Конспект урока в 7 классе «Лексика и фразеология».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тема: «Лексика и фразеология».

Класс: 7.

Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексика и фразеология».

Цели урока: актуализировать в памяти сведения по лексике и фразеологии; вспомнить термины названных разделов; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

Повторение сведений по лексике и фразеологии.

Ребята отвечают на вопросы к § 79 и дополнительные вопросы:

— Почему, на ваш взгляд, синонимы образуют ряды, а антонимы — пары? (В основе антонимии лежит противопоставление, когда называются противоположные качества, поэтому антонимы образуют пары: пол — потолок; говорить — молчать. Синонимы передают оттенки смысла, а таких оттенков может быть много: бояться — страшиться — ужасаться — пугаться — трусить — робеть — трепетать — дрожать — трястись.

— На каких лексических явлениях построена фраза из стихотворения М. Цветаевой: «Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной»? (На явлениях синонимии и антонимии. Антонимы: все — никто, видел — не видел. Слова второй пары не являются антонимами в строгом смысле, но они тоже выражают противоположные значения. Интересна пара спящей — сонной. Слова эти можно отнести к синонимам, так как они выражают состояние человека, связанное со сном, но в тексте они употреблены как контекстуальные антонимы. Противопоставление заложено в смыслах: спящий — тот, кто спит (естественное состояние человека); сонный — тот, кто выглядит невыспавшимся, борющимся со сном; тот, кто скучает и мало чем интересуется.)

Лингвистическая разминка: выполните синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложениях.

Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.

В электронной почте, поступающей ежедневно на наш компьютер, большинство сообщений спам.

— В чем особенность лексики предложений из лингвистической разминки? (В первом предложении — обилие профессиональной футбольной лексики: нападающий, офсайд, голкипер, защитник. Во втором предложении — неологизмы: электронная почта, компьютер, снам (рекламный и т. п. мусор).)

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

Лингвистические игры.

1) Подберите к словам и словосочетаниям синонимы-фразеологизмы из разговорной речи.

Бездельничать — (бить баклуши).

Тесно — (яблоку негде упасть).

Легко сделать — (раз плюнуть).

Далеко — (за тридевять земель).

Быстро бежать — (бежать сломя голову).

Быстро понимать — (ловить на лету).

Разговаривать — (лясы точить, чесать языком).

Дремать — (клевать носом).

Запомнить — (зарубить себе на носу).

2) Подберите к книжным фразеологизмам слова-антонимы.

Одержать победу — (проиграть).

Сдержать слово — (обмануть, подвести).

Отдать приказ — (попросить).

Хранить молчание — (болтать).

Произвести впечатление — (не понравиться).

Взять паузу — (не прерываться).

Выполнение упражнений

Упражнения 483: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Все виды лингвистического разбора выполняются на доске и в тетрадях.

Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси

Древнейшей формой документа на Руси были грамоты. Их писали на больших листах пергамента, украшали орнаментом и заставками. Порой они достигали в длину метра, как, например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю (Северный Урал) на право владения землей. Наряду с грамотами бытовали свитки, или, как их еще называли, «столбцы», «столпы», «столпики». Соборное уложение 1649 года — свод законов феодальной России — представляло собой единый столбец, насчитывающий 309 метров.

Такая форма делопроизводства была заменена при Петре I на тетрадную. Писать стали на обеих сторонах тетрадного листа, что позволило экономить бумагу, стоившую в те времена довольно дорого.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание: § 79, упр. 484.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология", 6 класс

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология" в 6 классе....

Конспект урока-презентации "Повторение лексики и фразеологии".

Конспект урока русского языка в 11 классе, в качестве приложения - электронная презентация, разработанная мной....

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (лексические нормы)

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (лексические нормы)...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (обобщение)

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (обобщение)...

Урок русского языка в 7 классе "Лексика и фразеология"

Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.Технология построения урока: технология развития критического мышления через чтение и письмо.Приёмы: кластер,...

План - конспект урока по теме «Лексика. Фразеология» 10 класс (профильный уровень)

Данный материал помогает     организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной тем...

Конспект урока в 7 классе "Лексика и фразеология"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе...