Презентация к уроку русского языка "Местоимение"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Елена Сергеевна Горбатушкова

Урок-игра для повторения и обобщения материала по теме "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_7_klass.pptx927.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое апреля Классная работа.

Слайд 2

Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой !

Слайд 3

Актуализация прежних знаний: Какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках? Что такое местоимение? Как могут изменяться местоимения? Какую синтаксическую роль в предложении чаще всего выполняют местоимения? С какими разрядами местоимений мы познакомились?

Слайд 4

Девять разрядов местоимений Личные Я, мы Относительные Кто, что Притяжательные Мой, твой Возвратное Себя Неопределённые Некто, нечто Указательные Тот, этот Вопросительные Кто? Что? Отрицательные Никто, ничто Определительные Весь, всякий

Слайд 5

Сформулируем тему урока: Мы знаем каждый разряд местоимений! Любой из нас их назовет. В сех нас сегодня, без сомнений, В конце игры победа ждет! Назовите все местоимения из стихотворения, к какому разряду они относятся? Мы изучили все разряды местоимений, какая тема урока будет сегодня? В какой форме пройдет урок?

Слайд 6

Обобщение изученного по теме: «Местоимение как часть речи» Какие цели мы поставим для себя на уроке? Повторить изученное по теме: «Местоимение как часть речи» Подготовиться к проверочной работе.

Слайд 7

Правила игры: Класс делится на 3 команды: команда красных , команда желтых и команда зеленых . Правила работы в команде. Критерии оценивания . На игровом поле представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос. На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка. При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются. Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.

Слайд 8

Правила работы в команде. В команде должен быть организатор обсуждения; 2. Каждый может высказать свою версию решения; 3. Один говорит, а остальные слушают; 4. Каждая версия обсуждается в команде; 5. В команде согласуется общее решение; 6. Представитель команды защищает согласованное решение перед классом . Критерии оценивания работы на уроке: П ринимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»; Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»; Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос – «3»; Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

Слайд 9

Личные местоимения Возвратное местоимение Вопросительно-относительные местоимения Неопределенные местоимения Отрицательные местоимения Определительные местоимения Указательные местоимения Притяжательные местоимения 10 20 40 30 10 10 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 30 30 40 40 40 40 40 40 40 физкультминутка Подведение итогов

Слайд 10

Личные местоимения. Вопрос на 10 баллов Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются? 1 лицо Я Мы по падежам 2 лицо Ты Вы по падежам 3 лицо Он Она Они по родам, числам и падежам

Слайд 11

Личные местоимения. Вопрос на 20 баллов Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода. Им.п . ОН Р.п . ЕГО Д.п . ЕМУ В.п . ЕГО Т.п. ИМ П.п . О НЁМ

Слайд 12

Личные местоимения. Вопрос на 30 баллов Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг!

Слайд 13

Личные местоимения. Вопрос на 40 баллов За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? За местоимение Я - ЗАЯЦ

Слайд 14

Возвратное местоимение. Вопрос на 10 баллов Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется? Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет , который является объектом своего собственного действия . Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам.

Слайд 15

Возвратное местоимение. Вопрос на 20 баллов Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам: Им.п . - Р.п . СЕБЯ Д.п . СЕБЕ В.п . СЕБЯ Т.п. СОБОЙ П.п . О СЕБЕ Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ? Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п .

Слайд 16

Возвратное местоимение. Вопрос на 30 баллов Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении : Кто глубже сам в с ебя заглянет , собою хвастаться не станет.

Слайд 17

Возвратное местоимение. Вопрос на 40 баллов Объясните значение фразеологических оборотов: Выйти из себя Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие. Найти себя Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни. Прийти в себя 1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п. Уйти в себя 1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего. 2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. Себе на уме Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.

Слайд 18

Вопросительно-относительные местоимения. Вопрос на 10 баллов. Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным ? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? кто, что, какой, который, чей, сколько, каков Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния от­ли­ча­ют­ся от от­но­си­тель­ных сво­и­ми функ­ци­я­ми в речи. Во­про­си­тель­ные мы ис­поль­зу­ем, чтобы за­ме­нить в во­про­се то слово, ко­то­рое нам неиз­вест­но, а от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния мы ис­поль­зу­ем в слож­ном пред­ло­же­нии. кто, что …? какой, каков, который, чей …? сколько …? [ ],( кто ). [ ],( какой ). [ ],( сколько ). СОЮЗНЫЕ СЛОВА

Слайд 19

Вопросительно-относительные местоимения. Вопрос на 20 баллов. Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам: Им.п . СК О ЛЬКО Р.п . СК О ЛЬКИХ Д.п . СК О ЛЬКИМ В.п . СК О ЛЬКО Т.п. СК О ЛЬКИМИ П.п . О СК О ЛЬКИХ

Слайд 20

Вопросительно-относительные местоимения. Вопрос на 30 баллов. Определите синтаксическую роль местоимений в предложении: Кто съел мою морковку ? Я знаю, кто пришел.

Слайд 21

Вопросительно-относительные местоимения. Вопрос на 40 баллов. Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения. В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света? Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? В каком слове «нет» употребляется 100 раз? Владивосток Три палки, четыре галки Стонет

Слайд 22

Неопределенные местоимения. Вопрос на 10 баллов Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения? н екто , н ечто , н екоторый , н есколько , к ое-кто , ч то-то , какой-либо , сколько - нибудь приставочный и суффиксальный

Слайд 23

Неопределенные местоимения. Вопрос на 20 баллов Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам: Именительный кое-что Родительный кое-чего Дательный кое-чему Винительный кое-что Творительный кое-чем Предложный кое о чём Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно? Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова ).

Слайд 24

Неопределенные местоимения. Вопрос на 30 баллов Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях: Вдруг раздались чьи-то шаги. Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый.

Слайд 25

Неопределенные местоимения. Вопрос на 40 баллов Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения. Кто-то проплакал всю ночь на лугу, Сколько слезинок - я счесть не могу. Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга? Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. Дождь Словарь Слово

Слайд 26

Отрицательные местоимения. Вопрос на 10 баллов Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ? Никто , ничто, никакой, ничей, некого, нечего . Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО

Слайд 27

Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам: Отрицательные местоимения. Вопрос на 20 баллов Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно? Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова ). Им.п . - Р.п . НЕКОГО Д.п . НЕКОМУ В.п . НЕКОГО Т.п. НЕКЕМ П.п . НЕ О КОМ

Слайд 28

Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях: Никто ничего не увидел. Никакие доводы не убедили его. Отрицательные местоимения. Вопрос на 30 баллов

Слайд 29

Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения. Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. Никто меня не видит, а всякий слышит. Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать . Отрицательные местоимения. Вопрос на 40 баллов Ива Эхо Ветер Гром

Слайд 30

Какие местоимения относятся к притяжательным? Как о тличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их ? Притяжательные местоимения. Вопрос на 10 баллов Мой, наш Свой Твой, ваш Его, ее, их Притяжательное местоимение: 1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи? Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.) (М. Ю. Лермонтов) 2. В предложении является определением . 3. При добавлении предлога нет начального н : Спросил его отца. — Спросил у его отца.

Слайд 31

Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение. Притяжательные местоимения. Вопрос на 20 баллов Им.п . ТВОЙ Р.п . ТВОЕГО Д.п . ТВОЕМУ В.п . ТВОЕГО Т.п. ТВОИМ П.п . О ТВОЕМ

Слайд 32

Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях : Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем. (С. А. Есенин ) Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит. (М. Ю. Лермонтов ) Притяжательные местоимения. Вопрос на 30 баллов

Слайд 33

Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов : Их слова могут задеть, их же они просто забавляют. Его неудачи расстраивали родителей, но не его . Её вкус изумляет всех, только не её саму. Притяжательные местоимения. Вопрос на 40 баллов

Слайд 34

Какие местоимения относятся к указательным? Подберите однокоренные слова к слову указательные. тот, такой, этот, таков, столько Указ ательные, указ , указ ка, указ ывать, указ атель. Указательные местоимения. Вопрос на 10 баллов

Слайд 35

Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами. Указательные местоимения. Вопрос на 20 баллов Им.п . ТАКОЙ Р.п . ТАКОГО Д.п . ТАКОМУ В.п . ТАКОГО Т.п. ТАКИЕ П.п . О ТАКОМ

Слайд 36

Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль: Моя школа находится за этим зданием. После стольких лет мы наконец-то встретились. Выход к озеру находится возле той дачи. Указательные местоимения. Вопрос на 30 баллов

Слайд 37

Объясните значение фразеологических оборотов : Указательные местоимения. Вопрос на 40 баллов За себя и за того парня Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других. Это из другой оперы Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора. Оплатить той же монетой Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д. Встать не с той ноги Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии.

Слайд 38

Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения? Определительные местоимения . Вопрос на 10 баллов САМ САМЫЙ ВЕСЬ ВСЯКИЙ ЛЮБОЙ КАЖДЫЙ ИНОЙ Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.

Слайд 39

Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам . Определительные местоимения . Вопрос на 20 баллов Им.п . сам сáмый Р.п . самогó сáмого Д.п . самомý сáмому В.п . самогó сáмый , сáмого Т.п. самúм сáмым П.п . (о) самóм (о) сáмом Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 2-м столбике. В чём отличие ? В ударении. Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов ? Орфоэпия.

Слайд 40

Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль : Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Определительные местоимения . Вопрос на 30 баллов

Слайд 41

Объясните значение фразеологических оборотов: Определительные местоимения . Вопрос на 40 баллов Мчаться во весь дух Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно Смотреть во все глаза Разг. Быть очень внимательным, бдительным, настороже(ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление. Стараться изо всех сил Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо. Идти на все Разг. Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо.

Слайд 42

Физкультминутка Игра с мячом «Правописание приставок» Пр..ехать Бе ..думный Пр..красный Пр..клеить Бе ..вольный Бе ..шумный Пр .. морский Пр..лететь Пр..сесть Пр .. восходный И..пользованный И..рисованный Ра..пущенный Ра.. меренный Пр .. брежный Пр .. кратить

Слайд 43

Подведем итоги! Лист оценивания Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»; Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»; Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос– «3»; Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки». ФИ «5» «4» «3» Нет отметки 1. Я 2. 3. 4. 5. 6. Места

Слайд 44

Рефлексия: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я Узнал, открыл для себя… Научился, смог…. Могу похвалить себя и своих одноклассников за….

Слайд 45

Домашнее задание: Контрольные вопросы и задания (письменно) с. 97

Слайд 46

Спасибо за урок! Все молодцы! За это вам вручу – сладкие призы!

Слайд 47

Список информационных источников http ://studopedia.ru/3_115499_pravil-raboti-v-komande.html https://infourok.ru/pamyatka-pravila-raboti-v-gruppah-570785.html https://yandex.ru/images/ http://engineerbox.ru/page/tajmer-dlja-prezentacii-v-powerpoint http://enc-dic.com/search/?searchid=1913655&tex https://interneturok.ru/russian/6-klass/bmestoimenieb/voprositelnye-i-otnositelnye-mestoimeniya http://vklasse.org/6-klass/uchebniki/russkij-yazyk/mt-baranov-ta-ladyzhenskaya-la-trostentsova-2012-chast-2/ https://7lafa.com/pageanswer.php?id=19277 http://womanadvice.ru/sharady-s-otvetami http://zanimatika.narod.ru/RF3_1.htm http://fb.ru/article/263467/zagadki-s-mestoimeniyami-zagadki-s-otvetami http://riddle-middle.ru/zagadki/s_podvohom/ http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/148-pravopisaniemestoimeniy.html http://www.myshared.ru/slide/1087205/ http://dic.academic.ru

Слайд 48

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа–интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Урок русского языка в 6 классе . Повторение изученного по теме: «Местоимение как часть речи» Учитель русского языка и литературы Ю.А. Христолюбова, 1 к.к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...