Трудные случаи написания Н и НН в суффиксах существительных, наречий и прилагательных
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Синицина Анна Евгеньевна

Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 «Курганинский аграрно-технологический техникум»

ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ:

«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПИСАНИЯ

 -Н- И -НН- В СУФФИКСАХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ»

http://aipkarh29.ru/upload/img/hdrghfxsfgb21.JPG

Разработала: преподаватель

русского языка и литературы  

Синицина А.Е.

        

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.

Цели урока: 

Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить правописание суффиксов разных частей речи

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений

Воспитательные: профилактика вредных привычек, воспитание культуры здоровья  и поведения.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

I. Работа по теме урока

1. Работа по группам.

На доске записано предложение:

Мощё(н, нн)ая дорога прорезала по дли(н, нн)е деревню и вильнув вправо, ушла по деревя(н, нн)ому мосту через (не)широкую но быструю речку. (В. Богомолов.)

Задание для I группы:

- Выполнить синтаксический разбор данного предложения, расставить знаки препинания.

Задание для II группы:

- Выписать деепричастие, выполнить фонетический разбор.

Задание для III группы:

- Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по три примера на каждую.

2. После проверки заданий повторяем правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных (см. учебник, стр. 78).

- Какие случаи правописания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных не названы в учебнике?

Исключения: , но   !

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: воспитанная девушка — девушка воспитанна.

Можно продолжить ряд прилагательных, не имеющих суффикса:юный, румяный, синий, зелёный, багряный, пряный, бараний, свиной.

Необходимо запомнить:  (для масла, на масле, из масла):масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масленая каша, масленый блин, масленые глаза, масленая неделя.

3. Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных и наречий.

а) Наречия

• -н-пишется в наречиях, образованных от прилагательных с н в суффиксе (искусно — искусный);

• -нн- пишется в наречиях, образованных от прилагательных с -нн- в суффиксе (взволнованно — взволнованный).

б) Существительные

Написание -н-, -нн- в именах существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н, суффикс начинается с н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, сребреник, бессребреник, гостиница, гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник, родственник, рябинник, сторонник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

(Материал для закрепления навыков правописания преподаватель даёт по собственному выбору.)

1.Упр. 160.

2. Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-.

1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспитан..ик, 5) задолжен..ость, 6) злоумышлен..ик, 7) избран..ик, 8) измен..ик, 9) коноплян..ик, 10) копчён..ости, 11) листвен..ица, 12) осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен..ичество, 15) маслен..ица,16) наклон..ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, 19) ольшан..ик, 20) племян..ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

3. Отметьте случаи написания-нн- в прилагательных.

1) Безветрен..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь, 4) глинян..ый горшок, 5) грачин..ое гнездо, 6) диван..ая подушка, 7) искуствен..ый шёлк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик,12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота, 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен..ая каша, 19) экзаменацион..ая работа, 20) бедствен..ый.

Ответы: 1,2, 6-11, 13, 15-20.

4. Карточки для индивидуальной работы:

Вариант I

— Образуйте от ниже приведённых существительных прилагательные с суффиксами:

• -н- — весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;

• -ан-(-ян-) — соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лёд;

• -ин- — воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орёл, осёл, соболь, соловей, утка, ястреб;

• -енн- — болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство, чувство;

• -онн- — авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация, реакция.

Вариант II

— -Н- или -нн-? Обоснуйте свой выбор.

1) Арестант недоумё..о поглядел на прокурора. 2) Очень явстве..о послышался носовой голос, надме..о тянувший слова: «Закон об оскорблении величества...» 3) Профессор отвечал растеря..о. 4) Он немедле..о явился к Стёпе и предложил свои гастроли в Варьете. 5) Я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то чтобы тревож..о; а даже как будто бы болезне..о. (М. Булгаков)

физминутка:

- Руки потянули вверх, потянулись всем телом вверх, к солнышку, поприветствовали солнышко - помахали ему руками.

 А теперь опустили руки вниз и изо всех сил встряхнули ими - сбросили с себя всю усталость, лень, сонливость.

 - Руки расставили в стороны, чтоб обнять ими весь мир, а теперь обняли себя крепко-крепко, как будто мы обнимаем весь мир и крепко прижимаем его к себе.

 - А теперь закройте глаза и представьте что вы в лесу - бежите по дорожке и побежали легким бегом на месте.

 - Остановились! - Прислушайтесь к тишине в лесу. Успокоились под эту тишину, и с новыми силами принялись за работу.

III. Обобщающий тест

1. В каком ряду во всех словах пишется -нн-?

а) Стекля..ый, искусстве..о, гриве..ик.

б) Весе..ий, дровя..ой, серебре..ик.

в) Зеле..о, тума..ый, конопля..ик.

г) Труже..ик, естестве..о, песча..ый.

2. В каком прилагательном пишется -нн-?

а) кожа..ый;

б) ледя..ой;

в) обеде..ый;

г) дровя..ой.

3. В каком ряду во всех словах пишется -н-?

а) Посла..ик, болезне..ый, соболи..ый.

б) Копчё..ости, ветре..ый, сви..ой.

в) Извращё..ый, румя..ый, обяза..ость.

г) Немедле..о, поле..ица, орли..ый.

4. В каком существительном пишется -нн-?

а) поле..ица;        

б) труже..ик;

в) бессребре..ик;

г) прида..ое.

Ответы к обобщающему тесту:

1— а);     2— в);     3 —б);4—а).

Итоги теста подводятся на уроке.

Подведение итогов. Выставление оценок

Домашнее задание

1. Выучить записи в тетрадях и правила на стр. 78, 89 учебника.

2. Работа по вариантам:

I вариант. Составить словарный диктант по теме «н и ннв существительных, прилагательных и наречиях» (50 слов).

I вариант. Упр. 195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

"Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий"

Тест помогает проверить знания учащихся по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий."...

Факультативный курс "Законы русской орфографии. Трудные случаи написания"

       Программа факультативного курса “Законы русской орфографии. Трудные случаи написания” включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а т...

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Трудные случаи написания ПРЕ- и ПРИ-

Материал к уроку русского языка в 6 классе "Трудные случаи написания ПРЕ- и ПРИ-"...