Трудные случаи написания Н и НН в суффиксах существительных, наречий и прилагательных
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_trudnye_voprosy_pravopisaniya_-n-_i_-nn-_v_suffiksah.docx | 89.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПО ТЕМЕ:
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПИСАНИЯ
-Н- И -НН- В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ»
Разработала: преподаватель русского языка и литературы Синицина А.Е. |
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.
Цели урока:
Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Задачи:
Образовательные: повторить, закрепить правописание суффиксов разных частей речи
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений
Воспитательные: профилактика вредных привычек, воспитание культуры здоровья и поведения.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока:
I. Работа по теме урока
1. Работа по группам.
На доске записано предложение:
Мощё(н, нн)ая дорога прорезала по дли(н, нн)е деревню и вильнув вправо, ушла по деревя(н, нн)ому мосту через (не)широкую но быструю речку. (В. Богомолов.)
Задание для I группы:
- Выполнить синтаксический разбор данного предложения, расставить знаки препинания.
Задание для II группы:
- Выписать деепричастие, выполнить фонетический разбор.
Задание для III группы:
- Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по три примера на каждую.
2. После проверки заданий повторяем правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных (см. учебник, стр. 78).
- Какие случаи правописания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных не названы в учебнике?
Исключения: , но !
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: воспитанная девушка — девушка воспитанна.
Можно продолжить ряд прилагательных, не имеющих суффикса:юный, румяный, синий, зелёный, багряный, пряный, бараний, свиной.
Необходимо запомнить: (для масла, на масле, из масла):масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масленая каша, масленый блин, масленые глаза, масленая неделя.
3. Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных и наречий.
а) Наречия
• -н-пишется в наречиях, образованных от прилагательных с н в суффиксе (искусно — искусный);
• -нн- пишется в наречиях, образованных от прилагательных с -нн- в суффиксе (взволнованно — взволнованный).
б) Существительные
Написание -н-, -нн- в именах существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н, суффикс начинается с н-), нефтяник (суффикс -ян-).
С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, сребреник, бессребреник, гостиница, гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник, родственник, рябинник, сторонник, конница, лиственница.
Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
(Материал для закрепления навыков правописания преподаватель даёт по собственному выбору.)
1.Упр. 160.
2. Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-.
1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспитан..ик, 5) задолжен..ость, 6) злоумышлен..ик, 7) избран..ик, 8) измен..ик, 9) коноплян..ик, 10) копчён..ости, 11) листвен..ица, 12) осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен..ичество, 15) маслен..ица,16) наклон..ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, 19) ольшан..ик, 20) племян..ик.
Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.
3. Отметьте случаи написания-нн- в прилагательных.
1) Безветрен..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь, 4) глинян..ый горшок, 5) грачин..ое гнездо, 6) диван..ая подушка, 7) искуствен..ый шёлк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик,12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота, 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен..ая каша, 19) экзаменацион..ая работа, 20) бедствен..ый.
Ответы: 1,2, 6-11, 13, 15-20.
4. Карточки для индивидуальной работы:
Вариант I
— Образуйте от ниже приведённых существительных прилагательные с суффиксами:
• -н- — весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;
• -ан-(-ян-) — соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лёд;
• -ин- — воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орёл, осёл, соболь, соловей, утка, ястреб;
• -енн- — болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство, чувство;
• -онн- — авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация, реакция.
Вариант II
— -Н- или -нн-? Обоснуйте свой выбор.
1) Арестант недоумё..о поглядел на прокурора. 2) Очень явстве..о послышался носовой голос, надме..о тянувший слова: «Закон об оскорблении величества...» 3) Профессор отвечал растеря..о. 4) Он немедле..о явился к Стёпе и предложил свои гастроли в Варьете. 5) Я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то чтобы тревож..о; а даже как будто бы болезне..о. (М. Булгаков)
физминутка:
- Руки потянули вверх, потянулись всем телом вверх, к солнышку, поприветствовали солнышко - помахали ему руками.
А теперь опустили руки вниз и изо всех сил встряхнули ими - сбросили с себя всю усталость, лень, сонливость.
- Руки расставили в стороны, чтоб обнять ими весь мир, а теперь обняли себя крепко-крепко, как будто мы обнимаем весь мир и крепко прижимаем его к себе.
- А теперь закройте глаза и представьте что вы в лесу - бежите по дорожке и побежали легким бегом на месте.
- Остановились! - Прислушайтесь к тишине в лесу. Успокоились под эту тишину, и с новыми силами принялись за работу.
III. Обобщающий тест
1. В каком ряду во всех словах пишется -нн-?
а) Стекля..ый, искусстве..о, гриве..ик.
б) Весе..ий, дровя..ой, серебре..ик.
в) Зеле..о, тума..ый, конопля..ик.
г) Труже..ик, естестве..о, песча..ый.
2. В каком прилагательном пишется -нн-?
а) кожа..ый;
б) ледя..ой;
в) обеде..ый;
г) дровя..ой.
3. В каком ряду во всех словах пишется -н-?
а) Посла..ик, болезне..ый, соболи..ый.
б) Копчё..ости, ветре..ый, сви..ой.
в) Извращё..ый, румя..ый, обяза..ость.
г) Немедле..о, поле..ица, орли..ый.
4. В каком существительном пишется -нн-?
а) поле..ица;
б) труже..ик;
в) бессребре..ик;
г) прида..ое.
Ответы к обобщающему тесту:
1— а); 2— в); 3 —б);4—а).
Итоги теста подводятся на уроке.
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание
1. Выучить записи в тетрадях и правила на стр. 78, 89 учебника.
2. Работа по вариантам:
I вариант. Составить словарный диктант по теме «н и ннв существительных, прилагательных и наречиях» (50 слов).
I вариант. Упр. 195.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
"Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий"
Тест помогает проверить знания учащихся по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий."...
Факультативный курс "Законы русской орфографии. Трудные случаи написания"
Программа факультативного курса “Законы русской орфографии. Трудные случаи написания” включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а т...
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Трудные случаи написания ПРЕ- и ПРИ-
Материал к уроку русского языка в 6 классе "Трудные случаи написания ПРЕ- и ПРИ-"...