Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Халилова Джамиля Халиловна

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.

Задачи:

 Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.                                      Метапредметные: регулятивные – содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.  Познавательные – обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Коммуникативные – принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_8-11_kl.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.

Задачи:

 Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.                                      

Метапредметные: регулятивные – содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. 

Познавательные – обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Коммуникативные – принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.

Оформление класса:

  1. Выставка творческих работ учащихся.
  2. Слова Л.Н.Толстого «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…».
  3. Девиз игры: «выучи русский язык!».

Ход игры

Организационный момент.

  Класс разделен на две команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Проведение игры.

Чтение стихотворения.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

        Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

Ведущий. Добрый вечер, друзья, любители русского языка. Я думаю, что сегодня здесь собрались именно любители и знатоки русского языка. В школе прошла Неделя русского языка, и завершаем мы её игрой «Брейн-ринг», в которой встретятся сильнейшие представители 8, 9, 10, 11 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

        Правила игры: в каждом туре игра идёт до 3 очков. Время размышления над вопросом – 1 минута. Капитан команды поднимает руку, как только команда будет готова.

Хранитель времени ______________________,

жюри:________________________________

Начинаем  I тур Разминка

Поставьте ударения и прочитайте слова

  1. значимый, звонишь, каталог, вручит, плинтусы, алфавит, созыв, банты, средства, звонят, мусоропровод, столяр, клала, налита, избалованы, столяр, шарфы, торты, бензопровода, столяром, начал, красивее, бухгалтеров, краны, сливовый, аэропортах, звоним, квартал, избалованный, отрочество, ободрить, закупорить, звонят, оптовый ногтя, звонишь, столяра, жалюзи, наживший, гражданство, избаловать, избалую.
  2. простыней, обеспечение, уведомить, местностей, плодоносить, мозаичный, феномен, черпать, черпаем, закупорю, феноменом, столяру, закупорите, водопровод, тортов, газопровод, новостей, обеспечением, средств, тортах, обзвонит, кухонный, эксперт, баловались, балованный, обзвоним, уведомлениями, уведомив, аэропортами, клали, со столяром, сироты, обзвоните, значимый, дозвонится, снята, откупорил, таможня, плинтусов, феноменов, досыта, доверху.

II тур.

Расставьте знаки препинания, объясните их. Отколе умная бредёшь ты голова? (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение).

1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И. Тургенев.)

2. У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.) 

3. Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.)

4. Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.)

5. Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н. Гоголь.)

6. Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н. Гоголь.)

7. Отколе умная бредёшь ты голова?

8. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А. Куприн.).)

III тур.

Спишите, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения.


1. Он (не)увид..л на пороге дома свою жену Мери всплескивающую руками а затем бегущую (на)встречу до потери дыхания.

2. Лонгрен накл..нился и увид..л вос..мимесячное существо сосредоточе(нн/н)о взиравшее на его дли(нн/н)ую бороду.

3. Из денег оставле(нн/н)ых Лонгреном добрая половина ушла на лечение после трудных родов на заботы о здоровье новорожде(нн/н)ой.

4. Пока девоч..ка (не)научилась твердо ходить вдова ж..ла у матроса заменяя сиротке мать…

5. Он делал так(же) сам всю домашнюю работу и т…рпеливо проходил (не)свойстве(нн/н)ое мужчине сложное искусство р..щения девоч..ки.

6. Ассоль было уже пять лет и отец нач..нал все мягче и мягче улыбат(..)ся посматривая на ее нервное доброе личико…

7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впеч..тление танцующего медведя украше(нн/н)ого голубой ленточ..кой.

8. На единстве(нн/н)ой улице деревушки ре..ко можно было увидеть человека покинувшего дом; х..лодный вихрь несшийся с береговых холмов в пустоту г..ризонта делал «открытый воздух» суровой пыткой.

9. Все трубы Каперны дымились с утра (до)вечера трепля дым по крутым крышам.

10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

IV тур

Ответьте на вопросы

  1. – Как называются люди, живущие  в Пскове, Уфе, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

  1. – Какую их этих фраз можно понять только одним способом?

а) Ночь сменяет ясный день.

б) Как заинтересовали её картины моего друга.

в) Андрей вчера сдал экзамен по математике.

г) Нина читала книгу матери.

  1. – В каком случае  ниже представлены не варианты одного и того же слова, а разные слова?

а)  невежа – невежда,

б) бАржа – баржА,

в) галоша – калоша,

г) строгать – стругать, Строгать (стругать)- срезать стружку, щепу с чего-нибудь. Строгатьдоску (делать ее гладкой)

д) берег – брег.

V тур

Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (1 команда) и на П(2 команда). 

( Например: Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.  Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами).

VI тур

Блиц-опрос

  1. - Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки).

2. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)

3. В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание вопрос: Тридевять - это сколько? Тридевять земель это 27 планет этой солнечной системы ... три раза по девять... внутренние ближе к солнцу, средние, и пограничные... а отправиться За три девять земель ... значит полететь за пределы этой солнечной системы...

4. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).

5. Коренное население Антарктиды? (Нет населения).

6. Кто из великих драматургов утверждал, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”? (У.Шекспир)

7. Почему у греческой богини правосудия Фемиды завязаны глаза?

(Чтобы судить беспристрастно. На весах – добро и зло)

  1. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из зала, наградите ведущего одной из высших наград того времени. (Назвать по имени-отчеству)

VII тур

Конкурс капитанов «Говори, говори, да не заговаривайся!»

Капитаны говорят скороговорки

  1. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  2. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  3. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  4. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но, заскороговорившись, выскороговорил,

Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  1. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.

Конец игры

Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила игры

В игре “Брейн-ринг”:

При игре команд на ринге:

  1. Ведущий задает вопрос.
  2. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
  3. Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
  4. Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
  5. Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
  6. Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
  7. Правильный ответ дает команде 1 очко.
  8. Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
  9. В каждой игре проводится несколько раундов (пока одна из команд не наберет 3 очка – 1 победа).
  10. Победившей в игре считается та команда, которая выиграет больше игр и набирает большее количество побед (баллов), т.е. больше игрового времени провела за столом и набрала большее количество баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по русскому языку (для учащихся 6 класса)

Данную игру можно провести в 6 классе  в конце учебного года,а также можно использовать во время проведения предметной недели по русскому языку....

Интерактивная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов "Кто хочет стать миллионером"

Интерактивная игра поможет учителю в занимательной форме проверить знания учащихся по всем разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, пунктуации, истории языкознания....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...