Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Цели урока:

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;

- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;

- развитие творческих способностей учащихся, умения работать самостоятельно; расширение круга известных им наречий, обогащение словарного запаса;

- привитие любви к русскому языку и литературе, формирование у учащихся бережного отношения к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности.

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности;

- сформировать у учащихся знания о роли наречий в письменной и устной речи;

- формировать умение применять изученные знания на практике;

- обогатить лексический запас учащихся наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;

- повторить сущность понятий: фразеологизм, морфемика, лексика;

- развивать у учащихся навык работы со словарем;

- совершенствовать умение находить наречия в тексте;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnoe_russkoe_narechie-7_klass.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7 класс

Предмет: русский язык

Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи»

Тип урока: обобщение и повторение материала;

Форма: урок – исследование.

Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ.

Цели урока:

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;

- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;

- развитие творческих способностей учащихся, умения работать самостоятельно; расширение круга известных им наречий, обогащение словарного запаса;

- привитие любви к русскому языку и литературе, формирование у учащихся бережного отношения к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности.

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности;

- сформировать у учащихся знания о роли наречий в письменной и устной речи;

- формировать умение применять изученные знания на практике;

- обогатить лексический запас учащихся наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;

- повторить сущность понятий: фразеологизм, морфемика, лексика;

- развивать у учащихся навык работы со словарем;

- совершенствовать умение находить наречия в тексте;

Воспитательные:

- развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано её отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;

- формировать умение работать в паре: договариваться и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь;

- формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;

- развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся;

- прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову.

Развивающие:

- развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к русскому языку с помощью мультимедийного материала, наглядного материала, текстов русских писателей;

- развивать языковой кругозор учащихся за счет знакомства с этимологией слова, составления устного высказывания на заданную тему;

- развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;

- развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: словари, колонки, ноутбук, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, сундучок с наглядным материалом, дерево с вопросами, выставка лингвистической литературы, диагностические листы.

Методы обучения: исследовательский, индуктивный, фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, работа в парах.

Технологии:

1.   Объяснительно-иллюстративные технологии;

2. Проблемно-поисковые технологии;

3. Коммуникативные технологии;

4. Индивидуализация обучения.


Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная,
индивидуальная.

Межпредметная связь: с литературой, математикой, историей, английским языком, танцевальным искусством, кинематографией.

План урока.

  1. Организационный момент.
  1. Ориентационно-мотивационный этап.
  1. Актуализация полученных ранее знаний.
  2. Историческая справка.
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Определение темы и целей урока.
  5. Исследование. Первый этап. Образование наречий.
  6. Исследование. Второй этап. (1) Виртуальный этимологический музей; 2) упражнения).
  7. Умная физкультминутка.
  8. Практические задания на выявления роли наречий:

А) Работа со стихотворением;

Б) Работа с видеоматериалом;

В) Встреча гостя. Анализ выступления;

Г) Работа с раздаточным материалом;

Д) Работа со словарём.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Приветствие.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам. (Ученики садятся)
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро ваше длится до вечера.

Я рада вас всех сегодня видеть на уроке. Друг другу мы с вами уже улыбнулись, у нас сегодня гости, давайте улыбнёмся и им.

Подзарядились немножко улыбками. Задали друг другу положительный настрой на работу. Молодцы. Начнём наше занятие.

2.Ориентационно-мотивационный этап.

Учитель: Послушайте, ребята, письмо от ученика, которое я недавно прочитала. Слушая, подумайте, о какой части речи мы сегодня поговорим.

«Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.

В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому».

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Ответы учеников.

Учитель: Да, молодцы! Но я думаю, что мы полюбим наречие со всеми его тайнами.

3. Актуализация полученных ранее знаний.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое наречие?

4.Историческая справка.

Слово учителя.

Наречие – старое слово.

Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает “приглаголие”.

5. Самоопределение к деятельности.

А сейчас обратимся к волшебному сундучку.

Медведь – медвежий – по-медвежьи

Набекрень. От какого же слова образовано это наречие? Какая наука изучает происхождение, историю слова? Этимология.

Роль наречия.


6.Определение темы и целей урока.

Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».

Цель: определить способы образования наречий, узнать о происхождении наречий и определить их роль в нашей речи.

7. Исследование. 1 этап.

Образование наречий происходило и происходит различными путями.

Давайте мы с вами в этом убедимся.

Наречия могут образоваться от других самостоятельных частей речи. Каких, ребята?

Наречия, образованные от именных частей речи.

От прилагательных (помесячно, поденно, по-английски, по-детски, по-собачьи, по-человечьи, по-медвежьи, по-заячьи).

Наречия, образованные от имен существительных (до крайности, до отвала, в ногах, в сердцах, на четвереньках, на часах, подмышками)

Сопровождается иллюстрациями и наглядным материалом.

Наречия, образованные от имен числительных (дважды, вдвое, надвое; наедине, впервые, сперва)

Решаем примеры. От полученного числительного образуем наречие.

Наречия, образованные от глаголов: лежа, сидя, молча, играючи, припеваючи, крадучись.

Сопровождается анимацией. По анимации определяем глагол, от глагола образуем наречие.

Учитель: Трудно было, ребята?

Молодцы, отлично поработали!

8.Исследование. 2 этап. Виртуальный этимологический музей наречия.

У наречий много секретов, кое-какие загадки наречия мы разгадаем сегодня.

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания слов и рождение новых.

«Живыми ископаемыми» назвал наречия Л. Успенский. «Список русских наречий полон обломков далекого прошлого… » - писал лингвист. Он напоминает останки древних животных и растений.

Почему же?

Да, есть такие наречия, которые свою историю возникновения берут из далёкого прошлого.

Чтобы окунуться на миг в прошлое и узнать побольше об этих наречиях, мы с вами отправимся в один из залов виртуального Этимологического музея русского языка. В нём хранятся сведения о наречиях, а мы исследуем их исторические корни.

«Первые наречия и их потомки»

Учитель: Дорогие друзья! Вы находитесь в зале, где представлены экспонаты первых наречий и их потомков. Если говорить о времени, то это где-то IV–I тысячелетие до нашей эры. Вы видите индоевропейскую семью патриархального типа, которая уже знает такие слова, как отец, мать, сын, дочь, серебро, бронза, медь (слово железо им пока незнакомо). Мужчины-кузнецы занимаются обработкой металла, женщины поддерживают огонь.

И вот среди этих общих первых слов появились и первые наречия места: здесь, там, тут, сюда, туда, где. Шло время, мир обитания индоевропейцев расширялся, они уже знали, что и за горой или лесом тоже есть земля, но она для них была неизведанной, непонятной, загадочной. Поэтому и у наречий появились дети: где-то, как-то, а потом и внуки: кое-где, как-нибудь, которые указывали на что-то неопределенное, неконкретное.

«Вымершие наречия»

Во втором зале вы познакомитесь с «вымершими» наречиями. Наверное, как вымерли в далеком прошлом мамонты, а на их место пришли слоны, так вымерли и эти наречия, и их заменили другие. Например, чохом – легкомысленно, толико – столько, присно – вечно, погано – плохо, паче – более, одесную – справа, койне – общо, квело – слабо, зыбко – неустойчиво, втуне – напрасно, вотще – напрасно, вкупе – вместе, нощно – ночью, денно – днем, вельми – очень, ошую – слева, всуе – напрасно, вечор – вчера вечером, зело – очень.

Мы называем такие наречия архаизмами. Они используются в художественной литературе для создания колорита эпохи, при описании исторических событий, а также для придания речи особой торжественности, возвышенности. С этой целью их широко употребляли А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов», поэме «Полтава», балладе «Песнь о вещем Олеге», стихотворениях «Пророк». Происхождение таких слов объяснят также этимологические словари.

«Древние наречия»

В этом зале вы увидите особенные наречия. Когда-то они были существительными и писались с предлогами раздельно. Но со временем эти существительные исчезли из речи, а вот сочетание предлога с существительным осталось, слилось в одно слово и стало наречием, как, например, слово дотла. В древности жилища строились в основном деревянные, пола не было, утрамбованную землю смазывали глиной и посыпали сухим сеном или соломой (это и было «тьло»). Горели такие дома часто. Сгореть «до тла» – до пола, до основания. Позже, когда в избах появились пол и потолок, слово «тьло» исчезло, оставшись только в наречии.

Набекрень – набок. Слово бекрень сейчас не употребляется, хотя раньше именно так называли бок человека.

А вот братья – наречия изнутри и внутри. Оба они родились от существительного, которого сейчас нет, утрь – «утроба». Писались они когда-то раздельно, и понятно почему: вън (предлог) + утрь значит «в(н)утри», изъ утрь – «из(н)утри». Сейчас оба наречия пишутся слитно.

Была кось, да не стало ее, потому что появилась кривизна, а вот наречие вкось осталось. То же самое и со словом впопыхах. Попых – спешность, торопливость, спех – сейчас как существительное не употребляется. Как и просак – прядильный станок. Попасть в просак было делом опасным, только сейчас это вовсе не так. Вдосталь – значит в достаток, потому что слово досталь раньше и обозначало все, чего «достает» в жизни.

Начеку – это «на страже», потому что слово чекать – ждать – было самым необходимым на посту, когда ожидаешь врага. Сейчас быть начеку к посту, страже не имеет отношения и пишется слитно. Невмоготу и вовсе писалось в три слова, потому что могота – это «мощь». Сейчас это одно слово – наречие.

Вы, наверное, не раз слышали, как капризный ребенок на запрет матери «нельзя» отвечает «льзя». Конечно, сейчас такое слово вызывает улыбку, а ведь еще 500 лет назад оно было обычным словом. Образовалось оно от существительного льга – свобода (от этого слова образовались и другие слова: льгота, легкий, польза). Льзя дословно – это то, что можно, что свободно, доступно. Нельзя – несвободна в действии, то, что сковывает свободу, ограничивает. Но так как слово льзя заменило слово «свобода», то оно осталось только в наречии.

И, наконец, слово вдребезгиДребезг – это осколок, черепок, который при ударе или падении издает звуки, дребезжит. Поскольку сейчас глиняной посуды очень мало и бьется она нечасто, мы чаще говорим наречие вдребезги, чем существительное дребезг.

Мы с вами убедились, что многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. А теперь попробуем сами догадаться на основе корней и их значений о каком наречии идёт речь.

Раздаточный материал.

Угадайте наречие по данным корням и их значениям:

Нарок – намерение - _________________

Догонка – погоня - __________________

Торопь – поспешность - _____________________

Храп – сила - ___________________

Дребезг – осколок, черепок - ____________________

Обум – зря, наудачу - __________________

Стежь – крюк- ____________________________

Слова-помощники. (начеку, набекрень, ненароком(нарочно), вдогонку, второпях, нахрапом, вопреки, вдребезги, дотла, наобум, внутрь, настежь).

Какие вы молодцы! Славно поработали! Пора немножко отдохнуть!

Но совсем не расслабляйтесь, будьте внимательны! =)

9.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сначала, дети, встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

Колени чуточку согнём, 

Руки крепко в них упрём,

Плечи дружно разведём

И в итоге - их сведём.

Всё! Закончилась минутка - 

Продолжаем слушать чутко.

Кто был внимателен? Какие наречия вы сейчас услышали?

10.Практическое задания на выявление роли наречий.

А) Работа со стихотворением.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!

- Какова главная мысль стихотворения?

(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)

- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)

Ребята, давайте определим роль наречия в жизни нашей речи. Для чего же оно нам? =)

Б) Работа с видеоматериалом.

  1. Наречия помогают описать состояние души человека, его эмоции.

Давайте докажем это. Отрывки из мультфильма.

В) Встреча гостя. Анализ выступления.

  1. Наречия помогают более ярко, красочно, выразительно и точно охарактеризовать действия.

Докажем это.

Встречайте гостя.

Танец. (Полина Рыбакова)

Задание: Охарактеризуйте при помощи наречий движения Полины. (Как она двигалась? Плавно, быстро, легко, грациозно, мягко, артистично и т.д.)

Какое впечатление произвело на вас? Как было на душе? (на душе было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)

  1. Наречия помогают создать образ окружающего нас мира. Посмотрим в окошко, опишем то, что видим наречиями. РЕЗЕРВ.

В) Работа с раздаточным материалом.

  1. Придают нашей речи ёмкость, при этом не увеличивая её объём.

Фразеологизмы.

Заменить фразеологизмы наречиями. (Раздаточный материал).

____________ краснеть – до корней волос;

____________ спит – как убитый;

____________ бежать – сломя голову;

____________ кричать – во все горло;

____________ знать – как свои пять пальцев;

____________ – яблоку негде упасть;

____________ – ни свет не заря.

  1. Придают нашей речи точность, дают представление о времени и месте. Пример произведения.

Сегодня сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

Что придают наречия тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)

Г) Работа со словарём.

Заключительные вопросы.

  1. Ребята, а часто мы с вами употребляем в обычном повседневном разговоре наречия?

Слово учителя: Знаете ли вы, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных.

  1. А как вы думаете, нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знакомиться с наречиями?

Поработаем с русско-английским словарём.

Работа в парах. Семиклассники убеждаются, что в русско- английском словаре на 18 тысяч слов дано мало наречий. На и-6, н-27 наречий. Но они есть, значит изучать их конечно же необходимо.

Слово учителя.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К.Паустовский)

  1. Подведение итогов и рефлексия.

Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.

Вопросы:

  1. Что такое наречие?
  2. Как образуются наречия?
  3. Нужны ли нам наречия? Для чего?

А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Откройте, пожалуйста, дневнички и запишите домашнее задание. (Исследовать самостоятельно происхождение любых двух наречий, значение корней которых нам непонятно).

Я прошу вас положить перед собой диагностические листы, где вы, отвечая на ряд вопросов, поставите себе сами заслуженную оценку за урок.

Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?

С каким настроением вы уйдете с урока?)

Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

И напоследок…..

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями и пожеланиями: (открытки)

—————— не болеть (никогда)

——————-выглядеть (великолепно, прекрасно)

——————— улыбаться (чаще, весело, радостно)

———————быть преданными своему делу(всегда, неизменно)

Живите ———————(счастливо, дружно)

Ребята! Спасибо всем большое за работу! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе

Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Урок обобщения и повторения по  теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...

Урок обобщения и повторения по географии в 10 классе по теме "НТР и МХ"

Урок обобщения и повторения по теме по географии в 10 классе  "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Урок русского языка "Междометия, их роль в речи"

Урок русского языка "Междометия, их роль в речи" в технологии проблемного обучения (7 класс)...