Развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования предметных компетенций
материал по русскому языку

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными для мировой педагогической науки и практики понятиями. Они не всегда были привычными в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся, чаще всего прибегали к понятиям знаний, ценностей и убеждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №11»

Методическая разработка

Тема:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе формирования предметных компетенций

                                       

                                                     Разработал(а): Нуртдинова Э.Г.

         

                                                                                                                                   

Нижневартовск - 2018


 Ключевые и предметные компетенции

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые предметные и ключевые компетенции, идея формирования которых в учебном процессе впервые была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 году в «Европейском проекте» по вопросам образования. В заключительных документах этого проекта говорилось о том, что многие молодые люди «покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление с совершенству; чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм»

Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций, что заложено в новых программах и учебниках для основной средней школы.

Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными для мировой педагогической науки и практики понятиями. Они не всегда были привычными в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся, чаще всего прибегали к понятиям знаний, ценностей и убеждений. Компетентностное обучение связано с понятиями компетенция и компетентность. В одних случаях компетенция и компетентность рассматриваются как два разных понятия, в других - они не разграничиваются . В толковом словаре «компетенция» определяется как «круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» или «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»; компетентность - осведомленность, авторитетность. Компетенция - явление, «круг вопросов», а компетентность - свойство, качество личности. Компетенция - область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью. На этих позициях стоит и В.И.Капинос, которая рассматривает эти термины как два самостоятельных понятия.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в новом для российской школы формате – как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция –социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

К ключевым компетенциям отечественного образования относятся:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Много внимания в педагогической и методической литературе уделяется и проблеме развития речи, что в первую очередь способствует развитию образовательных компетенций.

О реализации концепции владения речью и о смене приоритетов в данной парадигме пишут многие исследователи (Л. П. Крысин, Ю. Н. Караулов). Имеются и попытки описать сам язык с точки зрения носителя языка, создать иную грамматику "пользователя". Здесь интересна ассоциативная грамматика Караулова и работы, выполненные в логике "активной грамматики" — от смысла к форме, к средствам выражения (Ф. И. Буслаев). Эти исследования, рассматривающие проблемы формирования языковой способности, механизмы речевой деятельности и т. п., помогают найти ответы на вопросы: "Что есть владение языком?" и "Как существует знание языка?"

В методике преподавания русского языка есть разные представления, начиная с отрицания нужности "включения отечественного языка в число школьных предметов" и заканчивая созданием сложных языковых курсов, максимально приближенных к вузовским. Ф. И. Буслаев отмечал, что "первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись к нему… и в органической связи с мыслию, ими выраженною…", "первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи и пользоваться ими правильным образом". Научное осмысление языка Буслаев оставлял на более поздний период обучения: "При материале и система будет". Высказанная более ста лет назад точка зрения мне кажется очень важной и чрезвычайно актуальной.

По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Т.е. компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Мы называем компетенции метапредметными, что означает «запредметные» или «допредметные», имея в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в программе и в учебном материале. Предметные компетенции – способность применения учащимися изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в любой речевой ситуации. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Формирование предметных компетенций

на уроках русского языка.

Известно, что учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт детям знания о родном языке и вырабатывает у них языковые и речевые умения. В связи с этим важными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся.

Потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. А педагог может помочь ребенку в этом.

Поэтому я стараюсь создать условия, в которых бы успешно развивалась творческая личность, то есть организовать творческое взаимодействие при обучении, а так же стимулировать творческую деятельность учащегося.

Творческое взаимодействие при обучении строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Возможность открытия, возможность творческой деятельности - это стимул и смысл учебного процесса. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и само решение - этапы работы в таком творческом ключе. Это оправдывает себя, потому что, во-первых, эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия; во-вторых, корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки, обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку; в-третьих, появляется возможность обращения к этимологическим экскурсам; в-четвертых, дети учатся составлению опорных сигналов, а также возможна индивидуальная работа.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают и специальные педагогические приёмы. Важным из них является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Не менее важно развитие мышления и образного восприятия. Этому способствуют задания, которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения (например, придумывание монологов от имени вещей, окружающих нас: старая расческа, перегоревшая лампочка и т.д.). К приёмам, активизирующим творческую деятельность, относится и работа с ассоциациями. Все названные приёмы направлены не только на активизацию общих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении всех учащихся.

Формирование лингвистической и языковой компетенций осуществляется в процессе проведения словарной работы.

Широкие возможности дают уроки по «Лексике и фразеологии». Особенно интересны уроки по фразеологии, на которых дети образно представляют фразеологизмы и изображают их в юмористических рисунках.

При изучении «Морфологии» в развитии творческих способностей учащихся очень помогают нестандартные формы урока, которые очень любят дети и которые показывают хорошие результаты знаний учеников. Это уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-кроссворды и т.д. Такие формы и методы работы на уроках способствуют развитию языковой и лингвистической компетенций.

Очень благодатна в плане развития творческих способностей учащихся тема «Орфография». Я уже отмечала, что дети очень любят сочинять сказки на лингвистические темы. Этот вид работы они используют, обыгрывая орфографические правила. свои коррективы и в таблицы-схемы, и в алгоритмы, и в опорные конспекты, что также говорит о развитии их творческого потенциала. Так, творчество детей способствует формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся, т.е. языковой компетенции. Особую актуальность приобрела эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом.

Немаловажным является и формирование культуроведческих компетенций.

Наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения. Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции: кумулятивной, накопительной, ведь, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности.

Предметная же сущность живописи дает материал как для формирования речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т. к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Причем по возможности я стараюсь связать эти два предмета. При подборе дидактического материала по русскому языку я также стараюсь использовать тексты произведений, изучаемых на уроках литературы. Когда на уроках литературы мы изучаем стихотворения русских поэтов о природе, на уроке русского языка провожу сочинения-миниатюры о весне, зиме, лете, осени. Дети по желанию могут писать их в стихотворной форме.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал, что учение есть труд, полный активности мысли. Но именно активная мыслительная и прежде всего творческая сторона учения, по моему мнению, не всегда может реализоваться при так называемой традиционной организации обучения. Известно также, что нельзя переложить знания из одной головы в другую, учащийся должен сам взять, добыть их за счет собственной активности творческой работы.

Формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций на уроках литературы

В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание необходимо уделять развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, внеклассные занятия на кружках, элективных курсах, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек.

Сегодня методики, направленные в основном на передачу определенного объема учебной информации, во многом перестали удовлетворять и педагога, особенно творчески работающего, и ученика. Задача, стоящая перед педагогом на современном этапе, состоит прежде всего в том, чтобы всемерно способствовать саморазвитию личности школьника. Сделать это в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: мутной телевизионной волне, льющей на наших детей совсем иные ценности, демонстрирующей насилие и внешний блеск, пропаганде новой «морали» - крайне сложно. Но без развития полноценной личности школьника, без приобщения к подлинной культуре и, в частности, литературе задачу образования и воспитания не решить.

Я считаю, что литература как вид искусства представляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным ценностям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления. Но чтобы это произошло, дети должны стать заинтересованными, квалифицированными читателями.

Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. Для этого ученики должны не просто овладеть суммой литературоведческих понятий, хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись. Это прежде всего обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, умению рассуждать и желанию рассуждать. Рассуждение – ёмкое понятие. В широком смысле слова это едва ли не синоним мышления. Без него нет ни художественного произведения, ни самого человека, «мыслящего тростника», по выражению Б.Паскаля. Всякий художник, используя богатства родного языка, создает свой образный язык, творит свою эстетическую реальность. Ещё Л.Н.Толстой в 1857 году в дневнике писал: «Не могу писать без мысли». Рассуждения, раздумья пронизывают все этапы художественного творчества: от замысла произведения до последней точки в нем. Поэтому свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы учить детей улавливать движение мысли писателя, а не в погоне за модным сейчас анализом средств языковой выразительности. Бесспорно, форма произведения, «сосуд», в который автор облек свое творение, важна, но самоценна всё-таки мысль. Вот поэтому во главу угла в работе по анализу художественного произведения я ставлю именно это: умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

Программа по литературе под редакцией В. Коровиной предлагает возможность приобщиться к литературе как древнего времени, так и наших дней, дает русскую классику на фоне мировой классики, позволяет показать полную жанровую и тематическую картину литературного процесса, передать богатство чувств, мыслей и форм литературы нашего века, предоставляя учителю определенную свободу выбора. Стараясь вовлечь детей в процесс познания, уже первое серьезное путешествие в мир литературы делаю для обучающихся путешествием в мир собственного творчества. Это прежде всего путешествие в мир читателя, это – сотворчество читателя. Путь «от маленького писателя к большому читателю», который предлагала в свое время М.А. Рыбникова, не закрыт для современных школьников. Сотворчество читателя – главное направление в моей работе, оно помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения.

Метод научного познания, по моему мнению, нельзя реализовать, не используя различные формы работы, способные пробуждать мысль учеников, необходимость творческой деятельности. Наиболее успешно применяю метод проблемного обучения. Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников.

Таким образом, уроки литературы обеспечивают не только усвоение школьниками определенной суммы знаний, но создают условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Одним словом, способствуют формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Использование современных образовательных технологий

В процессе обучения русскому языку и литературе, а также во внеклассной и воспитательной работе мною используются различные современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные:

  1. На уроках русского языка и литературы я ввожу элементы технологии развития критического мышления.
  2. Важное место в работе с детьми на всех уровнях занимает проектная технология, или метод проектов.
  3. В младших классах основными являются игровые технологии.
  4. Все используемые мною приёмы и методы опираются на дифференцированное обучение и здоровьесберегающие технологии..


Выводы

Таким образом, использование современных технологий и методов способствует развитию творческой личности. В результате формируются ключевые компетенции. Считаю, что современный учитель должен использовать все возможные ресурсы для развития компетенций учащегося. Понятно, что это требует большей отдачи, скрупулёзной тщательности при планировании каждой поурочной темы, мобильном реагировании на усвоение или, наоборот, затруднение при усвоении темы. Профессионализм современного учителя – залог успешности учеников. Быть сведущим в определённой области знаний, аргументировано выстраивать собственную точку зрения, логично и последовательно конструировать диалог – быть компетентным, обладающим знаниями и опытом. Знание учебной программы учеником должно быть прикладным. Стать успешным поможет знание русского языка, первым в этом поможет результат ЕГЭ – количество полученных баллов может оставить конкурентов далеко позади.

Использованная литература

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ,2007.
  3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
  4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
  5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
  6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Лабиринт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...