Мнемоприемы
занимательные факты по русскому языку (5, 6 класс)

Приемы, помогающие запмнить офографические и пунктуационные правила

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemopriemy.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

 Мнемоприемы

Фонетика

5 класс

Кислородный домик

 Конечно, ребята, вы знаете о том, что звуки мы произносим, а буквы – пишем. Для буквы родная стихия – бумага, страница, любая поверхность, где букву можно нарисовать. Звук принадлежит к иной «среде обитания». Если вы хотите звук отобразить на бумаге, то помните: звук – инопланетянин. Он живет на планете под названием: «Говорю -произношу», где есть кислород, углекислый газ. Попадая на планету «Пишу – печатаю», звук может умереть, задохнуться от нехватки воздуха. Чтобы этого не случилось, поместите звук в кислородный домик. Он рисуется быстро и просто, но дает звуку шанс остаться живым

[ ]- это кислородный домик звука

[]этот домик, как скафандр у космонавта, подает ему в нужной пропорции воздух.

Без этих транскрибических скобок звук умрет.

 Ребята, помните: в квадратных транскрибических скобках любая буква превращается в звук.

Глухие и звонкие согласные звуки

5 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе.

 Уверена, всем известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка. «Степка Фец, хочешь щец?»- это уже классика мнемотехники (возможны варианты: «Степка, хочешь шец?» «Фи!» или «Фока, хочешь поесть щец?) А вот фразы, где согласные буквы, соответствующие всегда звонким звукам, на мой взгляд, не совсем удачны. В газете «Русский язык» №12 за 2002 год предложен вариант: «Мы же не забываем друга». Но этот в этот мнемоприем не включена буква Й, соответствующая аналогичному звуку.

 Мои варианты гораздо интереснее и полнее. К примеру, фраза «Безногий выл: «Я даром жил». Фраза успешно справляется с возложенной задачей: запомнить буквы, соответствующие звонким согласным. Рифмовку лучше рассказывать с небольшим комментарием. Вспомните русскую народную сказку о богатыре, который 33 года пролежал на печке, так как его ноги не держали. Он с ногами (в прямом значении), да безногий ( в переносном) вполне мог произнести эту фразу

 Есть второй вариант: «Дружбан Мазай на Волге». Для большей эмоциональности можно сказать, что эту фразу мы услышали из уст сына нового русского, когда горе – ученик пытался своими словами передать содержание стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

На этих уроке «Звонкие и глухие звуки» было бы уместно вспомнить метод самонаблюдений. Когда школьники затыкают уши указательными пальцами и произносят парные звонкие и глухие, например, [б] - [п]. При образовании звонкого звука отчетливо слышен звон или дребезжание в ушах. Можно так же попросить ребят положить палец на гортань, при образовании звонкого характерно дрожание голосовых связок. Наглядные действия сработают по принципу: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Всегда твердые звуки

 В русском языке есть три звука, которые всегда твердые: [ж], [ш], [ц]

Три варианта мнемоприемов призваны облегчить запоминание этих звуков.

 1\Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит,
Знать он твердые велит.

 2\В [ц]ирке [ж]ук и [ш]ут,
И тебя там ждут.

👌 3\Данный вариант можно сочетать одновременно с физминуткой на уроке. Перед заучиванием можно рассказать смешную историю.

 Вращая глазами, Петя следил за пчелой, летающей кругами у носа мальчика.

-[Ж]ужжи[ш]ь?- спросил он у пчелы.

-[Ц]ыц!- ответила она и ужалила Петю в нос.

 Когда дети проговаривают слово «жужжишь», они должны вращать глазами по часовой стрелке. «Цыц»,- говорят быстро, при этом касаются указательным пальцем кончика носа.

Всегда мягкие звуки

 [Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.

[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет…
Слаще в мире нет.

Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']

Чащей, чащей ты иди,
Всегда мягких только три.

Буквы Е, Ё, Я, Ю.

 Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими символами.

ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные)

Её я ю

Пары согласны по глухости – твердости

 Как известно, в русском языке 6 пар согласных звуков, если не учитывать мягкость –твердость. Чтобы их все вспомнить - надо знать алфавит. Первые шесть согласных букв алфавита, соответствующие звонким согласным, помогут ребятам вспомнить все пары согласных по глухости – звонкости.

             Б                    В                   Г                   Д                              Ж                            З

                                                                                                                      

[б]- [п]          [в]- [ф]           [г]-[к]           [д]-[т]               [ж]-[ш]                  [з]- [с]

 Орфоэпия

5 – 6 класс

🞵🞵🞵

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

🞵🞵🞵

Коль будильник зазвони'т -

У меня ужасный вид.

Если классная звони'т –

Папа за ремнем спешит.

Не звони'те, не звони'те,

Пощадите, пощадите.

С глаголом звонит, как правило, бывают орфоэпические проблемы. Ребята делают ошибку, когда произносят слово с ударением на первом слоге. Очень неплохо срабатывает мнемоническая фраза: «Зво'нит – это воняет что ли?»

🞵🞵🞵

Надо говорить приня'ть,

Ударение на ять.

🞵🞵🞵

Нефтепрово'д (бензопрово'д, газопрово'д)

Сломал бегемот.

🞵🞵🞵

Распространенная орфоэпическая ошибка - поло'жил.

Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил.

🞵🞵🞵

Хватит балова'ться,

Будем улыбаться.

🞵🞵🞵

Он свет включи'т,

Аж проводка трещит.

🞵🞵🞵

Пусть неду'г

Обойдет твоих подруг.

🞵🞵🞵

Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.

Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.

🞵🞵🞵

Ворожея', да жаль – не я.

         Словарные слова.

5 -6 класс

Препятствие

Правописание слово препятствие легко запомниться, если объяснить его живой демонстрацией.

Перед пятой (пяткой) находится что–то, что нужно преодолеть.

        

Спортсмен

Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками (спорцмен, спортцмен).

Пока один из них однажды не воскликнул:

- Я забыл дома сменку, спортивную сменку.

- Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки?

Ребята оценили удачный диалог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке».

Вокзал

Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.

Грущу по Вас или по Вам?

Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.

«Родная, я грущу по Вас», -

И подписался просто А.С.

Грущу (тоскую) по Вас.

Пушкин Александр Сергеевич

P.S.: В 19 веке такая форма была распространена, может, А.С.Пушкин ею пользовался.

Ровесник, сверстник

Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)

Багряный, но бордовый

Багряный грабитель, но бордовый волдырь (буквенная схожесть). Можно словесно проиллюстрировать картинку, на которой багряный грабитель с бордовым волдырем.

Бассейн, конвейер, фейерверк.

Бассейн – ей, конвейер – ей ер, фейерверк – ей ер. Нарисуем ер из кириллицы: ъ

. Бассейн даем ей целиком, а из конвейера и бассейна ей достается ер (ъ).

Триста, четыреста.

Ищем красивые необычные имена в этих словах: Иста, Еста. Как правило, женские имена оканчиваются на –а.

Велосипед

Велик = оси + пед (али).

Бахрома

Вязала бахрому, бах, Рома пришел !

Коллекция

Собирал коллекцию,

Вышел кол за лекцию.

Артиллерия и кавалерия.

Первой по алфавиту стоит слово артиллерия. Первым всегда тяжелее, вот дополнительная буква л и досталась этому слову.

Чувствовать – участвовать

В одном слове есть в, а в другом в нет. Участвовать – часть.

Помните, герой Крамарова в фильме «Джентльмены удачи», вместо слово девушка говорит «чувиха».

Я рассказываю давнюю историю, связанную с моим учеником, путавшим эти слова.

После просмотра фильма «Джентльмены удачи», он придумал проверочное слово чувиха. Говоря: «Я, простой чувак, чувствую к одной чувихе из нашего класса симпатию».

Подоконник.

Многие ребята пишут «подокойник».

- Не пугайте меня, причем здесь покойник. Если из этого слова убрать приставку ..до, получится по..койник. В правильном написании нет ничего подобного: под окном стоит суффикс -ник.  

Зеркало

 Мы писали сочинение – описание комнаты, среди прочих ошибок встретилась ошибка «зерколо», мы провели работу над ошибками: зеркало – зеркал. Но через урок ошибка повторилась. После коротенькой мнемосказки ошибку как рукой сняло.

В некотором царстве есть ужасное зеркало, люди не любят в него смотреть. «Почему?» - спросите вы. Вместо отражения, издеваясь над людьми, зеркала показывают лишь их часть – кал. Хорошо, что наши зеркала устроены иначе.

Каллиграфия

Алла (почти Пугачева), спрятавшись в этом слове, делает игру, играет.

Каллиграфия – каллиграфия.

 Лексика

 Этот раздел интересен тем, что на многих уроках можно использовать сочетание занимательного материала с мнемоническими приемами, а на многих уроках мнемоника и вовсе не нужна. К примеру, очень эмоционально проходит в 5 классе урок по теме «Этикетные слова», где ребята не только пополняют лексикон, но и знакомятся с героиней романа Ильфа и Петрова – Эллочкой. В дальнейшем на уроке имя Эллочки становится нарицательным, а ученики приходят к выводу, что уподобляться ей нельзя.

 И хотя  два ниже предложенных стихотворения – это не мнемоприемы, а занимательный материал, но я не смогла удержаться, чтобы не включить их в свою работу.

                                Соседский этикет
                - Мое почтенье, дядя Коля!
                - Здорово, брат Илья!
                - Прошу простить за беспокойство, но к Вам по делу я.
                - Будь добр, Илюша, проходи: не стоит мяться у двери.
                - Ох, если Вас не затруднит, дядь Коль, поможете решить?
                - .Опять задачка? Не тужи! Будь другом, номер покажи!
                - Позвольте – вот, а здесь решенье…
                - Ну, малый, сделай одолженье: задачку вслух сейчас прочти

                И цифры все с «дано» сравни.
                - Ой, с цифрою другой решил. Мне жаль, отвлек Вас, поспешил…

                За беспокойство извините, позвольте попрощаться,
                Счастливо оставаться!
                - Бывай, Илья, и до свиданья,
                Жму твою руку на прощанье.

 Задание:

1. Выпишите этикетные слова и обороты. 2. Какие синонимы использовал дядя Коля, называя соседа? Для чего? 3. Для чего нужны этикетные слова? Обоснуйте ответ. 4. Кто, на ваш взгляд, более воспитан из соседей?

Эллочка и ее рассказ

                Невозможно, нереально нашу Эллочку понять.
                Вы бы даже специально не сумели так сказать.
                - Ну, короче, было так: что – то там шарахнет.
                И того, ну, как сказать, в общем, что – то бахнет.
                Это самое, того, ну, его почти уж это,
                И того уже, в него как пальнут из пистолета.
                Значит, думаю, конец, а оно, смотрю – нормально.
                Уже клево и «ваще», ты прикинь, как гениально.
                Четкий фильм, иди, гляди – больше семечек бери.

 Задание:

1. Перескажите литературным языком, о чем фильм.

2. Интересно слушать рассказы, подобные этому? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие слова – сорняки встречаются в речи Эллочки?

4. Как связаны семечки с общей культурой?

                Многозначное слово и многоголовый Змей Горыныч

 Можно сравнить многозначное слово с многоголовым Змеем Горынычем. Змея много голов, так же у многозначного слова несколько значений. Каждая голова видит мир под своим углом, имеет свое мнение, но сердце, тело, хвост, туловище у всех голов общее.

Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой значений, но единство слова не нарушается, так как у этих значений есть общая часть, подобно сердцу, туловищу многоголового Змея, причем значения могут быть объяснены одно через другое.

 Слово ГОЛОВА имеет 6 значений, если бы мы его рисовали схематично в виде многоголового Змея, то нам бы пришлось рисовать шесть голов. Но общее значение , объединяющее все значения, было следующее: важный значимый орган, без которого не обойтись.

                        ☻1. Верхняя часть человека, животного. Пр.: Болит голова

                        ☻2. Жизнь. Пр.: Сложить голову.

                        ☻3. Ум, рассудок. Пр.: Хорошо варит голова.

ГОЛОВА

                        ☻4. Единица счета. Пр.: Сто голов скота.

                        ☻5. Главный, ответственное лицо, чиновник. Пр.: Пан Голова

                        ☻6. Передовая, важная, главная часть чего – либо. Пр.: Голова

                        танковой колонны.

А у слова ИДТИ мы можем найти 25 значений в словаре С. И. Ожегова. Представьте себе 25-голового Змея!

 Мы уже говорили в реферате о том, что мнемоприем – не самоцель. Например, в 5 классе после многозначных слов идет тема « Прямое и переносное значение слов». Для этого урока я разработала большое количество занимательного материала. Урок я назвала «Золотая мама», включив в него свое стихотворение «Золотая мама», сказку «Золотой характер» и творчески переработанную легенду Сухомлинского о любви матери к сыну.

Мнемоматериал здесь является лишним, т. к. тема – благодатная почва для осуществления обучающих, развивающих и воспитательных задач.

                        Золотая мама

                У мамы сердце золотое и золотая голова,
                И руки мамы золотые, и спорятся ее дела.
                И папа маму называет: «Ты человек наш золотой».
                Сестричка только вот вздыхает: «Ведь золото – металл такой.
                Колечко, правда, есть на пальце, но руки вовсе не блестят,
                А на лице у глаз морщинки не золотые, штучек пять.
                И нет на теле золотого, а сердце…так оно внутри,
                Оно в груди у мамы бьется, попробуй: пробу разгляди.

Антошки и антонимы

Невыдуманная история

 У нас в школе в одно время учились два Антона, у них даже отчества были одинаковые: оба Антоновичи.

 Один Антон был чрезмерно полный, спокойный, как удав, ему даже на переменах было лень ходить, достанет сразу несколько булочек и сидит, жует. Сам смуглый, как цыган, волосы черные вьющиеся, глаза черные, как южная ночь, но узкие. Тройной подбородок и непомерно полные щеки выдавали в нем любителя вкусно поесть. Кроме еды Антона ничего не интересовало, потому и учился очень плохо – первый двоечник во всей школе.

 Другой Антон – полная противоположность. Худющий, как его только не называли: и дистрофик, и скелет ходячий. Бойкий, неугомонный, шумный. Сам светлый, кожа, бледная, словно и не знала загара. Волосы светло – русые мягкие, как пух. Глазища огромные, на пол – лица, голубые. Несмотря на то, что не мог сидеть на уроках спокойно, учился он блестяще: все схватывал на лету, читал много.

 Они учились в одном классе и даже сидели за одной партой и звали их не иначе как:

Антон большой и Антон маленький.

 Благодаря этим Антонам Антоновичам мы запомним антонимы. Они абсолютно полные противоположности, но у них общее только имя с отчеством. Антонимы тоже носят одно имя, но их признаки, действия противоположны.

Нарисуем Антонов и подберем антонимы.

Большой - маленький

Полный – худой

Брюнет – блондин

Вьющиеся – прямые

Темный – светлый

Загорелый - бледный

Узкие – широкие

Спокойный - шустрый

Двоечник – отличник

 Морфология

1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов.

Забавно, дети помнят сами окончания глаголов, но путаются в том, к какому спряжению они относятся. Как определить спряжение глаголов, чтобы правильно написать окончание?

 Глагол БОР (ю? я?) ТСЯ, если окончание ЮТ, то 1 спряжение, а ЯТ – 2.

Следуя правила, мы должны поставить глагол в начальную форму, а подсказка будет находиться перед окончанием – ТЬ.

Н.Ф. – Бороться

                 Акцентируем внимание школьников на том, что природа подарила уникальное запоминание второго спряжения на пальцах руки. Только одна буква, которая стоит  перед окончанием - ТЬ в Н. ф. означает, что перед вами 2 спряжение, эта буква – И.

                        

 Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные пальцы. Какая буква получилась?

 Два пальца =и=2 спр.

Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед вами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.

 Итак, глагол БОРОТЬСЯ относится к 1 спряжению, но мы не знаем, какое окончание надо писать в 3 лице множественного числа: борятся или борются?

 Запомнить окончания 1 и 2 спряжения нам поможет следующий мнемоприем.

 Ассоциативная фраза:В ПЕРВУЮ очередь ЕШЬ, ЕМ УТку –Ютку

Разъяснительный ассоциативный материал.

Позволь узнать, что ты делаешь в первую очередь, когда приходишь домой из школы после 6-7-часового рабочего дня? Да, да, ты ЕШЬ, а я ЕМ. Сначала ЕМ или ЕШЬ.

ПЕРВОЕ ЕМ, ЕШЬ

«А что за Утка –Ютка?» - возникнет вопрос.

 Замечательно было бы, если мама запекала на обед или ужин утку. Мы говорим не просто утку, а с долей юмора: УТку –Ютку, тем более в старые времена во время пира князья съедали не только утку, а куда больше. Согласитесь, приходишь домой, голодный как волк, и кажется, что для полного насыщения и утки будет маловато.

Второе спряжение (мало того, что оно и так уже не первое, а второе) завидует и возмущается: «ИШЬ ИМ, А Я?». К буквам А и Я мы добавляем по букве Т.

Надо запомнить всего две фразы:

В первую очередь ЕШЬ, ЕМ УТку – Ютку и ИШЬ ИМ Ат Ят

 Буква u стоит на двух крючочках ι ι = 2

Буква е стоит на одном крючке ι = 1

Переходность и непереходность глаголов

Глагол представлен в виде человечка, предлог - в виде собачки, а гора - это винительный падеж.

Глагол перейдет, преодолеет эту гору в том случае, если ему не будет мешать собачка, т. е. глагол, который сочетается или может сочетаться с сущ.(мест) без предлога, является переходным.

ОРФОГРАФИЯ

5 КЛАСС

Пустить в ход слезу

(Как не путать родительный, винительный, именительный падежи)

Бывают случаи, когда ребята затрудняются определить падеж имени существительного (слова мужского рода 2 склонения). Школьникам кажется, что семантическое поле падежей вполне соответствует и той и другой форме слова.

Например,                                 нашел изъян – Вин. или Род. ?

                                                                            кого? что?     кого? чего?

                                                          испачкал портфель – Вин. или Род ?        

                                                                                                                        

        кого? что?         кого? чего?

В этом случае мы «пускаем в ход слезу». Естественно, не в буквальном смысле. Мы используем мнемонический прием. Вместо затрудняющих процесс определения падежа слов мы подставляем сущ. слеза. По получившемуся окончанию в слове слеза мы легко определяем падеж.

Образец рассуждения.

Нашел изъян  нашел слезу, а не слеза.              Испачкал портфель  испачкал слезу

                                                                                                           

        В.п.        В.п.

Кровожадный глагол.

(Допускает ли глагол, чтобы рядом с ним стоял предлог)

Ребята, вы знаете, что Существительное частенько разрешает худеньким, маленьким мальчишкам Предлогам стоять рядом. Например, в лесу, у доски, на Луне и т.д. Глагол в отличие от Существительного является кровожадным.

Да, да, в прямом смысле этого слова. Глагол ужасно прожорлив. Он, как крокодил, проглатывает любой, рядом находящийся предлог, превращая его в приставку, т. е. в часть себя.

Не сомневайся: рядом с глаголом не может стоять предлог, а только приставка. Например, перечитать, забежать, скушать, промчаться и т. д.

Рентген именительного падежа или пресытившееся Существительное.

Честно говоря, аппетит у Существительного ни тот, что у Глагола. Существительное иногда проглатывает Предлоги, превращая их в приставки, т. е. в часть себя, а иногда, видимо, по причине сытости не трогает Предлоги совсем.

На глазок трудно определить, что рядом с Существительным: Предлог или Приставка. Тут нам на помощь приходит рентген Именительного падежа.

Поставь Существительное в Им. п., т. е. сделай рентген! Сытое существительное не трогает предлог. Рентген (Им. п.) высвечивает, что в Им. п. предлог отсутствует. Если Сущ. Голодное, то приставка, как проглоченная часть, хорошо высвечивается в рентгеновских лучах Им. падежа.

Например, идем в(лес) – кто? что? (Им. п.) – лес  сущ.сытоев лес.

Совершил (по)лет –кто? что? полетсущ. голодное.        

–лаг- и - лож-

- Гуси, гуси!

-Га, га, га!

- Перед г пишите а.1

-раст-, -ращ- , но –рос-

Если в корне т и щ(а) –

Стопроцентно пиши а !

Исключение не забудь:

Отрасль, росток…и в путь!

Звонкие и глухие ходят парами.

Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с

 Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.

 Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.

 Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.

На этом уроке уместно вспомнить мнемоприемы из фонетики, помогающие быстро вспомнить все глухие и звонкие звуки. (Смотри раздел «Фонетика»).

6 КЛАСС

Н и НН в суффиксах прилагательных

Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква н, очень легко. Всего лишь надо знать первую букву алфавита и последнюю.

Итак, а и я. Чего проще? Добавляем к ним по одной н и получаем суффиксы ан, ин, ян.

Запомнить суффиксы с удвоенной нн нам поможет ООН. Кто не знает Организацию Объединенных Наций? Суффикс онн- фанат ООН, он стремится максимально быть на нее похожим, правда, разница заметна сразу: ростом еще мал (прописными буквами его никто не будет писать после корня) да и у него две буквы н, а у его идеала две – О. К тому же онн еще и енн заразил своим фанатизмом, поскольку этот суффикс стоит в слове Объединенных.

Ассоциативная цепочка легка: ООН- онн, енн (Объединенных).

 На это правило мною сочинена грамматическая сказка.

Якалы и Акалы

Н и нн в суффиксах прилагательных

 Когда – то в давние – давние времена жили – были суффиксы прилагательных: ан, ян, ин, он, ен. Да, да, не удивляйтесь, было у всех по одной букве н. Все они были одноклассники и учились в 6 «н» классе.

 Но, как водится, были среди них акалы – якалы, ох, и любили суффиксы похвастаться, цену себе набить. Отгадайте, ребята, кто это?

 Вы правы, это ан и ян. Ан бахвалился: «А у меня тетка – буква А стоит в начале алфавита, кроме того есть короткое слово предлог - а». Суффикс Ян тоже не унимался: «Я тоже имею тетушку Я, которой заканчивается алфавит! А без однофамильца - местоимения Я ни один человек не проживет».

 У суффикса ин нет таких знатных родственников, но он подлиза его близкий родственник союз И может проникнуть куда угодно, ин тоже хочет водить дружбу с задаваками: «И я с вами хочу дружить! А я? И я!»

 Одноклассники он и ен как будто не замечают якал –акал – икал. Они понимают: только своим трудом можно всего добиться. Как –то в очередной раз ан, ян, ин стали хвастаться, а потом и говорят: «Он! Ен! Кто вы такие? У вас нет таких родственников! А у суффикса он буква о на ноль похожа». И вдруг у них на глазах у он и ен еще по одному н выросло. Это Грамматика сделала онн и енн сильными, наградив их за скромность и труд.

 Испугались акалы – якалы –икалы, задрожали: тут никакие тетушки не помогут!

Икающий суффикс

Суффиксы –ек и-ик в существительных

 Жили - были два родных братца –ек и –ик. И до того в этих суффиксах были пугливые гласные, что эти суффиксы всего боялись, даже изменения по падежам.

Однажды царевна Грамматика решила и к этому сложному замочку подобрать ключик.

Взяла она слово «ключик» и стала склонять его по падежам, но от страха суффикс –ик стал икать на все слово: «Ключика (Р.п.), ключику (Д.п.), ключик (В.п.), ключиком (Т.п.), о ключике (П.п.).» (.Рекомендуем учителю при чтении этой прямой речи немного обыграть ситуацию, икая в словах). Да так громко говорил «ик», что все слово трясло.

Взялось Грамматика за замочек – случилось неожиданное. Внезапно почти во всех косвенных падежах из суффикса –ек исчезла буква е: замочка(Р.п.), замочку(Д.п.), замочком(Т.п.), о замочке П.п.). Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так суффикс –ек при склонении прячет гласную е , оставляя в косвенных падежах только н в слове.

 С тех пор так и повелось. Суффикс –ек при склонении существительных прячет свою букву е, а – ик от страха громко икает во всех косвенных падежах, не в состоянии перебороть страх.

От испуга –ик икает,
Е бессовестно сбегает.

        

Написание отрицательных местоимений.

Мы уже говорили об излюбленном мнемоприеме «гармошка». Если гармошка сжата, то не (ни) и местоимение пишется в одно слово, когда гармошка растянута, то частица, предлог и местоимение пишется в три слова.

                                Третий лишний

Втроем дружить тяжело. У девчонки – приставки (не, ни) и парня – местоимения дружба не разлей вода. Приставка крепко держит за руку местоимение, их не оторвать друг от друга. Например: никого, ничему, некем, нечего т.д.

Но как только в их дружбу вмешивается третий лишний, то мир между всеми трещит по швам. Предлог – большой сплетник, маленький, худенький, а обидных слов наговорит и девчонке, и мальчишке с три короба.

Предлог – разлучник, третий лишний, из – за него все слова пишутся порознь, в три слова: ни у кого, ни к чему, не с кем, не от чего. Стоит предлогу уйти, как не (ни) снова мириться с местоимением.

Корни кос – кос

Сон есть или его нет

Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть словоформы этого слова: сна, сны, сну, снись и т.д. А еще он любит, когда рядом есть три буквы - нет. Ищи рядом с корнем кос сон или «нет».

Коснуться, коснусь, коснись, коснулись, коснетесь, коснется.

Данный мнемоприем заставляет охватить все орфографическое поле, связывая в одном действии и средство проверки результат проверки.

Корни

Я не знаю: - гар иль – гор.

 О- и это пригОвОр

 Вариант рифмовки. Я не знаю –гар иль –гор- в пОльзу О Окончен спор

2После - кос я вижу - н,

Пишу О, и «нОу» прОблем.

Приставки пре- и при-

При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку

Что – то я соединяю (🢣соединение),

И к чему – то приближаю (🢣приближение),

Рядом, близко я стою (🢣близость)

И неполно делаю (🢣неполное действие).

Есть другой вариант.

Прибежал я – приближенье,

 Вот приклеил объявленье – это присоединенье,

Чуть присел – неполнота действия обычного…

На пришкольном стадионе,

Что здесь необычного?

Пре –

Мама Пере - , папа Очень,

Дочка Пре- помочь им хочет,

Коль недуг одолевает –

Дочка вмиг их заменяет.

Пре – приставка утром рано

По секрету рассказала:

Слово очень мне родня,

Пере – вот моя семья.

Суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставка кое-

Жили – были три мушкетера – это суффиксы –то, -либо, -нибудь. Вместе с ними в большой дружбе был Д, Артаньян, т. е. приставка кое- .Все страшные драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут – они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят не на шутку.

Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили:

1. Шпагой больше не размахивать

2. Пусть местоимения кладут шпагу вертикально (черточкой), и тогда никто не подойдет близко к мушкетерам и Д, Артаньяну.

С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся.

Правда, приставка кое- , т. е. Д, Артаньян, как истинный гасконец, не связывается с предлогами – мальчишками. Если они начинают путаться под ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки – предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое у кого, кое к чему, кое с кем.

Д, Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги , маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну.»

 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

Синтаксис - такси

Вас такси не повезет, если вы не скажете словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.

Вы в такси скажите просто словосочетание,

И тогда таксист исполнит ваше пожелание.

Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов в предложении.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение Пунктуация

Пункты (пунктуация)        

Название пунктов, куда вас нужно везти, огромное количество. А тот самый конечный пункт назначения, куда вам нужно прибыть, может оказаться всего лишь запятой или вопросительным знаком в маршруте такси…

Пунктуация – учение о знаках препинания, расстановке знаков препинания.

Подлежащие и Сказуемое

В любви и дружбе живут мама Подлежащие и папа Сказуемое. Мама, как положено женщинам, знает всех в лицо: кто? что? Знает: кто покупает, кто готовит, кто идет за хлебом, кто моет посуду и т.д.

Мама Подлежащие сидит на диетах, она боится располнеть. Ее идеал – Клаудия  Шифер. Мама стройная, поэтому обозначая ее в тексте, достаточно одной черты. Кто? Что? Мамочка. Очень худенькая.

Вы спросите: почему мама Подлежащие выбрала для обозначения именительный падеж? Все очень просто. Известно, что Им. п. является самым главным среди падежей. Им. п. – это прямой падеж, все остальные падежи – косвенные. А мамы, как известно, любят все самое – самое.

 Папа смеется над маминой боязнью набрать лишний килограмм, он хочет быть похожим на Арнольда Шварценеггера, поэтому ходит в наш ДК, где заниматься бодибилдингом. Вес у папы приличный, для такой массы одной черточки маловато, в предложении его обозначение – две черты. Папа постоянно что – то делает: работает, пилит, строит, занимается спортом и т. д. Его главные вопросы: что делаешь? что будешь делать?

У мамы и папы есть трое детей: один сын и две дочки.

Дополнение

Дополнение – это мамина дочка. Вдумайтесь в название.

«Я буду дополнять маму по падежам,» - решила дочка Дополнение.И вот приходит Дополнение к Подлежащему в слезах:

- Мама, из 6 падежей ты взяла себе главный падеж – именительный. Остались 5 косвенных, из них я не могу выбрать себе подходящий, пожалуйста, помоги!

Маме стало жалко дочку (ведь известно, что родители хотят видеть своих детей счастливыми).

- У меня один Им. п.,- говорит Подлежащие, - и я подчеркиваюсь одной чертой, тогда бери себе, дочка, остальные пять падежей. Пусть на письме у тебя будет обозначение в виде 5 черточек.

- Как здорово ты придумала! Пять падежей да не простых, а косвенных. Пять черточек – символ пяти падежей. Хотя, ребята, если хотите – можете подчеркивать меня пунктиром, я не обижусь! Только одно условие – не забывайте 5 косвенных падежей.

Дополнение дополняет маму пятью падежами.

Обстоятельный Шерлок Холмс

Второй сын Обстоятельство не был похож ни на маму, ни не папу. Это был прирожденный обстоятельный детектив. Каждое событие он исследовал детально, обстоятельно, за что и получил имя Обстоятельство (полное его имя – Обстоятельный Шерлок Холмс).

Его любимыми вопросами стали вопросы обстоятельного сыщика: где? когда? как? куда? откуда? Он обстоятельно расспрашивал: где совершилось преступление? когда это произошло? как это было? куда убежал преступник? откуда появились следы на полу?

Обстоятельство брал в руки увеличительное стекло, прикладывал его к полу, рассматривая следы преступления. С тех пор у нег даже походка своя выработалась: шаг – увеличительное стекло, шаг – увеличительное стекло, шаг – увеличительное стекло… Схематически походка выглядит так: -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

-.

-.

Мы говорим так: пунктир – точка, пунктир – точка.

Дочка Определение

Младшая дочка и минуты не проживет без своеобразных комплиментов. Очень любит описывать все, что видит. Определение позаимствовало вопросы у прилагательного: Какой? Чей? Поэтому прилагательные чаще всего бывают определениями.

Определение выросло творческой личностью, не похожей на других членов семьи. Как истинный художник, Определение описывает качества, свойства предмета. Обратите внимание на то, что уже само имя – это подсказка. Подчеркивается оно волнистой линией. Ее нельзя спутать с другими членами предложения.

Прямая речь

При изучении темы «Прямая речь» мы с ребятами договариваемся считать до трех. Не менее трех знаков должно быть использовано при оформлении: 1 «» - парный знак 2 : или- 3 .или !или? или,. Если кто – то из ребят забывает поставить какой-либо знак, в шутку говорю: «Не научился считать до трех».

Расстановку знаков нам помогает запомнить оса. Наша оса особая, мнемоническая.

        

        : «П.р.»

        «.П.р.» -

Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то она защищается глазами. Глаза - двоеточие перед прямой речью. Если слова автора подкрадываются сзади, то оса выпускает жало – иглу (знак тире). Оса у нас особая, она имеет столько привилегий, поэтому пишем мы слова прямой речи с большой буквы.