Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Гриценко Юлия Сергеевна

Нам всем известна картина советского художника Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». В школе писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник.

С введением ФГОС я иначе взглянула на это произведение. И первый вопрос который у меня возникает, а что же ответит этот школьник на вопрос мамы: «Почему опять двойка? И когда уже будут пятерки?»

Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Развитию этих способностей способствует умение учащихся оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.

С внедрением ФГОС стала распространяться система формирующего оценивания.

Обратить особое внимание на значимость формирующего оценивания меня подтолкнул вопрос одного из моих учеников: «Сегодня я хорошо работал на уроке, почему вы мне поставили «3»?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нам всем известна картина советского художника Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». В школе писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник.

С введением ФГОС я иначе взглянула на это произведение. И первый вопрос который у меня возникает, а что же ответит этот школьник на вопрос мамы: «Почему опять двойка? И когда уже будут пятерки?»

Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Развитию этих способностей способствует умение учащихся оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.

С внедрением ФГОС стала распространяться система формирующего оценивания.

Обратить особое внимание на значимость формирующего оценивания меня подтолкнул вопрос одного из моих учеников: «Сегодня я хорошо работал на уроке, почему вы мне поставили «3»?»

Нельзя не согласиться со словами Пола Клайна «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение»

Таким образом, актуальность обусловлена потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.

И тема моего выступления: «Формирующее оценивание – важный фактор процесса обучения»

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:

1. Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
2. Оценивание должно быть критериальным.
3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
4. Рефлексия должна стать обязательным этапом оценивания.
5. На любом этапе учебной работы школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
6. Оценивание должно быть непрерывным.

Эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.


Для себя я определила значимость использования формирующего оценивания в возможности корректировки действий учителя-ученика в процессе изучения предмета с опорой на промежуточный результат.

В своей педагогической практике я использую критериальное оценивание, что позволяет:

Учителю:

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Учащимся:

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка.

На уроках русского языка я применяю такие техники: самооценивание через заполнение учебной документации

  • Формативный опрос

Деепричастие – это____________________________часть речи, которая отвечает на вопросы_________________, __________________, сохраняет признаки глагола:________________, ___________________, _______________________ и как наречие __________________. В предложении является _______________________.


  • Незаконченное предложение (на этапе рефлексии)
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


  • Дневник достижений

После изучения раздела провожу контрольную работу, которая также оценивается в бальной системе

На уроках литературы я также применяю критериальное оценивание.

Перед изучением эпического произведения озвучиваю учащимся этапы работы и за что они обязательно получат оценку: работа на уроках ( каждый урок оценивается в баллах, суммируется и выставляется одна оценка), проверка знания текста в тестовой форме и творческая работа (сочинение). На первом уроке мы обговариваем критерии оценивания работы на уроке. После завершения изучения предлагаю им (на их усмотрение) повысить оценку за какой-либо этап, выполнив дополнительную работу, но право определить вид работы оставляю за собой.

Критериальное оценивание применяю и на уроках чтения наизусть стихотворений

«5» текст читает выразительно, без подсказок

«4» текст читает выразительно, но допускает неточности, которые самостоятельно исправляет

«3» читает наизусть, но обнаруживает нетвердое знание текста

«2» не полностью воспроизводит текст, нарушает последовательность

Выразительное чтение:

1Правильная постановка логического ударения

2. соблюдение пауз

3. правильный выбор темпа

4. соблюдение нужной интонации

Применяя на уроках критериальное оценивание, я заметила, что уровень тревожности у детей снизился, они уже не боятся получить плохую оценку, и готовы говорить о своих ошибках, стали правильно оценивать друг друга.

Изучая тему «Формирующее оценивание», ориентировалась на учебное пособие Марины Александровны Пинской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Оценивание на уроках русского языка и литературы

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта....