ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бережанская Людмила Андреевна

Русский язык. 5 класс/. Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Основная мысль текста"29.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (5 класс)

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Основная мысль текста

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. 1 часть», интерактивная доска.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах.

Опорные понятия: смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку, презентация к уроку.

Цели:

Образовательные:

  1. формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста, углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении.
  2. Развивающие:

3) развивать речевые навыки обучающихся;

4) развивать память обучающихся, познавательные интересы;

4) развивать умение выразить свои мысли, делать выводы, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать.

5) развивать коммуникативные навыки, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки, обогащать словарный запас, развивать культуру речи.

6) способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;

7) развивать интерес к предмету.

 Воспитательные:

  1. воспитывать стремление применять новое знание на практике;
  2. создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания;
  3. прививать любовь к родному языку, учить видеть его красоту;
  4. создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной и фронтальной работы, чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: различать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания (вопросы) для обучающихся, записи в тетрадях обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, создает атмосферу учебного сотрудничества, стимулирует обучающихся к постановке личных целей и их достижения.

Приветствуют учителя.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

 Личностные:

-действие смыслообразования (Я должен...)

 Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества  учителя с учениками, их готовность к участию в процессе исследования.

Проверка домашнего задания.

Выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося.

Воспроизводят то, что написано в тетрадях. Выясняют, насколько глубоко усвоен материал.

-Упражнение 113, стр. 52.

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; концентрация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения задания; учет правила в планировании и контроле способа решения, умение самостоятельно выбирать и выдвигать версию ответа, оценивать способы достижения цели. 

Познавательные: навыки узнавания; анализ объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение излагать свое мнение; умение приходить к общему решению в процессе совместной деятельности

Повторение изученного.

Предлагает сделать записи в тетрадях.

Организует проверку ранее изученного материала. Предлагает задания. Контролирует выполнение работы.

Записывают в тетрадях число, классная работа, оставляют пустую строку для темы урока.

-Запишите в тетрадях число, классная работа, оставьте пустую строку для темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем  новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.

- Вначале вспомним, что вам уже известно.

-За окном ненастная погода, пасмурное небо. А я предлагаю перенестись в лето. Посмотрите на экран.  Прочитаем предложения.  

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

-Записанные на доске  предложения образуют  текст? Почему?

(Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств).

-Можно ли озаглавить данный текст? (Можно озаглавить «Тропинка»). 

 -Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста).

 -Что такое тема? (То, о чем говорится в тексте).

-Сформулируйте  основную  мысль данного текста? (Лесная тропинка интересна, любима)

В чем затруднения?

Выполняют задания. Выясняют, насколько глубоко усвоен материал.

Актуализация знании, постановка учебных задач.

Организует проверку, обсуждение способов решения, подводит обучающихся к выводам, создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение.

Наблюдают, высказывают предположения, обобщают, делают выводы.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

-Что сегодня предстоит нам выяснить?  

-Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?  Основная мысль текста»)

Личностные: концентрация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные: выдвижение предположений; анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Организация познавательной деятельности. Открытие нового знания.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Ученикам предлагаются выполнить упр. 116.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод.

Работа с текстом.  

-А теперь вернемся к тексту и понаблюдаем за тем, какие слова автор использует при описании тропинки.

-Какое у него отношение к ней?

-Что хотел сказать автор?

 -Правильно, мы можем сказать, что лесная тропинка интересна, любима. (Это и есть основная мысль текста) 

Найдите предложение, которое отражает основную мысль.

-Откроем учебники на стр. 53, упр. 116.

- Прочитаем текст.

- О чем говорится в тексте?

- Что значит порядочный человек, по мнению автора?

- Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Физкультминутка.

Показывает движения.

Выполняют  действия.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

Закрепление с комментированием.

Даёт задания. Ученикам предлагаются выполнить упр. 115.

Самостоятельно выполняют задания в тетрадях. Приводят пример алгоритма рассуждения. Записывают в тетрадь. Проверяют по эталону.

- Прочитайте фрагмент стихотворения Ю.Мориц.

- Какова тема текста, т.е. о чем в нем говорится?

- Какова его основная мысль?

Личностные: оценивание усваиваемого содержания. 

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка 

Познавательные: поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера;  анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Выставление оценок.

Анализируют работу на уроке через самооценку по критериям.

Дают ответы на вопросы.

 Самооценка результатов деятельности, своей и всего класса.

- Какую тему исследовали на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

Критерии оценки:

 «А» – Задания были мне понятны, я легко справился.

«Б» – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

«В» – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Домашнее задание.

Акцентирует внимание обучающихся на данной теме.

Записывают домашнее задание.

Подготовиться к написанию сочинения по картине А.Пластова «Летом». Составить план.

Личностное самоопределение.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"

Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...

14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС...

14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС...

Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте....