Занимательная игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Курова Ольга Викторовна

Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательная игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов

Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

- Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
-  Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!


Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого «нормального» мальчика! И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку и литературе. Проверим свои знания!

 Игра «Знаем русский на «отлично»»  

1. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды, вызываются 2 человека. Отвечает один, но другой подстраховывает, т.е. помогает.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных
звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда
мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы
кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
8. Какой знак препинания
чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и
Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (
Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (
Корень)
13. Пишется  после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
е, ё, я, ю. 

(Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в русском языке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (
6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный, надёжный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове
денёк? (3)

2. Я озвучиваю лексическое значение слова, а вы называете слово

1) маленькая скульптурная фигурка, обычно служащая комнатным украшением (статуэтка)

2) 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места (сувенир)

3 Расставьте ударения в словах

1 команда: квартал, каталог, сливовый, начал, звонит, цепочка

2 команда: договор, приняв, свекла, предложить, августовский, торты.

4. Игра пантомима. Я называю фразеологизм, а вы молча показываете ответ. По очереди.

Если человек не знает, вызывается из команды другой.

1) Его задирают, зазнаваясь. 

2) Не цветы, а вянут. 

3) Ими машут, как мельница.

 4) Он длинный и без костей.

 5) Ими щелкают от голода. 

6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.

 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.

 8) С них сбиваются, когда что-то ищут.

5.О чём идёт речь?

1 команда «Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. команда

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

6.  А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки, «Пословица – всем делам помощница

Приглашаю по 3 человека от каждой команды. Закончите начатые мной пословицы и поговорки. (по очереди)

Лучше синица в руке……….чем журавль в небе

На чужой каравай……….рот не раскрывай

Один ум хорошо………а 2 лучше

Не было бы счастья………да несчастье помогло

Слово не воробей……….вылетит, не поймаешь

Кто старое помянет………тому глаз вон

Под лежачий камень……..вода не бежит

Скоро сказка сказывается……..да не скоро дело делается

Один в поле……….не воин

За двумя зайцами погонишься…….ни одного не поймаешь

Семеро одного………не ждут

Семь бед…….один ответ

7.конкурс .Найдите ошибки в употреблении слов. Исправьте их, записав на лист правильно.

Сценка. «Очередь в магазине».

Продавщица(разговаривая по телефону).Да!Клава! Сегодня в наш магАзин привезут свежие торты. Тебе взять?Хорошо. Вечером позвОнишь домой?

Первый покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот  и пятьсот грамм щАвеля

Второй  покупатель. А мне мандарин грамм на триста, и еще яблоков 5 килограмм

Третий  покупатель А мне бы помидор килограмм шесть.

8 найдите лишнее  кто быстрее из команд, тот отвечает

  1. Плакса    врач    время
  2. Тюль  мозоль  шампунь
  3. Пол-лимона, пол- арбуза, полдыни
  4. Уста,   лапти      чело,
  5. Ямб  хорей,  дактиль

9.  По рифмам сочините стихотворение.

_______________________________________звонок
________________________________________сто ног
________________________________________смех
________________________________________не могу
_________________________________________всех
_________________________________________бегу
_________________________________________перемена
_________________________________________Лена
_________________________________________друг
_________________________________________вокруг

10..  Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,
  7. а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)
  8. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  9. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  10. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  11. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Вопросы для болельщиков

1. Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

2.Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

4.Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

5.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

6.Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

7.Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

8. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

9. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

10. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

11. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

12. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

13. Часть слова без окончания. (Основа)

14 Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

. 15Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

16. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

17. Сколько букв в русском алфавите? (33)

18.Какие сто букв могут остановить движение транспорта? СТОП

19.В каком слове отрицание «НЕТ» слышится сто раз? СТОНЕТ

20.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? СОЛЬ

21.Когда козе минет 7 лет, что будет дальше?

/Пойдет восьмой/

22.Из какой посуды нельзя ничего поесть?

/Из пустой/

23.Когда в пустом кармане есть что-нибудь?

/Когда в нем дырка/

24.Когда руки бывают тремя местоимениями?

/Когда они вы – мы – ты/

25.На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

/На мокрое/

26 На что похожа половина яблока?

/На вторую половину/

27.У трех шоферов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть?

/Шоферы были женщинами/

28Чем кончается день и ночь?

/Мягким знаком/

29.Какое слово состоит из семи одинаковых букв?

/Семья/

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов "Кто хочет стать миллионером"

Интерактивная игра поможет учителю в занимательной форме проверить знания учащихся по всем разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, пунктуации, истории языкознания....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.Задачи: Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать...

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 8-го класса

Занимательные задания по русскому языкудля учащихся 8-го класса...

Внеклассное занятие «Занимательные игры по русскому языку» 7 класс, для обучающихся с ОВЗ

Внеклассное занятие для недели русского языка. Тема: «Занимательные игры по русскому языку».7 класс. конспект разработан с учетом особенностей познавательной деятельности обучающ...