Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание 8.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Подготовка к ОГЭ. Практикум.  Задание 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_8_oge.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №8 практика Лексический анализ слова

1.Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

2. В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.

    (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

3.В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите его.

 (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

4. В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

 (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

5. В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

6. Найдите  в тексте  синоним к слову БЛОКИРОВАЛИ (предложение 2).   Напишите этот синоним.

(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

7.Найдите в тексте синоним к слову СУМРАК (предложение 33). Напишите этот синоним.

(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

—   (32)Тут вода!  —   поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

8.Найдите в тексте синоним к слову ЗАВЕТ (предложение 52). Напишите этот синоним.

 (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению.

9. Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

10. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.

(9)Небось, видели?

11. В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.

12. Найдите в тексте синоним к слову НЕЛЕПЫЙ (предложение 10). Напишите этот синоним.

(10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

13. Найдите в тексте синоним к слову БУРКНУТЬ (предложение 18). Напишите этот синоним.

(17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». 

14. Подберите синоним к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите его

(4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!

15. Подберите синоним к слову ЯЛИК (предложение 16). Запишите один из синонимов.

(15)Без паники.  (16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день

16. В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!

17. В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком. (3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

18. В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.(15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам. (16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

19. В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

(31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания? – (36)Мои сыновья, Семён и Василий

20. Подберите синоним  к слову ПОДЕВАЛСЯ (предложение 21). Напишите этот антоним.

(21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает?

21. Найдите в тексте синоним(-ы) к слову ЖАЖДАТЬ (предложение 28).

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй – значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

22. Замените книжное слово «тщетны» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом.

(29)Видно: не делает мой ученик успехов, и тщетны мои старания…(30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!

23. Найдите в тексте антонимы. Выпишите эти антонимы.

(1)Признаться сказать, я был печален из-за того, что взял медвежонка, и очень обрадовался, когда нашёлся знакомый, который его взял. -(2)Помилуйте, какой милый зверь! - восхищался он. - (3)Дети будут рады.(4)Для них это настоящий праздник. (5)Право, какой милый. - (6)Да, милый… - соглашался я.

24. В предложениях 27 – 30 найдите контекстные антонимы . Выпишите эти антонимы

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе.

25. Найдите в предложениях 13—16 контекстные синонимы. Выпишите одну синонимическую пару.

(13) Странное имя прозвучало как удар барабана. (14)Нарисованные брови болезненно надломились.(15)А незнакомец уже стоял в дверях, глубоко запустив руки в карманы пиджака и разглядывая директора выпуклыми глазами. (16)И хотя директор был на голову выше пришельца и шире его в плечах, возбуждение нечаянной встречи как бы уравняло их.

26. Найдите в предложениях 39-46 фразеологизм со значением «изношенный, обтрёпанный». Выпишите этот фразеологизм

(39)Она ушла к себе переодеться. (40)Мне было стыдно, что мама переодевается, чтобы пойти к нищим, оборванным людям, но я не смел ей ничего сказать. (41)Через несколько мгновений она вышла. (42)На ней было старенькое, видавшее виды платье, заштопанное на локтях. (43)На голову она накинула платок. (44)На этот раз она даже не натянула на руки свои элегантные лайковые перчатки. (45)И туфли она надела со стоптанными каблуками. (46)Я с благодарностью взглянул на неё, и мы пошли.

27. Найдите в  предложениях 20-21 фразеологизм, который имеет значение «заблуждаться». Выпишите его

 (20)Став взрослым, ты должен ставить перед собой реальные цели и задачи и выполнять их..(21) Не будь в плену иллюзий, иначе жизнь жестоко обманет тебя, будет больно и обидно разочаровываться в ней.

28. Замените слово «растолковывали» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.

 (5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение.

29.Найдите в предложениях 1 – 6 фразеологизм. Выпишите его 

(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл по улице, поскользнулся и упал. (3) Упал неудачно, хуже некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4) Было это примерно в семь часов вечера в центре города, недалеко от дома, где живу. (5) Я пошёл домой; сам бледный как полотно, но кровь течёт. (6) Хорошо помню этот путь – метров примерно четыреста.

30. Найдите в  предложениях 1 – 4 синоним к слову «воздействие». Выпишите его

1) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. (2) Его значение в нашей жизни велико. (3) Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. (4) Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

31. Найдите в тексте атонимическую пару, выпишите её.
 (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

32.Замените просторечное слово «обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул.

32.Найдите в тексте разговорный синоним к слову КРИЧАТЬ. Напишите этот синоним 

(37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Все равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда добрым, когда я лежу на твоем берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орет все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

33.Найдите в предложениях 19-24 просторечное слово. Выпишите его.

(19)Taк что подумайте -- кто какую прическу хочет. (20)Парикмахерскую  устроим на первом этаже.

(21)Потом, часа через два, вошла девочка Кира, плюхнулась рядом со мной  и потребовала:

(22)Дай мне свой телефон! -- (23)3ачем? - спросила я, не зная, как реагировать. - (24)Поиграть.

34.В предложениях 18-20 найдите слово со значением «ничем не занятое пространство». Выпишите это слово.

(18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.

35. В предложениях 6 – 11 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13) Но прошло время, я повзрослела и многое поняла.

Ответы . Задание 8

  1. Ответ: действительно/правда
  2. Ответ: опешили
  3. Ответ: деликатно
  4. Ответ: сморило
  5. Ответ: трактам
  6. Ответ: окружили
  7. Ответ: темнота
  8. Ответ: напутствие
  9. Ответ: худой
  10. Ответ: наверное
  11. Ответ: радостновесело
  12. Ответ: смешнойнесуразный
  13. Ответ: сказать
  14. Ответ: чушьерунда
  15. Ответ: лодкашлюпкасудно
  16. Ответ: сколькодушеугодно
  17. Ответ: ровнымсчётом
  18. Ответ: несводяглаз
  19. Ответ:отвечает
  20. Ответ: пропал
  21. Ответ: хотела
  22. Напрасны
  23. печален – рады
  24. дурнушкой\дамой
  25. незнакомец/пришелец
  26. видавшее виды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум. Задания части В1, подготовка к ЕГЭ, 11 класс.

Практикум. Задания части В1, подготовка к ЕГЭ, 11 класс....

Практикум. Задания части В3, подготовка к ЕГЭ, 11 класс.

Практикум. Задания части В3, подготовка к ЕГЭ, 11 класс, 2014 г....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание 3.

Практикум по зданию 3 "Пунктуационный анализ"...

Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание 5.

Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание 5. Презентация...