Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Григорьева Оюна Дмитриевна
В 3 задании  необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_3.docx244.21 КБ
Файл zadanie_3_ege.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Теоретический материал к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку

СТИЛИСТИКА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ1

Стиль текста

Описание стиля

Функции

Где используется

1. Научный стиль

Логичен,        направлен        на описание                                законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов.                        В                лексике преобладают специальные термины,                общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.

Информационная, обучающая, доказательная: Сообщение, научное объяснение

Учебная        литература, методический материал,                        научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия,                аннотация, реферат, диссертация, учебник,                        словарь,

научный        доклад, лекция

2.

Публицистически й стиль

Призван влиять на разум и чувства                читателей. Предназначен                для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика        общественно- политическая, эмоционально окрашенная.

Информационная, мотивационная: Воздействие                        и убеждение                с        целью формирования        какой- либо позиции; побуждение                        к действию; сообщение с целью        привлечения

внимания        к        важному вопросу

Статьи,        очерки, репортажи, фельетоны, интервью.

3. Официально- деловой стиль

Служит        для

информирования                в официальной обстановке. Используется                        в законодательстве, делопроизводстве, административно- правовой        деятельности. Содержит                        штампы, информация                передана        в

сжатом виде.

Информационная: сообщение, информирование

Официальные документы: нормативно-правовые акты,        справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма,        жалобы, приказы.

4.

Художественный стиль

Воздействует                на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных        стилей.

Характеризуется образностью,

Информационная, эстетическая: Изображение        и

воздействие        на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя

Стихи,        поэмы,

романы,        рассказы, пьесы, сценарии.

эмоциональностью,

конкретностью речи.

5. Разговорный

Передаёт речь   людей   в

Информационная:

Диалоги, личный блог

стиль

неформальной обстановке.

непосредственное

В нём часто используется

бытовое общение;

разговорная        и

обмен информацией

просторечная лексика.

по бытовым вопросам

Как определить стиль?

Найти ответы на каждый из вопросов:

Зачем говорится?        О чём говорится?        Где говорится?        С кем говорится? (функция)                (тема)                (сфера применения)

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Отличие публицистического стиля от научно-популярного Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,

научно - популярный стиль – понимание задач науки в массах,

публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.

ТИПЫ РЕЧИ

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.

План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.

Описание

— это мир в

Типичная композиция

Разновидности описания:

Какой он?

покое (одна фотография)

текстов-описаний включает:

  1. общее представление о предмете;
  2. отдельные признаки предмета;
  3. авторскую оценку, вывод, заключение

1)        описание        предмета, человека                (его

характеристика)

2) описание места

Где что находится? (Слева, около,

недалеко, стоит, располагается)

3)        описание        состояния окружающей среды

Каково        здесь?        (Вечереет,

холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4)        описание        состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т.

д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция

повествовательных текстов включает:

  1. завязку (начало событий);
  2. развитие действия;
  3. кульминацию;
  4. развязку (итог событий)

Разновидности повествования:

  1. изобразительное;
  2. информативное

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.

Повествование может включать элементы описания и рассуждения.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое- либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение

это мысли о мире, а не сам мир

Типичная        композиция текстов-рассуждений включает:

  1. тезис (мысль, требующую доказательства        или опровержения);
  2. обоснование (аргументы, доводы,        доказательства, примеры);
  3. вывод

Разновидности рассуждения:

1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути

явления)

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать?

(Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи.

Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

  1. автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)

Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;

  1. Автор        ставит        перед        собой        задачу        динамически        (в        движении)        отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)

Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;

  1. Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)

Рассуждение: даны размышления персонажа

Глагол со значением конкретного действия:

Глагол может называть конкретное действие (читать, строить), движение и перемещение в пространстве (идти, летать), физическое и душевное состояние (болеть, радоваться), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, худеть) и др.

Средства связности текста

Существуют различные средства связности текста:

  • смысловые,
  • лексические,
  • грамматические,
  • стилистические,
  • интонационные,
  • графические.

Смысловые средства оформляются смысловыми отношениями, в которые вступают понятия, факты в тексте.

Лексические средства связности текста

К ним относятся:

  1. Лексический повтор

т.е. повтор слова или словоформы, однокоренных слов для связи предложений. » Этот повтор помогает сохранить единство темы текста.

Его иногда считают речевой ошибкой, но это не всегда так. Например, в

научном или официально-деловом стилях повтор — основное средство связности (Посмотрите, как часто в предложениях, которые вы только что прочли, используется слово «повтор»). Иногда лексический повтор может композиционно организовывать текст (например, стихотворение С.Есенина » Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

  1. Синонимическая замена

т.е. замена слова в одном предложении словом или словосочетанием в другом предложении. Синонимическая замена используется там, где необходима красочность речи, ее образность (в публицистике, в художественной литературе и т.д.)

«Осень необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю.» Отношения «род — вид», т.е. в одном предложении употребляется слово в более широком значении, в следующем предложении — слово, значение которого включено в значение первого слова.

«В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь белые стволы берез».

  1. Слова одной тематической группы

«Карамазовых в русской жизни много, но все-таки не они определяют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана парусника румпель и звезда, на которую ориентируют идеал.»

Основная мысль автора этого отрывка академика Д.С.Лихачева метафорически передается словами одной тематической группы «курс корабля», «капитан», «парусник»,

«румпель».

Как лексические средства связности могут быть использованы антонимы, многозначные слова, омонимы и другие лексические явления.

Грамматические средства связности текста

Сюда относят:

  1. единство видо-временных форм глагола

т.е. в одном тексте, как правило, глаголы употребляются в форме одного вида и одного времени.

Если вы начинаете рассказ в прошедшем времени, то и продолжать вы его будете также. При описании чего-либо, например, используются глаголы несовершенного вида.

«Этот новый (Полтавский) лагерь замыкался с тыла крутым спуском к Ворскле. На правом фланге его была лощина, в которой находился прежний лагерь. Левый фланг упирался в лес, который тянулся до Полтавского монастыря.»

Все глаголы в этом фрагменте — несовершенного вида прошедшего времени.

  1. Местоименная замена

она используется очень широко как средство связности.

Общеизвестно, что слово одного предложения можно заменить в другом предложении местоимением.

«Когда-то здесь находился город Брест. Его перенесли в сторону и на этом очень выгодном для обороны месте поставили крепость.

  1. Союзы, частицы, вводные слова, модальные слова.

Союзы, частицы, модальные слова довольно часто выступают средствами связности. Эти средства позволяют поддерживать логику текста (например, вводные слова с одной стороны, с другой стороны, итак и др.), усиливать ту или иную смысловую нагрузку текста

«На снимке Брестская крепость. Вернее, только ее малая, центральная часть».

  1. наречия и слова с пространственным и временным значением (сегодня, завтра, впереди, сзади, неподалеку и под.

Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами».

Нужно сказать, что в одном и том же тексте связи употребляются комплексно, т.е.

при дистантной или контактной связи могут использоваться несколько типов связи. Так, в предыдущем примере, помимо местоименной замены (кольцо — оно), используются слова с временным значением (сегодня — до сорок первого года) и антонимы (разорвано- было сплошным).

  1. предложения-скрепы

которые не несут никакой смысловой нагрузки, они предназначены именно для связи предложений

( например,часто таким предложением является предложение — «Об этом будет сказано ниже» — и ему подобные).

Стилистические средства связности текста

К ним относятся слова, словоформы, которые подчеркивают либо эмоциональную окраску всего текста, либо однородность слов для данного текста (например, в научном тексте такую нагрузку несут термины).

Например,

Отношение между классами речедеятелей называется этосом речевых коммуникаций. Вне успешного регулирования речевых коммуникаций общество приходит в состояние смуты. Как показывает история, далеко не всегда удается наладить успешное регулирование отношений между речедеятелями. От регулирования этоса речевых коммуникаций зависит прогресс, стагнация или деградация общества.

(помимо других средств, в этом отрывке связность текста поддерживается подчеркнутыми словами, которые создают единую стилистическую окраску текста)

Способы связи предложений в тексте.

  1. Последовательный ( цепной)
  2. Параллельный

Средства связи предложений в тексте.

  1. С помощью синонимов:

Например: На поляне росла берёза. Дерево было молодое.

  1. С помощью местоимений:

Например: На поляне рос дуб. Он был молодой и красивый . Я увидел его издалека. ( Примечание: его- это личное местоимение он в Р.п., а если в текст будет, например, «его шляпа», то это будет уже притяжательное местоимение)

  1. С помощью лексического повтора:

Например: На поляне рос дуб. Дуб был молодой и красивый.

  1. С помощью однокоренных слов:

Например: Была просто осень…Осенний денёк так хорош!

  1. С помощью форм слова:

Например: В парке нет машин. Где же моя машина?

Мне очень плохо без него. Если б я знала, что так будет, то не уходила бы от него.



Предварительный просмотр:

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

                                                                                                                     (По Л.И. Скворцову)

  1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
  2. Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  3. Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
  5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Решение

  • Утверждение №1 верное, так как в предлагаемом тексте используются термины и тематическая группа слов, отражающая проблематику текста.
  • Утверждение №2 верное, так как в предлагаемом тексте используются метафоры, антонимы и сравнения, которые способствуют эмоциональности, выразительности изложения, помогают передать авторскую оценку описываемым явлениям. По определению данные средства выразительности предназначены именно для этого.
  • Утверждение №3 верное, так как предлагаемый текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные, конструкции с существительными в родительном падеже. Действительно, именно для письменной речи и характерны указанные особенности, так как в устной речи они используются редко.
  • Утверждение №4 верное, так как выразительность предлагаемого текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова. Ряды однородных членов: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия; общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека… Инверсия (изменение обычного порядка слов в предложении):

«Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология» (перестановка главных членов предложения: подлежащее – на втором месте, сказуемое – на первом). «Утраты в природе до известных пределов восстановимы» (правильно: В природе утраты восстановимы до известных пределов).

Вводные слова: конечно, скажем.

  • Утверждение №5 неверное. Предлагаемый текст не относится к научному стилю речи. Прочитанный текст относится к публицистическому стилю речи, так как в нём присутствует оценочность, эмоциональность и образность. Цели автора – воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение).

Следовательно, правильные ответы 1234.Ответ: 1234 


Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.

Современного человека трудно удивить вопросами, что такое электричество или как происходит передача тепла – каждый имеет по этим поводам свое мнение. Кто –теоретическое, основанное на изучении физики, а большинство – памятуя незабываемые ощущения от удара током в процессе починки розетки при неотключенном напряжении на щитке или от случайного прикосновения к раскаленному утюгу. Но, конечно, гораздо меньшее число читателей знакомо с явлением термоэлектричества.

История открытия и последующего изучения термоэлектpичества насчитывает более двух веков и начинается с дискуссии между Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта.

В середине XVIII века популярной темой в науке стало изучения электрических явлений, в том числе и животного электричества, например, порождаемого электрическими скатами. Ввиду этого профессор Болонского университета физиолог Луиджи Гальвани стал изучать, что происходит

с препарированной лягушкой при пропускании через нее тока. В результате многочисленных экспериментов Гальвани убедился, что электричество свойственно самому животному: от нервов к мышцам как бы протекает флюид и образуется цепь.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте широко используется лексика в переносном значении (незабываемые ощущения, животное электричество, протекает флюид), намеренное столкновение разностилевой лексики (ввиду этого, памятуя незабываемые ощущения от удара током при пропускании через нее тока).

2) Текст относится к официально-деловому стилю, так как информирует читателя о развитии учения о термоэлектричестве, в тексте содержатся конкретные фамилии и факты.

3) В тексте преобладают простые осложнённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.

4) В тексте употребляются публицистические речевые клише (современный человек, свое мнение), яркие метафоры (передача тепла, образуется цепь), воздействующие на читателей, глаголы в форме повелительного наклонения.

5) В тексте преобладает абстрактная лексика, научные термины (физика, термоэлектричество, электричетво), сочетания терминологического характера (наряжение на щитке, электричество свойственно), отглагольные существительные со значением действия (напряжение, прикосновение, изучение, ощущение), слова, указывающие на связь и последовательность мыслей (конечно, в том числе, например).

Ответ 35

Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.

В этом году исполнилось 20 лет космическому туризму. В апреле 2001 года американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире. Итоги его полета следующие: 8 месяцев подготовок, 7 дней в космосе, 128 вращений вокруг орбиты Земли, минус 20 миллионов долларов.

Идея космического туризма была впервые озвучена спустя лишь несколько лет, в конце 60-х годов прошлого века, после самого первого полета человека в космос. Однако активное развитие этой отрасли началось лишь в 80-х годах. Шарон Криста Маколифф, учитель истории в средних школах США, должна была стать тем самым первым космическим туристом. Наверно, напрашивается вопрос: почему именно обычный учитель летит в космос? Осенью 1984 года в США был объявлен конкурс под названием «Учитель в космосе». К тому времени уже был совершен ни один десяток успешных полетов в космос. Были сделаны предположения, что не только профессиональные космонавты, а каждый здоровый человек, пройдя специальную подготовку, имеет возможность полететь в космос. Летом следующего года вице-президент США Джордж Буш-старший объявил имя победительницы конкурса. Так Шарон Криста Маколифф осенью 1985 года начала свои тренировки, чтобы совершить полет в космос.

В конце января 1986 года шаттл «Челленджер» поднялся меньше чем за полторы минуты на высоту 14 км, а потом было его свободное падение в океан не более трех минут. Так можно описать несостоявшийся полет первого космического туриста. Полет был 10-ым по счету для данного Американского многоразового транспортного космического корабля «Челленджер». Все 7 членов экипажа шаттла вместе с Шарон Кристой Маколифф погибли. В этом году исполнилось 35 лет этой трагедии. После этой катастрофы правительство США запретило непрофессионалам полёты в космос.

Стив Джобс, основатель корпорации Apple, тоже подавал заявку для полета в космос на том самом шаттле «Челленджер», но как мы знаем, она была отклонена.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст-фрагмент эссе. Его цель – поразмышлять об особенностях космического туризма, В начале текста приведена краткая справочная информация, объясняющая проблему, что свойственно для аналитического эссе.

2) В тексте используются лексические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: общественно-публицистическая лексика (предприниматель, сделаны предположения, основатель корпорации), использование речевых стандартов (итальянского происхождения, развитие отрасли, имеет возможность, подавал заявку).

3)Текст относится к научному стилю, так как основная его функция- информировать читателя, в тексте содержатся конкретные цифры и факты.

4) В тексте употребляются отглагольные существительные (предположения, подготовка, падение), отыменные предлоги, специфические обороты официальной речи, сказуемые выражаются возвратными глаголами (20 лет исполнилось, развитие началось), страдательными причастиями в краткой форме (озвучена, совершен, сделаны, отклонена). Все это признаки официально-делового тиля речи.

5) Это текст публицистического стиля, потому что он предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.

Ответ 125

Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.

Эволюция подарила человеческому организму два способа избавляться от излишков тепла: во-первых, расширяются кровеносные сосуды, проводя тепло к поверхности тела и далее в окружающее пространство, а во-вторых, на коже выступает пот, охлаждающий ее при испарении. Когда эти механизмы не срабатывают, человек умирает. Звучит просто, но на самом деле это сложный каскадный процесс.

По мере того как внутренняя температура жертвы теплового удара повышается, сердце и легкие работают все более напряженно, накачивая кровь в расширившиеся сосуды. В какой-то момент сердце перестает справляться. Артериальное давление падает, что приводит к головокружению, походка становится неуверенной, речь – неразборчивой. Падает уровень соли в организме, и мышцы сводит судорогой. У многих жертв путаются мысли или даже начинается бред, и они не понимают, что им нужна немедленная помощь.

Поскольку кровь устремляется к перегретой коже, внутренние органы получают ее меньше, что приводит к ряду реакций, повреждающих или разрушающих клетки. Некоторые жертвы умирают, когда внутренняя температура их тела достигает всего 40 градусов Цельсия, другие могут несколько часов выдерживать температуру 42 градуса. Прогноз обычно менее благоприятный для очень молодых и для пожилых людей. Даже здоровые пожилые люди находятся в безусловно невыгодном положении: потовые железы с возрастом уменьшаются в размере. Жертвы теплового удара часто не чувствуют жажды, и потому не пьют. Потоотделение уже не может спасти, поскольку в организме не остается влаги, которой он мог бы пожертвовать. В этот момент у слабого человека может случиться инфаркт, а у более выносливых через некоторое время начинается сужение зрительного восприятия, возникают галлюцинации, а порой люди начинают срывать с себя одежду, которая – из-за возбуждения нервных окончаний – начинает казаться сделанной из наждачной бумаги.

Упасть в обморок на этом этапе – удача, поскольку кровеносные сосуды начинают терять прочность. Следующими на очереди могут быть мышцы, в том числе сердечные. Когда начинает «подтекать» желудочно-кишечный тракт, в кровь попадают токсины. Кровеносная система отвечает последним, отчаянным массированным ударом – свертыванием крови, из-за которого в еще большей опасности оказываются жизненно важные органы: почки, мочевой пузырь, сердце. Смерть близка.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст-фрагмент статьи журнала. Его задача – убедить читателя в необходимости защищать организм от чрезмерного перегревания. Текст образный, эмоциональный.

2) В тексте используются синтаксические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: сложноподчинённые предложения с придаточными времени, следствия, изъяснительные, предложения с однородными членами, вводные конструкции.

3)Текст относится к научному стилю, так как используются предложения со структурой определения термина, вставные конструкции с пояснениями.

4) В тексте использованы глаголы в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа.

5) Это текст научного стиля, потому что с точки зрения морфологии в нем отмечаем численное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие (испарение, реакции, положение), преобладание описательных прилагательных (артериальное, неразборчивый, пожилой, выносливый, зрительный).

Ответ 345

Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.

Водородная энергетика занимает важное место в выполнении планов по борьбе с углекислым драконом. В самом деле, если электричество можно генерировать с помощью безуглеродных источников, то с безуглеродным топливом и сырьем для химической и металлургической промышленности имеются очевидные трудности. Здесь-то и пригодится водород в качестве переносчика зеленой электроэнергии. Его можно заправлять в топливный бак автомобиля, и тот станет при движении выдавать не букет вредных продуктов горения бензина, а чистую воду; им можно одновременно отапливать дом и получать для него электричество с помощью высокотемпературного топливного элемента. Металлурги заменят им уголь в качестве восстановителя, а химики, используя в смеси с атмосферным углекислым газом, откажутся от ископаемого углеводородного сырья.

Конечно, есть и альтернативы. Так, в качестве энергоносителя можно выбрать твердый алюминий, обращаться с которым несравнимо проще, чем с газообразным водородом, или сжиженный воздух, который хотя бы не взрывоопасен. Однако стараниями экспертов, консультирующих лидеров ЕС, цивилизация, видимо, пойдет по пути безальтернативного использования именно водорода для этих нужд.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что его отличают логичность, объективность, абстрактность и обобщенность, что выражается на лексическом уровне в использовании терминов (водородная энергетика, химическая и металлургическая промышленность, атмосферный углекислый газ, углеводородное сырье).

2) Текст актуален, общественно значим по тематике, эмоционален, что выражается в метафорах (борьба с углекислым драконом, букет вредных продуктов).

3) Среди характерных для публицистического стиля речи языковых средств можно отметить непосредственное обращение к собеседнику, оправданный повтор слов, ряды однородных членов, отвлеченная лексика (выполнении, трудности, использования).

4) Научность данного текста на синтаксическом уровне выражается в использовании союзов, вводных слов логического характера (однако, конечно, так, видимо).

5) Задача данного текста информировать читателя о развитии водородной энергетике в современной России, дать точные сведения, имеющие практическое значение, а также рекомендации, указания.

Ответ 14

Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.

Современная оценка потерь советского народа во время Великой Отечественной войны (около 27 млн.) получена методом демографического баланса. Специалисты по возможности аккуратно сравнили данные довоенных переписей с послевоенными и, пересчитав по годам, установили, что при сохранении нормальных условий смертности и рождаемости в стране к концу 1945 года должно было бы быть на 27 млн. взрослого населения больше, чем оказалось в действительности. Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Метод не слишком строгий, но другого, имея в виду отвратительное качество учета, пока не придумали.

Что же до Первой мировой, то наиболее серьезные исследователи — в том числе царский генерал Н. Н. Головин, советский демограф Б. Ц. Урланис и задолго до него Е. З. Волков — независимо друг от друга дают оценки смертельных потерь русской армии в интервале от 1,7 до 2,0 млн. В среднем 1,8 млн плюс-минус 10 %. То есть жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.

А потом со страной и описывающей ее статистикой что-то случилось. Поменялись нормы.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что в нем содержится иллюстрированный материал, примеры и тщательные пояснения.

2) Языковые средства текста (антонимы смертность и рождаемость, эпитеты строгий, отвратительное, фразеологизм имея в виду) являются средством создания образа и передачи эмоционального состояния автора.

3) Текст относится к научному стилю, потому что характеризуется тщательным подбором слов, которые используются в прямом значении, использованием терминов и специальной лексики.

4) В тексте уделяется особое внимание частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.).

5) В тексте использованы существительные, обозначающие понятия признака или состояния (оценка, данные, население, учет).

Ответ 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение материала к заданиям ЕГЭ по русскому языку В1, В2, В3, В4.

Этот материал поможет ещё раз вспомнить изученное по словообразованию, морфологии, синтаксису....

Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.

Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)....

Готовлюсь к ОГЭ по русскому языку. Дидактический материал для подготовки задания № 3. Пунктуационный анализ.

Задание №3 вызывает затруднение. Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую  изучали на протяжении всего обучения. Оно представлено в форме небольшого т...

Теоретический материал к заданию 8 ЕГЭ

Теоретический материал к заданию 8 ЕГЭ...

Теоретический материал к заданию 26 ЕГЭ

Теория и практика задание 26...

таблицы, обобщающие теоретический материал заданий ЕГЭ по русскому языку

таблицы, обобщающие теоретический материал заданий ЕГЭ по русскому языку...

Теоретический материал 5-го задания ОГЭ по русскому языку

Теоретический материал 5-го задания ОГЭ по русскому языку...