«Тема, основная мысль и структура текста»
проект (5 класс)

Иванова Марина Ивановна

«Тема, основная мысль и структура текста»

 

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи  обучающихся

Развивающие:

  • Развитие   мышления (логического, критического), внимания, памяти.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

       2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

(На партах у детей карточки с текстом 1)

- Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?

Тропинка. (название закрыто)

        Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. 
         Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.                                          
         Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
         Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Работа с текстом (устно)

- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:

 Что такое текст? 

(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).

Можно ли озаглавить данный текст?

(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии?

 (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?

Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема, основная мысль и структура текста»)

Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.

 

4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.

    1. Начало (1-е предложение).

    2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

        мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

    3. Заключение (последнее предложение. Оно же

        конец предложения).

   Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста (Запись в тетради)

  1. Заглавие
  2. Тема
  3. Основная мысль
  4. Делимость на части
  5. Композиционная завершенность
  6. Связность

Работа с текстом 2 (письменно) (тексты на партах)

Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.

      На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба.   Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками.   Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце  (во)   всём переле…ке.

Работа с текстом (устно)

  • Можно ли этот отрывок назвать текстом?
  • Назовите основные признаки текста.
  • Заглавие (Цветущая верба)
  •  тема ( цветущая верба)
  •  основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
  •  связность (верба – она- деревце)
  • композиционная завершенность.

10. Рефлексия.
1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был



7.Домашнее задание мне кажется

 

 

   активно / пассивно
             доволен / не доволен
             коротким / длинным
             не устал / устал
            стало лучше / стало хуже
            понятен / не понятен
            полезен / бесполезен
           интересен / скучен
           легким / трудным
            интересным / неинтересным

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_osnovnaya_mysl_i_struktura_teksta.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 В классе

«Тема, основная мысль и структура текста»

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи  обучающихся

Развивающие:

  • Развитие   мышления (логического, критического), внимания, памяти.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

       2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

(На партах у детей карточки с текстом 1)

- Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?

Тропинка. (название закрыто)

        Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. 
         Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.                                          
         Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
         Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Работа с текстом (устно)

- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:

 Что такое текст? 

(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).

Можно ли озаглавить данный текст?

(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии?

 (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?

Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема, основная мысль и структура текста»)

Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.

4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.

    1. Начало (1-е предложение).

    2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

        мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

    3. Заключение (последнее предложение. Оно же

        конец предложения).

   Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста (Запись в тетради)

  1. Заглавие
  2. Тема
  3. Основная мысль
  4. Делимость на части
  5. Композиционная завершенность
  6. Связность

Работа с текстом 2 (письменно) (тексты на партах)

Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.

      На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба.   Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками.   Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце  (во)   всём переле…ке.

Работа с текстом (устно)

  • Можно ли этот отрывок назвать текстом?
  • Назовите основные признаки текста.
  • Заглавие (Цветущая верба)
  •  тема ( цветущая верба)
  •  основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
  •  связность (верба – она- деревце)
  • композиционная завершенность.

10. Рефлексия.
1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был



7.Домашнее задание мне кажется

 

   активно / пассивно
            доволен / не доволен
             коротким / длинным
             не устал / устал
            стало лучше / стало хуже
            понятен / не понятен
           полезен / бесполезен
          интересен / скучен
          легким / трудным
           интересным / неинтересным

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Конспект урока на тему: "«Основные виды алгоритмических структур. Линейные алгоритмы»."

Цели  урока:Образовательная.Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний путем  коллективной и самостоятельной практической деятельности.Развивающая. О...

"Тема. Основная мысль. Микротема". Материалы для элективного курса

Материалы могут быть использованы в качестве подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Основные термины: Тема текста – о чем этот текст. Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем - микротем. Микр...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...