14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Файзуллина Зиля Рафиковна

Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕКСТ

Слайд 2

Шаблоны презентаций с сайта

Слайд 4

Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются. 1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. 2) Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало. Шаблоны презентаций с сайта

Слайд 5

Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему? Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Слайд 6

Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений. Однаждымальчикидельфинкупалисьвмореиигралидругсдругомвдругмальчикоказалсяверхомнадельфинетотне сбросилседокаивзялнаправлениекбе регу.

Слайд 8

Что такое текст? Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений. Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают. Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка). Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Е. Никитина. Русская речь. 5 класс



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе.

Что такое текст? Тема и основная мысль текста.

Цели урока:

  • научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы,  делить текст на абзацы.
  • развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
  • воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Речевая разминка. Бином фантазии

Медведь- жираф

Медведь – портфель с книгами

Жираф - грузовик

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

Задание 1: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

  • Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
  • Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

2. Индивидуальное задание: сообщение о красной строке.

Когда-то в древние времена, когда ещё не были изобретены машины, которые умеют печатать, книги переписывали от руки. Был даже такой специальный человек – писарь.

Перед ним стояли две баночки с краской. Чёрной краской писарь переписывал весь текст, а вот новую страницу начинал с рисования красивой красной буквы (рис. 4). Наши предки слово «красный» употребляли в значении «очень красивый»: красна девица, красноречие, красное словцо, прекрасный. А вот цвет словом «красный» стали называть позже. В наши дни красивых букв никто не рисует, а название «красная строка» осталось.

3. Задание 4: прочитайте два определения, найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Вариант 1

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Вариант 2

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

Задание: отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. Что такое тезисы? (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)

  • Из чего состоит текст?
  • Как связаны между собой предложения в тексте?
  • Как связаны предложения лексически и грамматически?
  • В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
  • Какие признаки есть у текста, кроме названных?
  • Что значит “текст цельный”?
  • Что значит текст “завершенный”?

Тезисы “Признаки текста”

  1. Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
  3. Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
  5. Связанность изложения (по смыслу и грамматически).

 4. Знакомство с опорной схемой.

https://urok.1sept.ru/articles/549976/img1.gif

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

6. Словарно-лексическая работа

  • Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
  • Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
  • Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.

3.Этап исследования, усвоения и закрепления полученных знаний.

Обратимся к заданиям, которые напечатаны  на листах, лежащих  у вас на парте. Это материал для учебного исследования, в котором каждый из вас примет сейчас участие. Его цель ответить на вопрос: что значит писать и говорить на определённую тему? Нужно ли нам в повседневной жизни помнить о подчинении своего речевого продукта (произнесённого, написанного текста)   конкретной теме или это необязательно?

Выполним задание № 6. Возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте и запишите в тетради.

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.

- Скажите, прочему у нас получались разные варианты тем,  чем они отличны друг от друга? (солнце, золотое колесо, восход солнца и др.)

- У кого-то более короткая тема, состоящая из одного слова, у кого-то в тему, кроме существительного, включено прилагательное и т.д.

Правильно, потому что темы текста бывают узкие и широкие. Рассмотрим запись. ТЕМА:        

1. Широкая (Зима.)

2. Узкая  (Первый день зимы.)

            Запись схемы  и примеров тем в тетради.

7. Из предложенных тем выберите широкую,  в которую бы входили все  остальные, узкие темы.

Осенний листопад.

Осенью на нашей речке.

Осень пришла…

Последние осенние цветы.

Осеннее утро в роще.

Моя рябина поздней осенью.

Осеннее небо.

Учащиеся доказывают свою точку зрения, в виде кластера заносят темы в тетради.

8.Самостоятельно подберите и запишите три  узкие темы к широкой.

1) Зимние развлечения.

2) Мой сад.

3) Любимый уголок природы.

Рефлексия.

5. Домашнее задание

- Осмыслить опорную схему, подготовиться к воспроизведению её по памяти

- Сочинить любой “бином фантазии” (одушевленное существительное + неодушевленное),  при желании нарисовать иллюстрацию к получившемуся тексту

Приложение.

Раздаточный материал.

№1: прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.

2) Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

№2: пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

№3: прочитайте запись. Найдите границы предложений.

Однаждымальчикидельфинкупалисьвмореиигралидругсдругомвдругмальчикоказалсяверхомнадельфинетотнесбросилседокаивзялнаправлениекберегу.

№4: прочитайте определения, найдите общие признаки текста.

1) Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

2) Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

Задание 5:  отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)

  • Из чего состоит текст?
  • Как связаны между собой предложения в тексте?
  • Как связаны предложения лексически и грамматически?
  • В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
  • Какие признаки есть у текста, кроме названных?
  • Что значит “текст цельный”?
  • Что значит текст “завершенный”?

№6: возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте.

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.

№7: из предложенных тем выберите широкую,  в которую бы входили все  остальные, узкие темы. Оформите в виде кластера.

Осенний листопад.

Осенью на нашей речке.

Осень пришла…

Последние осенние цветы.

Осеннее утро в роще.

Моя рябина поздней осенью.

Осеннее небо.

№8: самостоятельно подберите и запишите три  узкие темы к широкой.

1) Зимние развлечения.

2) Мой сад.

3) Любимый уголок природы.



Предварительный просмотр:

14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.

Этап урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

число

классная работа

  1. Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.

Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)

Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен  в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

  1. Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).

  1. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)

Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)

  1. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.

  1. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

Текст 1

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.

Текст 2

Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.

Текст 3

Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

- Докажите, что перед вами текст.

- Озаглавьте тексты.

1 ряд – первый текст («Берёзка»)

2 ряд – второй текст («Белёк»)

3 ряд – третий текст («Заарканил»)

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)

  1. Самостоятельная работа.

Прочитайте, продолжите рассказ.

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…

  1. Домашнее задание (по выбору учащихся).
  1. Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»
  2. Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»
  1. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить  самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен           Моё настроение стало лучше / хуже

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"

Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....

14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС...

Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста

Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте....