предложения».

                                                                   В нем нет ни одного глагола.

                                                                Каждое выражение – картина.

                                                                                          Л.Н.Толстой

Цель: организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и умений о назывных предложениях  в рамках раздела «Односоставные предложения».

Задачи:

-образовательные: 

формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;

обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;

совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;

обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие:

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;

развивать коммуникативную культуру учащихся;

-воспитательные:

воспитывать культуру речевого поведения;

воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

Формирование УУД:

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Прогнозируемые результаты: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи/

Тип урока: открытие новых знаний .

Форма урока:  учебная мастерская.

Оборудование:  учебник «Русский язык 8 класс» под редакцией                               Т.А. Ладыженской; презентация к уроку; раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Звучит песня Н.Султанбекова «Зима - черно-белый мастер». Сегодня я предлагаю вам прогуляться по зимней стране Односоставных предложений. Я не оговорилась… От них действительно веет холодком. Как вы думаете, почему? В строении этих предложений присутствует только один главный член. Но, несмотря на это их холодное качество, мы постараемся на уроке увидеть, что односоставные предложения могут быть красивыми и не менее важными в нашей речи, чем двусоставные.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сравните два предложения.  (Слайд 2)

Сено пахнет над лугами.

Пахнет сеном над лугами.

- Различаются ли эти предложения по общему  смыслу?

-Укажите состав этих предложений.

- В чем же состоит различие?

-Какие предложения называются односоставными?

2. Запишите предложения, выделите основу. (Слайд 3)

Все больше заносит снегом окошко.

Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.

Весело катались на санках с высокой снежной горы.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зимний день.

-Какой главный член в основе предложения?

- Чем отличается последнее односоставное предложение?

III.Постановка темы и цели урока.

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Об особенностях односоставных предложений с главным членом – подлежащим)

- Чему бы будем учиться?

(Находить назывные предложения в тексте и употреблять в речи) (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока.

1. Проектная деятельность.

- Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение. (Выступление ученика). Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, то есть сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событий, явлений. Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: станция Раненбург, остановка автобуса, магазин  и т.п. Это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Швейная фабрика», «Больница», «Школа». Это назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон елка!» И это опять я – Назывное предложение.  Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются. Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Радуга», «Пассаж»? И это все я – Назывное предложение! Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в автобусе, они радостно говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка. А вон мой дом!»

     У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у него есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!»,  «Землетрясение!», «Авария!»,  - отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только назывными предложениями. Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

2. Беседа на закрепление.

- Что же нам сообщило о своем значении назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее. Может иметь при себе указательные частицы вот и вон, может быть распространенным и нераспространенным.) (Слайд 5)

3.  Сверим свои наблюдения с учебником.  (Слайд 6)

4.  Внимание: Распространить назывное предложение могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего. Если в предложении есть второстепенные члены из группы сказуемого, то такое предложение считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельства или дополнения напоминает о его существовании.    (Слайд 7, 8)

5.  Работа с учебником. Упражнение 174. Найдите назывные предложения. Подчеркните главный член, укажите, чем он выражен.

6. Комплексная работа с художественным текстом. (Слайд 9)

     Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, и даже передать состояние и действие. Ярким примером является стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание…». Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира и глубину чувств.  Другие усматривали в этой безглагольности  посягательство на законы поэтики. А.Фет часто использует этот прием в своих произведениях. Вслушайтесь в удивительную музыку фетовской поэзии. (Чтение стихотворения учащимся).

- О чем данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.)

- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, влюбленные, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).

- Каковы особенности этого предложения с точки зрения синтаксиса? (Одно сложное предложение).

- Запишите стихотворение, выделите грамматические основы предложений.  - Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

-Найдите двусоставное полное  и двусоставное неполное предложения.

 Л.Н.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Картина нарисованная преимущественно назывными предложениями. Поэтому слова Л.Н.Толстого являются  эпиграфом нашего урока.

7.  Работа по картине А.А.Пластова «Первый снег». Написание сочинений. (Слайд 10)

        Посмотрите на репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег». Трогательные чувства возникают в душе каждого человека, когда падает первый снег. Он несет всегда радость. Это связано с долгим ожиданием зимы.

- Попробуйте при помощи  нераспространенных назывных предложений описать эту картину.(Зима. Снег. Дом. Порог. Дети. Кусты и изгородь. Береза. Ворона. Сугробы. Настроение.)

- Распространите  эти назывные предложения с помощью определений. Запишите в тетради получившийся текст. (Слайд 11) (Долгожданная зима. Первый снег. Засыпанный снегом порог. Деревянный дом. Изумленные дети. Побелевшие кусты и изгородь. Раскидистая береза. Черная ворона. Снежные сугробы. Радостное настроение.)

8. Физкультминутка для глаз. (Слайды 12-25)

9. А теперь предлагаю поработать в группах. Каждой группе провести небольшое исследование. Из данных вам текстов надо выписать назывные предложения, определить их роль.

1 группа. 

        Белая изгородь. Красные и золотые кусты. Тишина. Ни один листочек не тронется с дерева. Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и,  кружась, полетел вниз.

        Какое счастье было ошущать золотой  лист орешника, опушенный кружевом мороза.

      Красота!                                           (М.Пришвин)

2 группа. Выписать авторские ремарки из «Ревизора» Н.В. Гоголя. д.2.яв.1

Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щетка и прочее.

Осип лежит на барской постели.

3 группа. Отрывок из рассказа М. Шолохова «Пастух».

Изморось. Сумерки. Степная дорога.
Идет Дуняша обочь дороги. Ветер полы рваной кофты рвет и в спину ее толкает порывами.
Степь кругом залегла неприветливая, сумрачная. Смеркается. Ночь…

4 группа. Фрагмент из рассказа Е. Замятина.

Так неспешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праздники, будни. Ярмарка. Крещенский мороз. Деревья укрыты снежными шубами. На шестах полощатся флаги. И зима, зима. От снега все  мягкое.

5 группа. Отрывок из стихотворения К.Ваншенкина.

Маленький городок.

Северный городок.

Выцветшая луна.

Северная Двина.

Рябь темно-синих вод.

Музыка. Теплоход.

Девушка на холме.

Юноша на корме.

6 группа. Отрывок из очерка В. Пескова .

Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела усадьба, когда Лев Толстой был еще жив.

-Итак, к какому выводу пришли, исследуя тексты?

(1 группа. Это текст художественного стиля. С помощью назывных предложений нарисована картина осеннего леса, охваченного первым утренником.

2 группа. Авторские ремарки обозначают место действия, описывают интерьер номера гостиницы, где остановился Хлестаков.

3 группа. Это художественный стиль речи. Назывные предложения указывают на место, время действия, указывают на погодные условия.

4 группа. Использование назывных предложений в тексте художественного стиля помогает автору лаконично и точно нарисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

5 группа. При помощи назывных предложений поэт создает картину портового города, атмосферу расставания.

6 группа. Стиль публицистический, с помощью назывных предложений автор описывает усадьбу Л.Н.Толстого с высоты птичьего полета.

          - В чем, на ваш взгляд, универсальность назывных предложений               в сравнении, например, с двусоставными или другими видами односоставных предложений в плане формы и содержания?

(За лаконизмом назывных предложений скрывается емкое содержание. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.)

10. Односоставные назывные предложения часто встречаются в составе сложных предложений. (Слайд 26)

- Составьте из данных простых предложений сложные, используя подходящие по смыслу союзы,  выделите  основы предложений, расставьте знаки препинания.

  • Мороз. Снег хрустит под валенками.
  • Зима. Дороги мокрые, с крыш течет.
  • Конец  декабря.  На полях почти нет снега.
  • Короткий день. Смеркается очень рано.
  • Затянутое тучами небо. Снег не идет.

(Слайд 27)

11. Назывные предложения кратки, но выразительны. Они указывают на время, место, рисуют картину, позволяют ввести читателя в ту обстановку, в которой развернется действие. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста.

Упражнение 175 (1-3 отрывок + грамматический разбор). Здесь приведены первые строки из рассказов А.П.Чехова. Перепишите отрывки, подчеркивая главный член назывных односоставных предложений. На что указывает предложение: на время или на место действия? Какие слова использует писатель для того, чтобы более ярко рассказать о зимнем дне и о снеге?

12. Литературная викторина. (Слайд 28)

- Я прочитаю вам фрагменты из известных стихотворений. Дополните их назывными предложениями.

  • [Поздняя осень]. Грачи улетели,

      Лес обнажился, поля опустели.

                                             (Н.А.Некрасов)

  • [Зима]. Крестьянин, торжествуя,

      На дровнях обновляет путь.

                                              (А.С.Пушкин)

  • [Мороз и солнце]. День чудесный!

      Еще ты дремлешь, друг прелестный…

V. Рефлексия.

А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника – написать сочинение-миниатюру, используя назывные предложения, на одну из тем. (Слайд 29)

  • «Идет волшебница зима».
  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе».
  • «День чудесный!».

В качестве напутствия прочту вам стихотворение А.Фета.

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот она — зима!..

- Чтение творческих работ учащихся.

VI. Итоги урока.

Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме. (Слайд 30)

Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, создает.
Кратко, но очень выразительно.
Картина.

VII. Домашнее задание.

 § 31, упражнение 177 или творческая работа по упражнению 182. (Слайд 31)

Спасибо за работу на уроке. (Слайд 32)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Чаплыгина

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Российской Федерации

Урок русского языка

«Назывные предложения»

                                                                                     Подготовила

                                                                                    учитель русского языка

                                                                                    и литературы

                                                                                     Миляева В.М.

                                      2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....