ЕГЭ. Теория. Задание 3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Материал для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_zadanie._teoriya.docx51.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 3.ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ

РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

В задании № 3 необходимо ответить на вопросы, касающиеся следующих тем: стиль речи (публицистический, научный, научно-популярный, официально-деловой, художественный);

особенности лексического состава текста; синтаксические особенности текста;

морфологические особенности текста; изобразительно-выразительные средства языка.

Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Исконно русские и заимствованные – на такие две группы можно разделить фразеологизмы русского языка по их происхождению.

Исконно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России. Например, фразеологизм «кричать во всю Ивановскую», означающий «очень громко». Появление этого устойчивого выражения соотносят с названием площади в Москве, на которой находилась колокольня Ивана Великого. Здесь глашатаи объявляли царские указы. Чтобы всем было слышно, глашатаю приходилось кричать очень громко.

Заимствованные фразеологизмы связаны с историей и культурой <…> стран. Так, из необычных немецких традиций в русский язык пришла идиома «провалиться на экзамене». Её лексическое значение – «не пройти испытание». В старину в Германии, когда к девушке приходили свататься, она спускала с окна корзину, в которую садился предполагаемый жених. Нелюбимому спускали корзину со слабо проделанным дном. При подъёме оно проваливалось, что означало отказ. Позже этот обычай заменился менее травмоопасным: в случае отказа девушка посылала в дом сватающегося к ней юноши бездонную корзину.

Таким образом, изучение фразеологизмов открывает дорогу к другим людям, странам, культурам.

К приведённому выше тексту даётся пять вариантов ответа. Нужно найти верные утверждения.

1) Текст относится к научному стилю речи, так как основная задача автора – предельно ясно, точно, безэмоционально сообщить определённую информацию.

2) В тексте, который представляет собой разновидность публицистического стиля речи,  автором не используется терминологическая лексика.

3) Характерная особенность текста – логичность, которая создаётся благодаря последовательному изложению мыслей от общего к частному и использованию вводных слов.

4) Характеризуя морфологические особенности текста, можно отметить тот факт, что среди падежных форм имён существительных первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа в функции определения («фразеологизмы русского языка», «культурой России», «появление устойчивого выражения», «изучение фразеологизмов» и др.).

5) В тексте используются обращения к читателям, чтобы привлечь их внимание к общему размышлению над проблемой происхождения фразеологизмов современного русского языка.

Комментарий к выполнению задания:

Как видим, в задании предлагается пять вариантов ответов, из которых нам нужно выбрать правильные.

Проанализируем предложенные утверждения.

Первое утверждение является верным. Текст действительно относится к научному стилю речи. Сфера использования – наука (лингвистика). Основная задача – предельно объективно и точно изложить лингвистические факты, чтобы познакомить читателей с классификацией фразеологизмов по их происхождению. Поэтому авторское изложение безэмоционально, ведь наука апеллирует прежде всего к разуму, а не к чувству.

Второе утверждение неверное. Во-первых, в тексте используется лингвистическая терминология (например, «исконно русские фразеологизмы», «заимствованные фразеологизмы», «идиома», «лексическое значение»). Во-вторых, текст нельзя назвать публицистическим, так как авторское изложение лишено призывности – ведущей черты публицистики.

Третье утверждение тоже верное. Текст логически выстроен. Сначала автор говорит о существующей в науке о языке классификации фразеологизмов по их происхождению, а затем примеры исконно русских и заимствованных идиом, рассказывает историю их возникновения. Таким образом, авторская мысль движется от общего к частному. Этому помогает использование вводных слов («например», «так», «таким образом»).

Верным будет и четвёртое утверждение. Формы родительного падежа в функции определения преобладают среди других падежных форм имён существительных в этом тексте. Это характерная особенность морфологии любого научного текста.

Неверным можно считать пятое утверждение. В тексте не используются обращения к читателям. Это доказывает анализ синтаксического строя приведённого в задании фрагмента. В тексте отсутствуют такие синтаксические конструкции, как обращения и побудительные предложения.

Правильный ответ: 1, 3, 4

Алгоритм выполнения задания

1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.

2. ДО чтения вариантов ответов определяем: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема?

3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль в тренировочных КИМах не встречается.

4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.

5. Помните, что ответов может быть от одного (не пугайтесь, если это так, это тоже может быть!) до четырёх. Пять ответов быть не может. Запишите номера ответа в бланк.

Стили речи.

Анализ текста всегда начинаете именно с определения его стиля. Каждому стилю свойственна своя лексика, свой синтаксический строй предложений, особенности морфологии и средств языка.

Какие тексты чаще бывают предложены на ЕГЭ:

  • на первом месте – публицистический стиль
  • много текстов предлагается и научно- публицистического стиля, он связан с первым, только речь идёт не об общественных явлениях, а о каких-то научных проблемах, изложенных доступно, понятно;
  • тексты художественного стиля – это отрывки их каких-то художественных произведений;
  • реже предлагается текст чисто научный;
  • редко встречаются тексты официально- делового стиля; например, это может быть статья Конституции РФ, часть какого-либо документа, закона.

 Функциональные стили речи

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера употребления. Научный стиль используется в сфере научной деятельности, в официальной обстановке, в частности, в научной литературе, на лекциях, семинарах, конференциях.

Адресат: учёный, специалист в данной области науки, учащийся, будущий специалист.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить её. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. Цель – обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, логичность, доказательность, точность, однозначность, обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитат.

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)
Жанры научного стиля: диссертация,научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация,  каталог, справочник, инструкция, рецензия, очерк, научно-популярная книга и др.

Языковые средства научного стиля:

I. На уровне лексики и фразеологии:

1. Наличие терминологии. Терминология может быть общенаучной (проблема, анализ, процессы), узкоспециальная терминология (одна наука);

2. В НС употребляются общеупотребительные слова с абстрактным значением (следствие, развитие, качество, причина, условие);

3. В НС используется связка «есть». Жизнь есть борьба. (не характерна для других стилей);

4. Отсутствует разговорная, просторечная, жаргонная лексика;

5. В меньшей степени используется оценочная и экспрессивная лексика;

7. Фразеология НС включает в себя: а) составные термины (валютный арбитраж, субстантивированные прилагательные); б) типизированные речевые обороты.

II. Морфологический уровень:

  1. Преобладание имен существительных, прилагательных над глаголами. Широко распространены отглагольные существительные на –ение, -ние, -тие, -ство;
  2. Повышенное употребление существительных среднего рода и прилагательных. Например: качество, количество; наличное, среднее;
  3. Форма множественного числа у вещественных и абстрактных существительных: смолы, сахара, масла, глины, чаи;
  4. В роли сказуемого используются краткие прилагательные и причастия. Например: Клетки бедны протоплазмой;
  5. У глаголов ослабляется значение времени. Разделим «х» на «у».
  6. Чаще употребляются глаголы в 3лице  наст. времени. Космонавт испытывает. 
  7. Используются возвратные глаголы и причастия от них. Данные анализируются
  8. Употребляются отыменные предлоги (в связи, в продолжении, впоследствии).

III. Синтаксический уровень:

  1. Используется родительный падеж существительных: установление зависимости длины линии.
  2. Характерны полные распространенные предложения с прямым порядком слов. (подлежащее+скауемое, сказуемое+дополнение/обстоятельство, определение+существительное)
  3. Широко используются причастные и деепричастные обороты;
  4. Часто употребляются безличные и неопределенно-личные предложения.
  5. Сложные предложения разной структуры, с составными союзами (благодаря тому что,  вследствие того что; в связи с тем что, несмотря на то что)
  6. Для связи абзацев и частей текста используются: а) союзы и наречия в связующей функции (поэтому, затем); б) вводные слова, выражающие последовательность (во-первых, во-вторых...)

 ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность). Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная. Вид речи: преимущественно монолог
Тип речи:  официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (, сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.

 Языковые средства

I. На уровне лексики и фразеологии:

1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока и т.д.

2) профессиональная терминология: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;

3) лексические повторы;

4) ограниченная сочетаемость слов: документы не пишутся, а составляются, выговор объявляется, порицание выносится);

5) слова употребляются в прямом значении. Недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность,

6)  предпочтение отдается родовым понятиям, например: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.)

7) использование стандартных конструкций ( доводим до Вашего сведения; принимая во внимание) и моделей с производными предлогами (в целях, в связи, во избежание);

II. Морфологический уровень:

Частотное использование определенных частей речи (и их типов):

1) отглагольные существительные (лишение, несоблюдение, непризнание, рассмотрение, слушание, оформление, решение)

2) отыменные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании, в соответствии, согласно);

3) употребление существ., которые называют людей по специальности, профессии, должности или званию только в форме муж. рода (директор, редактор, налогоплательщик,  свидетель);

4) употребление имен собственных;

5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);

6) употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах)

8) сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный, нижепоименованный )

9) употребление количественных, порядковых числительных ( не употребляются собирательные);

10) редкое использование местоимений, но написание с прописной буквы местоимений Вы, Ваш;

III. Синтаксический уровень:

1) употребление простых предложений с однородными членами (до 8–10);

2) Простые предложения с причастными и деепричастными оборотами.

3) Преобладание сложных предложений, в особенности бессоюзных и сложноподчиненных с придаточными определительными, образа действия, причины, цели, условными: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника (условное).

4) прямой порядок слов;

5) повествовательные, а не вопросительные и побудительные предложения;

9) односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные) и двухсоставные предложения.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль – обслуживает  область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение и др.
Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты:  логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Актуальность, своевременность, чёткость, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность, призывный пафос. Широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.

Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.

Жанры. Интервью, репортаж, заметка, статья, рецензия, зарисовка, очерк, фельетон, доклад,

дискуссия, публичная речь, публичное выступление.

Языковые средства

I. На уровне лексики и фразеологии:

1) присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика и др.

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк

3. Эмоционально-оценочная лексика, которая носит социальный характер: милосердие, помыслы, дерзать, процветание; насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. 

5. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военныебарыши растут.

6. Разговорные фразеологизмы

II. Морфологический уровень:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) повелительное наклонение глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

III. Синтаксический уровень:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) предложения простые и побудительные: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком (инверсия) (скауемое +подлежащее, дополнение/обстоятельство+ сказуемое, существительное +определение): Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой).

4) распространенные обращения.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ (стиль художественной литературы)

Основная сфера использования:  используется в произведениях художественной литературы.

Цели и функции: Художественный стиль вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отража-

ется общенародный язык, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности. Помимо информации текст несёт эстетическую функцию. Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – высокая образность. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Автор: писатель, поэт,
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

Языковые средства

I. На уровне лексики и фразеологии:

1) неприятие шаблонных слов и выражений;

2) широкое использование слов в переносном значении;

3) наличие эмоционально-окрашенных слов.

4) Фразеологизмы разговорного и книжного характера.

5) использование разнообразных средств и моделей словообразования;

6) (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся..

7) общеупотребительная лексика, наличие синонимов, антонимов и различных средств удожественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты и др.)

II. Морфологический уровень:

1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

2) частотность глаголов;

3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

6) широкое употребление прилагательных и наречий.

III. Синтаксический уровень:

1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

2) широкое использование стилистических фигур.

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), но чаще в устной.

Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

С какой трудностью вам придётся столкнуться?

Будьте внимательны: в перечне слов той или иной лексики могут быть даны слова не по данной теме! Внимательно читайте примеры данные в скобках, убедитесь, что каждое слово в них – это именно научная лексика, или именно фразеологизм и т.д.)

Если хоть одно слов не подходит – то ответ будет НЕВЕРНЫМ!

 Синтаксические особенности текста. Это использование в нём определённых типов предложений, обособленных членов, обращений, вводных слов и др.

Чаще всего такие задания бывают ВЕРНЫМИ, так как почти в любом тексте есть сложноподчинённые предложения, однородные члены обособленные члены и т.д. (за исключением обращений, их, например, в научном и официально- деловом стилях не бывает).

 Морфологические особенности текста. Это использование в них слов определённых частей речи.

Например, отглагольные существительные, конструкции с существительными в родительном падеже.

Чаще всего данные задания тоже бывают ВЕРНЫМИ. Только внимательно читайте слова в скобках: действительно ли это та часть речи, о которой сказано.

 Изобразительно-выразительные средства языка.

Даная тема тесно связана с заданием № 26. Постоянно вспоминайте эти средства, учитесь находить эпитеты, метафору, олицетворение и др.

Помните, что данные средства используются не во всех текстах. Если вы определили, что текст научный или официально- деловой, то там их не может быть.

Обязательно внимательно читайте слова в скобках: вдруг среди эпитетов окажется, например, метафора и п.). Если хоть одно слов не подходит – то ответ будет НЕВЕРНЫМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...