Главные вкладки

    «Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
    план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему

     

    Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов страны.

    Изучение важнейших государственных символов, формирование к ним уважительного отношения в рамках предметов гуманитарного цикла, несомненно, будет способствовать укреплению чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев в среде учащихся, окажет благотворное влияние на процесс становления социально активной личности, патриота-гражданина в общеобразовательной школе.

    Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом.

    (сайт Васина Александра Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №8")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urokobedinennyy.doc447 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

    Васина Александра Борисовна, учитель русского языка и литературы.

    Цели урока:

    Обучающая:

    1. Закрепление понятия «текст»;

    2. Умение составить текст на определённую тему.

    Развивающая:

    1) Развитие образного мышления, отношения к окружающему миру.

    2) Расширение знаний учащихся о государственной символике.

    Воспитывающая:

    Воспитание чувства патриотизма, толерантности, гордости за свою страну. Осознание того, что «я – неотъемлемая часть своей страны».

    Оборудование:

    1. Портрет Д.А. Медведева
    2. Флаг России
    3. Герб города Владимира и герб России.

    Ход урока.

    Вступительное слово учителя:

    - Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране  Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

    На предыдущем уроке все вы писали небольшие сочинения, в которых доказывали, что ваша родина – Россия. Многие работы показались мне ещё детскими, наивными, но гордость за свою страну прозвучала во всех сочинениях.

    Я поняла, что вы усвоили, что такое текст и каковы его признаки. Я хочу попросить некоторых ребят прочитать свои работы. Сегодня мы углубим эти знания, поработаем с интересными текстами, определим признаки текста, потренируемся в составлении текстов на разные темы. А в целом мы будем говорить о нашей родине – России.

    Ребята читают свои сочинения.

    Задание:

    - на предыдущем уроке мы знакомились с понятием «текст». Многое вам было уже знакомо, что-то показалось новым. Дома нужно было составить свой текст на заданную тему: «Я – гражданин России». Послушайте своих товарищей и подтвердите или опровергните то, что услышали действительно текст.

    Мне е кажется, что ребята убедили нас, что они действительно граждане России, которые любят и уважают свою родину. Также они продемонстрировали умение составлять текст.

    - Сейчас вам будут предложены индивидуальные задания и задания по вариантам.

    I в. – текст №3 «Наша родина – Россия»

    II в. – текст №4 «Флаг России»

    Индивидуальное задание – текст №9 «Что такое символ»

    Внимательно прочитайте предложения, выполните задание, ответьте на вопросы

    Работа с I вариантом (Не читать! Сразу вопросы)

    Это текст, одна тема, идея – самое главное о России, что должен знать каждый.

    Рассказывается о территории, о тех, кто проживает, о столице, о главе государства, о денежной единице, почему мы зовём Россию Отечеством, матушкой.

    Мы ответили на все вопросы. Некоторые  работали с текстом карандашом, заполняя многоточия.

    Теперь давайте прочитаем красиво и выразительно связный текст.

    Работа индивидуальная. Текст №9.

    Выразительно прочитать.

    Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.

    - Давайте запишем это определение в словарик.

    Три государственных символа – флаг, герб, гимн.

    Суверенитет – это независимость государства.

    - Можно ли эти предложения считать текстом? Почему?

    Работа со вторым вариантом. Текст №4.

    - Сегодня мы познакомимся с одним главным символом России – флагом.

    Прочитайте предложения внимательно, продолжите предложения, ответьте на вопросы.

    Последовательность предложений:

    1. Флаг, как и герб, …
    2. Наличие флага показывает…
    3. Кремль – место работы…
    4. Когда президент в Кремле…
    5. Флаг России состоит из…
    6. Верхняя полоса – белая…
    7. В России эти цвета почитались…
    8. Белый – благородство…

    - Какое значение на Руси имело слово «красный»?

    - Когда на улицах города появляются флаги?

    - Где можно увидеть флаг России?

    Работа со словарём (Возможно, домашняя работа)

    Герб – отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

    Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

    Оценки учеников.

    Заключительное слово учителя:

    - На сегодняшнем уроке мы узнали больше о своей стране, её символах, людях, которые её населяют. Я надеюсь, что вы станете бережнее относиться к своему родному городу, уважительнее к своей Родине и внимательнее к людям, окружающим вас.

    Урок окончен.

    Д/З*

    1. Задание на карточках для всех.
    2. Попробуйте рассказать о нашей малой родине – городе Владимире.
    3. Составьте связный текст о гербе г. Владимира. Что изображено на нем ? Что этот рисунок обозначает ?
    4. Расскажите о достопримечательностях нашего родного города.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №1.

    Герб Москвы.

    Почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак. Такой знак называется гербом.

    Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

    Гербом Москвы является изображение на темно-красном щите всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает золотым копьем черного Змея.

    Рассказывают : в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьем в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея. Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец.

    Задания.

    1. Прочитайте текст внимательно.
    2. Вы узнали о столице России – Москве и отличительном знаке Москвы – гербе. Есть ли у вашего родного города свой герб?
    3. Как вы думаете, чем занимается наука Геральдика?.
    4. Какое животное изображено на гербе города Владимира? Почему?
    5. Назовите народы, проживающие в России.

    Д/з. Напишите мини-сочинение-описание на тему: «Герб моего родного города Владимира».

    Задания.

    1. Докажите, что это текст.
    2. Определите тип речи.
    3. Определите стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст № 2

    Гимн России.

    Россия – священная наша держава,

    Россия – любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава –

    Твое достоянье на все времена!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты такая –

    Хранимая Богом родная земля!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    Широкий простор для мечты и для жизни

    Грядущие нам открывают года.

    Нам силу дает наша верность Отчизне.

    Так было, так есть и так будет всегда!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно вст…ют.

    Государственный гимн исп…лняют в особо торжественных случаях, например, при нагр…ждении поб…дителей международных сп…ртивных соревнований.

    Задание.

    1. Прочитайте внимательно текст.
    2. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
    3. На какую орфограмму были допущены пропуски.

    Задания.

    1. Прочитайте текст, определите его тему .
    2. Что такое гимн? Когда исполняют гимн России?
    3. Почему при исполнении гимна обычно встают?
    4. Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует Россию.
    5. Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?
    6. Какие слова передают чувство гордости за свою Отчизну?
    7. Как названа Россия? Какие синонимы вы можете подобрать?
    8. Объясните значение слов «держава», «отчизна». Подберите однокоренные слова.
    9. Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?
    10. Назови и запомни авторов стихов и музыки гимна России.

    Тема «Обращение».

    Задания.

    1. Прочитайте текст.
    2. Найдите в тексте гимна России предложения с обращениями. Какую роль обращения выполняют в данном тексте?
    3. Прочитайте их с правильной интонацией.
    4. Какими знаками препинания выделяется обращение на письме?
    5. Каково отличие распространенных обращений? (Свой ответ подкрепите примерами из текста).

    Тема «Тире между подлежащими и сказуемыми».

    Задания.

    1. Найдите в тексте гимна России предложения, в которых ставится тире между подлежащими и сказуемыми.
    2. Прочитайте их выразительно, с правильной интонацией.
    3. Какие еще случаи постановки тире между подлежащими и сказуемыми вы знаете?
    4. В каких случаях тире не ставится?
    5. Подчеркните в найденных вами предложениях грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №3.

    Наша Родина – Россия.

            Россия – это страна, в которой мы живем.

            Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.

            В России проживают русские, татары, украинцы, чуваши …

            Столица нашей Родины – город …

            Глава Российского государства - …

            Денежная единица России - …

            Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

            Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

            Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг нас родное.

            А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережет нас.

    Тема «Имена собственные».

    Задания.

    1. Какие существительные мы называем именами собственными?
    2. Найдите в тексте имена собственные.
    3. Всегда ли имена собственные состоят лишь из одного слова? Подтвердите свой ответ примером из текста.
    4. Подчеркните имена собственные как члены предложения.
    5. Как пишутся имена собственные?
    6. Как пишутся названия (заглавия) книг, газет, кинофильмов, кораблей, магазинов?

    Задания.

    1. Прочитайте предложения про себя.
    2. Можно ли эти предложения назвать текстом? Обоснуйте свой ответ.
    3. Закончите предложения с многоточием.
    4. Почему мы называем Россию нашим Отечеством, нашей Родиной? Почему мы зовем ее матушкой?
    5. Назовите народы, проживающие в России.
    6. Кто является Президентом Российской Федерации? Назовите его имя.
    7. На каком расстоянии от Москвы находится твой родной город?

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №4.

    Флаг России.

    Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.

    Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства.

    Когда Президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России.

    В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения:

    Белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

    Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств,

    его самостоятельность.

    Кремль – место работы Президента Российской Федерации.

    Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины.

    Задания.

    1. Прочитайте предложения внимательно.
    2. Можно ли их назвать текстом? Почему?
    3. Измените последовательность предложений так, чтобы получился текст.
    4. Какого цвета полосы на флаге России.
    5. Какое значение имел красный цвет?
    6. Обратитесь к толковому словарю. Из какого языка заимствованы слова «герб», «флаг»? Что они означают?

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст № 5.

    Столицей России является город Москва .

    Россия – многонациональная страна: в ней живет свыше 170 народов.

    У каждого народа есть свой язык. Конституция признает за каждым человеком право говорить на его родном языке, привычном ему с раннего детства.

    Люди, живущие в одном государстве , должны понимать друг друга. Для этого нужен язык, который знали бы все. Язык, обязательный для всех граждан государства, называют государственным или официальным. Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Это означает, что все граждане России должны владеть русским языком и что русский язык обязательно изучается во всех российских школах.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №6.

    Столица России - Москва.

    Москва – самый большой город в России, столица нашего государства.

    В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума.

    Они решают важные государственные задачи.

    В центре Москвы находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

    Задания.

    1. Рассмотрите памятник Юрию Долгорукому.
    2. Дополните текст описанием памятника, используя иллюстрацию.
    3. Слова для справок : облачен; одет; боевые доспехи; остроконечный шлем; кольчуга, на левой руке щит, украшенный гербом Москвы.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №7.

           Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр 1. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир Божественный, белый.

    Цвет первых стягов славян был …  

            Этот цвет наиболее заметный и …

            На Руси все самое красивое называли … : … девица, … солнышко, … площадь и т.д.

    Задания.

    1. Вставьте недостающие прилагательные.
    2. Пользуясь словарем, объясните лексическое значение слова «стяг».

            

            В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

             Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №8.

    «Раскрась» герб России, используя прилагательные.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    Текст №9

                    Что такое символ?

            С символами ты встречаешься2 в ж…зни постоянно. Символ – это изображение фигур или пр…дметов, выражающих особый смысл.

            Это – условн… обозначение какого-либо понятия.

            К примеру1, прох…дя мимо дома, на котором изображен крас(?)ный крест, ты сразу понимаешь : это больница. На светофоре3 заг…релся з…леный человечек – это означает, что путь для пешехода* свободена. Все это символы.

            Свои собственн.. символы ( фла… , гер… и гимн ) могут иметь различные организации учебные заведения спортивные общества*.

            Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет ( независимость ) государства.

    Задание.

            Соедините стрелочками название государственного символа и его определение.

    Прикрепленное к древку полотнище определенного размере и цвета.

    Гимн

    Официальная эмблема государства.

    Флаг

    Торжественная песня

    Герб

            Ответьте на вопросы:

    1. Что такое символ?
    2. Назови три государственных символа.
    3. Что такое суверенитет государства?

     

    Д/з :   Придумай и нарисуй символы, которыми можно обозначить следующие понятия:

    Остановка автобуса

    Выгул собак запрещен

    Книжный магазин

    Лесная зона

    Комплексный анализ текста.

    Задания.

    1. Прочитайте предложения.
    2. Можно ли их назвать текстом?
    3. Какова тема текста? Идея?
    4. Определите тип речи?
    5. Каким стилем написан текст?
    6. Объясните, пользуясь толковым словарем, значение выделенных слов.
    7. Подберите синонимы, антонимы к выделенным словам.
    8. Найдите в тексте заимствованные слова. Объясните их значение.
    9. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.
    10. Выполните на материале текста разные виды разбора.
    11. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание, сгруппируйте орфограммы.
    12. Вставьте недостающие знаки препинания, пунктограммы объясните.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

            Что такое символ?

            С символами ты встречаешься2 в ж…зни постоянно. Символ – это изображение фигур или пр…дметов, выражающих особый смысл.

            Это – условн… обозначение какого-либо понятия.

            К примеру1, прох…дя мимо дома, на котором изображен крас(?)ный крест, ты сразу понимаешь : это больница. На светофоре3 заг…релся з…леный человечек – это означает, что путь для пешехода* свободена. Все это символы.

            Свои собственн.. символы ( фла… , гер… и гимн ) могут иметь различные организации учебные заведения спортивные общества*.

            Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет ( независимость ) государства.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

            Наше отечество, наша Родина – матушка Ро(с,сс)ия3.

            Отечеством мы з…вем ее потому что в ней испокон веков* жили1 наши отц… и деды4.

            Родиной мы з…овем ее потому что …десь мы родились, все вокру… для нас родноеа.

            А матушкой – потому, что она выкормила2 выр…стила выучила ру(с,сс)кому языку и как мать защищаетс и береж…т нас.

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

                                                Наша Родина – Россия.

            Ро(с,сс)ия – это стр…на, в которой мы ж…вем.

            Ро(с,сс)ия занимает первоеа,с место1 по территории среди всех стран мира.

            В Ро(с,сс)ии прож…вают2 ру(с,сс)кие татары украинц… чуваши и другие народы4.

            Столица нашей Родины – горо… (М,м)осква.

            Глава Ро(с,сс)ийского государства3 – Президент.

            Денежная единица Ро(с,сс)ии – рубль*.

     

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    *  *  *

            Герб1 Ро(с,сс)ии представля…т2 собой темно-красный щит, на котором изображен з…л…той двуглавый* орел.

            На груди орла помещен герб (М,м)осквы3. Это означает, что (М,м)осква – столица могучегос,а Ро(с,сс)ийского государства.

            Форма герба напомина…т щит4.

            На груди орла тоже изображен щит*.

     

    Изучение Государственных символов России на уроках русского языка.

    *  *  *

    Фла… , как и гер… , - отличительный знак, символ* государства. Наличие* флага показыва…т полную независимость2 государства от других государств его самостоятельностьс.

    Кремль3 – место работы Президента Ро(с,сс)ийской Федерации. Когда Президент в Кремле, над …данием поднята государственный фла…Ро(с,сс)ии. Фла… Ро(с,сс)ии состоит из трех полос одинаковой ширины1. Верхняя п…лоса – белая, средняя – синяя, нижняя – крас(?)ная.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

    Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

    Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

    Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

    Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

    С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

    Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

    Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы

    Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...

    Рабочая программа "Я-гражданин России",5 класс

    Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности духовно-нравственное "Я -гражданин России", 5 класс...

    "Тема. Основная мысль. Микротема". Материалы для элективного курса

    Материалы могут быть использованы в качестве подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Основные термины: Тема текста – о чем этот текст. Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем - микротем. Микр...