Программа факультативного курса "Орфография и пунктуация"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Чернявская Лидия Николаевна
 
 

Данная рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10 -  11 классе и рассчитана на  68  часов. Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы,  а также календарно-тематическое планирование  на 10-11классы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №__1_

«_30_»___августа 2021г.

руководитель ШМО

_________   Т.В.Матеева

(подпись)               (Ф.И.О. )

Согласовано

Замдиректора по УВР

________     Н.Н.Ефремкина

(подпись)               (Ф.И.О. )

«___»_________2021г.

Утверждено

Директор МКОУ СОШ №2 г.Тайшета

_________     А.Н.Лымарь

(подпись)               (Ф.И.О. )

Приказ №___

от «__»______2015г.    

Рабочая программа

Факультативного курса «Орфография и пунктуация»

( наименование учебного предмета, курса)

Класс____11____

Автор (ФИО полностью)  _____Чернявская Лидия Николаевна_____

                                         

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10 -  11 классе и рассчитана на  68  часов.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.     Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.

 старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

- сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре;

- формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину;

- посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные

- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

-овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств.

 Предметные результаты

Выпускник научится:

- различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;

- находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

- пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

- находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

- различать морфемы в слове и их значение;

- объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

- характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

- употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

- склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

- производить комплексный анализ текста. различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;

- находить пунктограммы в тексте;

- применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их);

- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание программы 10 класс

Особенности письменного общения

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменной общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфологический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок) ; понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –касс-//- кос-, - лаг-/-лож-, -бир-/-бер-, -стел-/стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а- );2) –раст-/ос-, скак-/скоч- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-/-гор-, -твар-/твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –дощатый, очки- очечник).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре- .

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: арь-, - тель-, -ник-, - изн, -есть- (-ость-) –есть(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и -ик-, -ец- и - иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват (-еват-) ,-евит, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; –к- и - ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, - ирова-, - ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- ( обезлесить –обезлесеть); -ться/-тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нч внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием морфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий) и его практическое значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Календарно-тематическое планирование 10 класс

тема

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

примечание

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

2

Возникновение и развитие письма как средства общения.

1

3

Роль орфографии в письменном общении людей.

1

4

Разделы русской орфографии.

1

5

Система правил, связанных с правописанием морфем. Морфематический принцип.

1

6

Правописание корней. Правописание гласных корня.

1

7

Правописание согласных корня, иноязычных словообразовательных элементов.

1

8-9

Правописание приставок.

2

10

Правописание суффиксов. Правописание суффиксов имен существительных.

1

11

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

12

Правописание суффиксов глаголов.

1

13

Правописание суффиксов причастий.

2

14-15

Правописание окончаний.

2

16

Орфографические правила, требующие различения морфем.

1

17

Правописание согласных на стыке морфем.

1

18

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.

1

19

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

20

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

1

21

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.

1

22

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

1

23-24

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

2

25

Значение приставки ни- и слова ни.

26-27

Грамматико-орфографические отличия приставки от предлога.

2

28-29

Особенности написания производных предлогов.

2

30

Образование и написание сложных слов.

1

31

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

32

Практическая работа со словарем «Слитно или раздельно?»

1

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы

1

34

Практическое занятие. Работа со словарем.

1

35-36

Контрольное тестирование.

2




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО  КУРСА

11 класс (34 ч)

Речевой этикет в письменном общении

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации:

 1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Календарно-тематическое планирование 11 класс

тема

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

примечание

1

Речевой этикет как правила речевого поведения

1

2

Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1

3

Русская пунктуация.

1

4

Основные функции пунктуационных знаков.

1

5

Разделы русской пунктуации.

1

6

Знаки препинания в конце предложения.

1

7

Знаки препинания между членами предложения.

1

8-9

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами предложения.

2

10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

1

11

Обособленные определения.

1

12

Обособление приложений.

1

13

Обособление обстоятельств.

1

14-15

Предложения с обособленными дополнениями.

1

16

Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.

1

17

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

1

18

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

19

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

20

Пунктуационное выделение междометий, слов.

1

21

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

1

22

Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

23-24

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

2

25

Семантико-интонационный анализ бессоюзных сложных предложений.

1

26-27

Грамматико-интонационный анализ сложных синтаксических конструкций.

2

28

Сочетание знаков препинания.

1

29

Прямая и косвенная речь.

1

30

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

31

Разные способы оформления на письме цитат.

1

32-33

Связный текст как совокупность предложений.

2

34

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

1


ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формы занятий и контроля

Наименование

раздела

Кол-во часов  

Лек

ции

Прак

тика

Семинар

Деловая игра

Урок-исследова- ние

Аналитическая беседа

Тестирование

Эссе

Сочинение

Анализ текста

Зачёт

Речевой этикет в письменном общении.

2

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

3

1

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

Знаки препинания в конце предложения.

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Знаки препинания внутри простого предложения

13

3

3

2

1

1

1

1

1

-

-

-

Знаки препинания между частями сложного предложения.

8

1

-

-

-

-

-

1

1

3

2

-

Знаки препинания при передаче чужой речи.

3

1

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

Знаки препинания в связном тексте.

4

-

1

-

-

-

-

-

-

1

1

1

Всего

34

7

7

2

1

3

1

3

2

4

4

1

Учащиеся 11 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

  • эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

  • правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

  • целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;
  • систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции,практические занятия, семинар, деловая игра, урок-исследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение,анализ текста, зачёт.

Характеристика контрольно-измерительных материалов(План контроля ЗУН)

№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата

проведения

Знаки препинания внутри простого предложения.

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Тестирование.

2.04.2010

Зачётная практическая работа в виде тестирования. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Уровень сформированности ЗУНов по итогам года

Тестирование.

21.05. 2010

Программа

 С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунктуация». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов. 2009г.

Учебник: Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся:

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф„ Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. — М., 1964.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учителя:

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 1011 классы: Пособие для учителя. — М., 2003. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.

Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.

Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.

Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса "Синтаксис. Трудные случаи пунктуации". 9 класс

Данный курс является дополнительным к основному курсу русского языка для 9 класса. Может использоваться как подготовка к итоговой аттестации....

Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"

Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"...