Учебное исследование на тему: СМС - сообщения: влияют ли СМС-сообщения на литературные нормы языка?
проект по русскому языку (8 класс)

           На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до сих пор и не теряет своего значения.

      В своей работе я хотела бы проследить историю развития средств коммуникативной связи – от письма до SMS-сообщения, дать характеристику SMS (особенности языка, стиля, лексики, синтаксиса), а также привести примеры SMS, используя данные проведенного анкетирования среди учащихся. Работа велась вместе с моим помощником,  учеником 8-го класса.           Актуальность моего исследования заключается в том, что в последние годы среди учащихся школ высокий процент  использования сотовых телефонов для передачи информации и негативное влияние СМС- сообщений на развитие   речи учащихся. Нарушается литературный стиль, изменяется стиль общения, применяют чаще жаргонизмы, сленги, что нарушает литературные нормы языка.  Актуальность   исследования заключается в том, что в последние годы среди учащихся школ появился высокий процент  использования сотовых телефонов для передачи информации и возникло  негативное влияние СМС- сообщений на развитие   речи учащихся. Нарушается литературный стиль, изменяется стиль общения, учащимися применяются чаще жаргонизмы, сленги, что нарушает литературные нормы языка. Мы выдвинули гипотезу: если  ограничить использование СМС – сообщений, то можно обезопасить себя  от негативных воздействий СМС- сообщений на развитие речи учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sms_i_ih_rol_v_sovremennom_obshchestve.docx424.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сухобезводненская средняя общеобразовательная школа

          секция:   «Лингвистическая»

                     

Учебное исследование на тему: СМС - сообщения

                                                     Выполнил  учащийся 8 класса:

                                                     Кармолин Тимофей.

                                                     

                                                                          Научный руководитель:

                                                     Носова И.А. учитель русского языка и

                                                     литературы

 

                                                   

г.Семенов

Содержание.

I.Введение……………………………………………………………………3

II.Основная часть:

1.Передача информации:……………………………………………………5

                        1.1.Письмо …………………………………………………..5

                        1.2. Телеграф, телеграмма…………………………………..5

                        1.3.Телефон…………………………………………………..6

                        1.4.Сотовый телефон…………………………………… …..7

2. История создания SMS-сообщения……………………………………...8

3. Характеристики SMS-сообщений:

                      3.1.Язык SMS………………………………………………….8

                      3.2.Стиль SMS (разговорный, литературный)……………....8

                      3.3.Лексика SMS (нейтральная, сленг, жаргонизмы)……….9

                       3.4.Синтаксис языка SMS (односоставные и двусоставные

                       предложения, неполные предложения)……………………..9

                      3.5.Сокращения слов, аббревиатуры…………………………9

                      3.6.Смайлики………………………………………………….10

4. Практическая часть:

                   4.1.Анкетирование………………………………………………11

                   4.2.Классификация SMS………………………………………..12  

III. Заключение ……………………………………………………………...15

IV. Литература……………………………………………………………….16

V. Приложения………………………………………………………….. …..17

  1. Введениеimg_4187218_641_0.jpg

           На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до сих пор и не теряет своего значения.

      В своей работе я хотел бы проследить историю развития средств коммуникативной связи – от письма до SMS-сообщения, дать характеристику SMS (особенности языка, стиля, лексики, синтаксиса), а также привести примеры SMS, используя данные проведенного мною анкетирования среди учащихся.

           Актуальность моего исследования заключается в том, что в последние годы среди учащихся школ высокий процент  использования сотовых телефонов для передачи информации и негативное влияние СМС- сообщений на развитие   речи учащихся. Нарушается литературный стиль, изменяется стиль общения, применяют чаще жаргонизмы, сленги, что нарушает литературные нормы языка.

Проблема: СМС – сообщения являются одним из основных способов  общения. Меня заинтересовала проблема востребованности СМС среди учеников нашей школы и влияния СМС на нашу речь.  

Объект   исследования: виды СМС – сообщений и их характеристики.

Предмет:  влияние СМС – сообщений на литературные нормы языка.

Гипотеза: если  ограничить использование СМС – сообщений, то можно обезопасить себя  от негативных воздействий СМС- сообщений на развитие речи учащихся.

Целью  нашего исследования является  формирование банка данных для получения выводов.

В ходе исследования я хочу решить задачи:

  1.  Изучение литературы по данной проблеме.
  2. Проведение анкетирования.
  3. Классифицирование СМС-сообщений

 Результаты   нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для класса, но и для всей школы в целом, так как употребление литературных норм  речи – один из важных аспектов успешного образования.

 

1.Передача информации

1.1Письмо

           Дорога к SMS-сообщениям была долгой и тернистой. При первобытнообщинном строе, еще не умея говорить и читать, люди общались с помощью иероглифов и наскальных рисунков. Например, изображение медведя свидетельствовало о том, что здесь может встретиться этот зверь.         Таким образом, человек предупреждал своих соплеменников о возможной опасности. Иероглиф – прототип современного смайлика (и в том, и в другом случае информация заменяется знаком, символом).

В связи с развитием языка и возникновением письменности стало возможной передача информации на расстоянии. Люди писали друг другу письма, в которых не только сообщали новости, но и «изливали душу» : признавались в любви, выражали восторг, радость, огорчение; использовали длинные, красивые, витиеватые фразы, стремясь показать в письме свою образованность, начитанность и блеснуть красноречием. К сожалению, письмо до адресата шло долго – до нескольких недель, так как почту везли на лошадях. В настоящее время срок прохождения писем  1 – 5 дней, но отправлять их стали гораздо реже.

1.2. Телеграф, телеграмма 

       В начале XX века возникает еще один вид связи – телеграф. Можно было отправить короткое сообщение (телеграмму) типа “доехали хорошо” или “вышли 100 рублей”, и в течение 1 – 3 часов адресат получал данную телеграмму. Наряду с  телеграфом  широкое распространение получила телефонная стационарная связь. Единственным неудобством было то, что переговоры по телефону могли вестись только из дома (помещения ). Эти виды связи были популярны целое столетие, вплоть до возникновения  телефонов.

1.3.Телефонhttp://storyof.ru/wp-content/uploads/2011/04/telefon.jpg

                 

Александр Грехем Белл– именно этот человек изобрел такую нужную сегодня вещь как телефон. Однако на самом деле факты говорят, что создание телефона принадлежит совсем не Александру, а итальянцу Антонио Меуччи. Еще в 1860 году Антонио продемонстрировал прибор, который позволял разговаривать двум людям вне предела слышимости. Антонио назвал свое изобретение «телефон». Именно такой была история появления телефона. И именно Антонио Меуччи изобрел первый в мире телефон.

    Но так сложилось, что Антонио был бедным иммигрантом в Соединенных Штатах Америки, и он не смог найти десяти долларов на покупку патента для своего изобретения в 1874 году. И вот тут-то и появляется Александр Грехем Белл, который патентует телефон в 1876 году, и получает все лавры: деньги и славу. А настоящий изобретатель так и умер в неизвестности и нищете.

   Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. В это время на только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.Александр Белл демонстрирует свое изобретение

   10 марта 1876 года произошло великое изобретение, благодаря стараниям Александра Грехема Белла. В этот знаменательный день ему удалось провести успешный эксперимент с телефоном. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем «Mr. Watson – come here – I want to see you» (Мистер Уотсон – идите сюда – я хочу видеть Вас).

 

besplatnaja-otpravka-sms-po-belarusi-obzor-servisov.jpg

1.4.Сотовый телефон

Они появились совсем недавно – около 25 лет тому назад ( в России – в 2000 году).

В настоящее время мы уже не представляем своей жизни без мобильной связи. Почему? Она очень удобна, доступна; общение происходит в любом месте, в любое время.  

          Первый мобильный телефон  был коммерческим, его представили  публике только 6 марта 1983 года. До этого были попытки создать сеть сотовых телефонов, выдавая такие аппараты водителям дальних рейсов. Однако из-за того, что проект был нерентабельным, его пришлось закрыть.

Телефон, представленный  публике  6 марта 1983 года, весил  полкилограмма и стоил 3,5 тыс. американских долларов. И тогда же, в 1983 году, компания «Моторолла» начала массовый выпуск мобильных телефонов. Согласно данным статистики, уже в 1993 году в мире было более 1 млн. абонентов сотовой связи.

Сегодня на рынке России и мира представлены мобильные телефоны, радиотелефоны, сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы, фототелеграфные аппараты и т.д.

Фототелеграфный аппарат передает на далекие расстояния неподвижные изображения – рисунки, фотографии, письменные тексты. Принцип его работы идентичен принципу телевизионной передачи.

 Сейчас уже телефон весит около 100-200 грамм, стоит от100 долларов, и пользуется огромным спросом у потребителей.

           

               С развитием сотовой связи возникла новая технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений – SMS.

         SMS-сообщения используются как бесшумный вид связи, когда прямое общение невозможно или нежелательно.

2. История создания SMS-сообщения

Слово «SMS» происходит от английского словосочетания «Short Messaging  Service» – «Служба коротких сообщений».

Самое первое SMS –сообщение было отправлено английским инженером Нейлом Пэпуорсом в декабре 1992 года. Оно было адресовано его коллегам и состояло из двух слов: “Счастливого Рождества!”. В Россию SMS-ки пришли в 2002 году, и в настоящее время услуга SMS-сообщений очень популярна, особенно среди молодёжи. Исчезла со временем профессия телеграфиста – люди перестали посылать телеграммы;  общение и информирование происходит с помощью мобильной связи, интернета, скайпа и, конечно, SMS.

3. Характеристики SMS-сообщений

3.1.Язык SMS

         Язык SMS компактен, лаконичен и несколько афористичен. Это обусловлено:

 1) экономией времени на написание SMS-ок (общение в чате требует стремительного обмена репликами и не терпит многословия );

2) ограничением числа знаков (не более 160);

3) экономией денег (чем меньше SMS по объёму, тем дешевле она обходится).

    Тем не менее, с помощью SMS люди признаются в любви, назначают встречи, сообщают о своих успехах (поражениях), поздравляют друг друга; реже – ругаются, дразнятся, кокетничают, спорят…

3.2.Стиль SMS

 Стиль SMS – преимущественно разговорный, реже – литературный (при написании стихов, поздравлений, цитат, афоризмов и т.п.)  Примеры:  

1.Заболела бабушка, приехать не могу.

2.Привет, как дела?        

3. Встречаемся завтра после семи.

3.3.Лексика SMS

В СМС-сообщениях используется в основном нейтральная лексика (общеупотребительные слова и выражения). Примеры:

1. Приеду завтра, жди!

2. Позвоню попозже.

3. Купи хлеба (молока, колбасы…).

Но молодежь нередко употребляет в SMS-ках сленг и жаргонизмы, которые придают SMS- сообщению яркую эмоционально-экспрессивную окраску. Примеры:

1.Ща погодь я инфу пробью.

2. Газуй отсюда!

3. Ты че совсем офонарел?!

4. Шнурки на работе, вали ко мне!

5) Чмоки чмоки!

3.4.Синтаксис языка SMS

      Для языка (синтаксиса) SMS характерны  короткие односоставные предложения (“Стою в пробке”, “Дай списать домашку по алгебре!”, “Как доедешь  -  позвони”),  реже – двусоставные (“Ты чё делаешь?”, “Я тебя люблю!”), неполные фразы (“Я в ауте”, “Завтра экзамен”, “Мне конец!”). Практически исключаются причастные и деепричастные обороты, вводные конструкции. Запятые зачастую игнорируются (для экономии времени и знаков), зато для выражения эмоций, чувств широко употребляются восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. (“Я тебя ненавижу!!!” ,“Я не поняла?!” ,“Не знаю что делать…”).                   

3.5.Сокращения слов, аббревиатуры

Еще одна характерная особенность языка SMS – это аббревиатуры и сокращения слов (для экономии времени и знаков). Примеры:

ОК – все хорошо

Пжл – пожалуйста

Спс – спасибо

PS – постскриптум

Тя – тебя

Ма – мама

Днюха, ДР – День рождения

Лю – люблю

НГ – Новый год

Спок – спокойной ночи

Ск  – сколько

Оч  – очень

Кст  – кстати

Мож,мб – может быть

Тлф – телефон

Норм  – нормально

Бу – буду, будешь

Нередко случается перебор: например, мама может не понять SMS-поздравление от сына:  “Ма! С днюхой тя “, а может даже и обидеться. Так что сокращать слова в SMS-ках следует в меру, особенно если SMS адресовано людям старшего возраста.

3.6.Смайлики

        Для передачи своих эмоций, настроения в SMS-ках обычно используются смайлики:

: ) – веселоё, радостное лицо

:D – очень веселое лицо

: ( - грустное, печальное лицо

;) – подмигивающее лицо

:/ - перекошенное лицо

Кроме информационных SMS-сообщений существуют SMS-поздравления, SMS-признания, SMS-валентинки, SMS-любимой (любимому), SMS-стихи, SMS-смешные и т.д.

Например:

1.Желаю море удачи и дачу у моря!

2. Светлая твоя душа!

И весь твой облик мил!

Творца благодарю –

Тебя он подарил!

  1. С Днем Святого Валентина,

Моя милая Бамбина!

  1. Мир перевернулся. Теперь в асе сидят с телефона, а SMS отправляют с компьютера.

        В подобных SMS-ках отсутствуют сокращения, используются длинные слова и сложные предложения.  

Необходимо игнорировать такие SMS-сообщения, как “Мама, положи мне 1000 руб. на этот номер” или “Ваш сын попал в аварию. Нужно 10 тыс. на этот номер” или “Вы выиграли телевизор! Отправьте сообщение…” Такие SMS – дело рук телефонных мошенников. Будьте бдительны и осторожны!

       С помощью SMS-ок можно проверить баланс своего телефона, сделать запрос о состоянии банковской карты, кредитки, о поступлении денежных средств и т.д.

4. Практическая часть:

4.1.Анкетирование299874_skuchayu_sms_telefon_sobshhenie_1701x1239_(www_GdeFon_ru).jpg

           Какие же SMS-сообщения чаще всего использует современная молодежь? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я провел анкетирование среди учащихся 7-8 классов, в котором приняли участие 53 человека. (Приложение 1.)

4.2.Классификация SMS

      Исследовав и обобщив данные анкетирования, я пришел к следующим выводам:SVINDE~1.JPG

1) Ребята активно используют литературный стиль SMS, поздравляя друг друга с праздниками (85%, или 45 чел.). Примеры из анкет:

1. С прошедшим!

2. С Новым годом!

3. Поздравляю с Днем Рождения!

4. Давай гадать! Святки как-никак… отправь мне мужское имя, а текст пришли подружкам. Седьмое имя того, кто тебя безумно любит.

2) У всех опрошенных (100%) в SMS-ках присутствует нейтральная лексика; встречаются односоставные и неполные предложения, короткие фразы:

1. Спасибо.

2. Что делаешь?

3. Мне сегодня некогда.

4. Ко мне придут.

5. На каток пойдешь?

6. Он у меня в сумке.

3) Почти все (90,5%, или 48 чел.) употребляют при написании SMS-ок сленг и жаргонизмы:

1. В общагу хочу!

2. Как твой кумпол?(т.е. голова)

3. Ща погодь приду.

4. Дебил, лошара

5. Пошли ящик посмотрим.

6. Респект и уважуха! (молодец, уважаю)

7. В натуре ништяк!

8. Чмо! Лох!

9. Ты офигел?! (офонарел)

10. Газуй отсюда!

4) 73,5% (39 чел.) сокращают слова и используют аббревиатуры:

1. СПС! (спасибо)

2. НеЗ! (не за что!)

3. ВК сижу (“Вконтакте” – название социальной сети)

4. Че надо?

5. ХЗ (хрен знает)

6. Ща бум! (Сейчас будем!)

7. Седня никак. (сегодня никак)

8. Пож позвони. (пожалуйста, позвони)

9. У тя есть флешка?

5) Смайлики используют 89% опрошенных (47 чел.):

  улыбка

=D  смех

@>--  роза

>  злой

, =)  улыбочка

, =(  грусть

Х(  злость

;) подмигиваю

:* поцелуй

( собираюсь плакать

?* не понял

XD – смех

На вопрос “Необходимы ли тебе SMS-ки?” все 100% ребят ответили утвердительно. Вот их пояснения к своему ответу:

1. ”Это удобный (доступный, дешевый, быстрый) вид связи”;

2. “общение происходит беззвучно и бесшумно”;

3. “родители не ругаются при этом”;

4.”когда до человека не можешь дозвониться”;

5. “когда не можешь разговаривать”;

6. “когда разговаривать дорого, а SMS стоит всего 1 рубль”.

На последний вопрос анкеты “Нужны ли сегодня письма?” большинство ребят (87%, или 46 чел.) ответили, что нужны, так как:

1 .”в письмо вкладываешь всю свою душу, а в SMS – нет”;

2. “письмо можно сохранить как память”;

3. ”письма нужны там, где нет интернета, сотовой связи”;

4. “в письме можно выражать свои чувства наиболее полно”;

5. “письмо подчеркивает твою индивидуальность, можно оценить почерк, с каким старанием написано”.

III. Заключение 

Таким образом, обобщив и подытожив свои исследования по теме: «Влияют ли SMS-сообщения на нормы литературного языка?»,  я сделал следующие выводы:

  1. SMS-сообщения оказывают большое влияние на нормы литературного языка, постепенно вытесняя их как из устной речи, так и из письменной.  Ведь учащиеся, хорошо не изучив нормы русского литературного языка, постепенно привыкают к новым нормам SMS-сообщений.    
  2.  SMS-сообщения играют большую роль в современном обществе, они стали неотъемлемой частью жизни человека.  SMS-ки позволили сделать доступным и быстрым общение на расстоянии.
  3. Язык SMS – молодёжный; он помогает кратко и ёмко передать различную информацию, но в то же время искажает нормы литературного языка.
  4.  Язык SMS – язык развивающийся и быстро меняющийся. Все больше и больше людей общается посредством SMS, а это значит, всё активнее и эффективнее используются термины, знаки и символы, характерные для SMS-сообщений. Возможно, недалеко то время, когда может возникнуть ситуация пересмотра норм литературного языка, тем более это уже произошло ( упрощение правил письменной и устной речи)

   

IV. Литература

  1. Детская энциклопедия.  Зубков Б.В., Хачатуров Т.С., Т.5, «Педагогика», М.1974г.
  2. evolutsia.com content/view/1656/43/ , StoryOf.ruukradenye-otkrytiya/telefon…telefona/

V.Приложение

Приложение 1.

Приложение  2.  Анкета.

  1. Часто ли вы пользуетесь SMS-сообщениями?
  2. Какой лексикой пользуетесь при написании SMS-сообщений( нейтральной, разговорной, сленгом, жаргонизмами, диалектизмами? )
  3. Часто ли пользуетесь сленгом и жаргонами? Приведите примеры.
  4. Может быть, используете аббревиатуры?  Приведите примеры.
  5. Пользуетесь ли смайликами? Приведите примеры.
  6. Нужны ли сегодня телеграф, телефон, письма?

Характеристики  СМС.

Кол-во учащихся

%

Литературный стиль

45

85%

Нейтральная лексика

53

100%

Сленг и жаргонизмы

48

90,5%

Аббревиатуры

39

73,5%

Смайлики

47

89%

да

нет

Востребованность сотового телефона

100%

-

Востребованность писем

87%

13%

Востребованность стационарного телефона

20%

80%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"

Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции".  Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...

Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром....

Статья "Литературная норма и практика разговорной речи"

Освещён вопрос влияния СМИ, а также заимствованной лексики - «американизмов» - на разговорную речь....

Опыт трехлетнего учебного исследования темы "Математический Петербург"

В 2011 году под моим руководством начат проект «Математический Петербург», целью которого было привлечение учащихся 5-8 классов к познанию родного города как живой среды, в которой на протяжении 300 л...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...