ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПИСАНИЯ -Н -И -НН- В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИй
план-конспект урока по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_voprosy_pravopisaniya_-n_-i.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

  ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРАВОПИСАНИЯ
-Н -И -НН- В СУФФИКСАХ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий; вывести формулу обобщенного правила.

Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, на них вычерчивается таблица, которая будет заполняться поэтапно.

Заготовка выглядит следующим образом:

Основные
правила

Части речи

Формула правила

существительное

прилагательное

наречие

причастия (полные, краткие)

отглагольные прилагательные

Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:

Ш приставка        Щ суффикс

З корень        зависимые слова

основа

2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.

На доске и в тетрадях записываются слова: конный, конник; ценный, ценность.

Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то учащимся на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание.

Вопросы и задания

Ответы

Определите части речи в левой колонке и в правой (см. тетрадь)

Произведите словообразовательный разбор слов, графически обозначьте части слов

Определите, что общего в данных словах (в корне, в основах, в суффиксах)

Какой можно сделать вывод?

В правой колонке – существительное, в левой – прилагательное

Основы (производящие) оканчиваются на н, слова образуются с помощью суффикса -н-

В словах с основой на н, образованных с помощью суффикса -н-, пишется нн

Вывод: правило правописания -нн- в обеих частях речи (существительном и прилагательном) общее.

– Выведите формулу правила.

– Заполните первый пункт таблицы (на доске и в тетрадях).

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Материал для наблюдения: утренний; общественный; соломенный; агитационный.

– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)

– Как образованы данные слова? (От существительных.)

– Заполните второй столбик.

Утренний  утро

общественный  общество

соломенный  солома

агитационный  агитация

– Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, в которых пишется -нн-.)

– Заполните второй пункт таблицы.

Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдений (слайд).

– Перепишите слова в тетради, выделите суффиксы.

– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)

– А теперь давайте определим, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)

– Запишите их рядом.

– Назовите  суффиксы,  с помощью  которых образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-.) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, и на принадлежность чему-то.)

– Что  общего  в  правописании суффиксов -ан-, -ян-, -ин-? (Одна буква н.)

– Из этого правила есть исключения – это слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный, ветряная.

– Заполните третий пункт таблицы.

Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдения (слайд):

торжественно  торжественный

ценно  ценный

искренно  искренний

– К  какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.) Сколько н в словах, от которых наречия образованы?

– Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

– Заполните четвертый пункт таблицы.

Вид формулы:

Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в кратких прилагательных (ценный – ценна – ценно; ветреный – ветрена – ветрено).

К концу урока таблица приобретает следующий вид:

Основные
правила

Части речи

Формула
правила

Первый блок

Второй блок

прилагательное

существительное

наречие

причастие (полное, кратное)

отглагольные прилагательные

1. Слова, образованные с по-мощью н от ос-новы на н  нн

пленный  плен +  + ый

пленник  плен +  + ник

2. Слова, образованные с по-мощью  
  нн

станци-ый  станция, торжест  торжество

3. Слова, образованные от существительных с помощью    н

Исключения:

 но: стеклянный, оловянный, деревянный

4. Столько н, сколько в слове, от которого оно образовано

торжественно  торжественный, искренне  искренний, плотно  плотный

нн  нн

н  н 

5.

6.

7.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: обобщение по всему первому блоку правил, формулировка правила правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.

Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

"Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий"

Тест помогает проверить знания учащихся по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий."...

Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастиях, наречиях.

Данная презентация представляет обобщённый теоретический материал по теме, предлагает упражнения для тренировки. Удобна при подготовке к экзаменам, итоговом повторении....

Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

Презентация для уроков по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. В презентации показан учебный материал для наблюдения и  сравнения правописания -н- и -нн-,...

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Трудные случаи написания Н и НН в суффиксах существительных, наречий и прилагательных

Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий....