Конспект урока в 6 классе «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».

Класс: 6.

Учебник: Русский язык 6 класс 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».

Цели урока: актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Найден обрывок записки со слогом из. Что могут обозначать эти буквы? Найдите обобщённые варианты ответа.

О т в е т : 1) предлог из; 2) приставка из- (износить); 3) часть корня (изба, каприз); 4) часть суффикса -изм или -изн- (туризм, белизна).

— Какой раздел науки о языке изучает употреблённые в ответе понятия — «корень», «приставка», «суффикс»? Прочитайте определение на с. 89, дополните свой ответ.

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

1. Работа с материалами для наблюдения на с. 89, подбор примеров для каждого определения, взаимоконтроль, подготовка связного рассказа на лингвистическую тему, ответы одного-двух учеников, коррекция и оценка ответов.

2. Выполнение упр. 156. Можно дать задание найти все существительные, имеющие нулевое окончание. В итоге составляется обобщающая схема «Грамматическое значение нулевого окончания существительного», подбираются дополнительные примеры.

Нулевое окончание выделяется в следующих случаях:

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: запишите слова и определите, каким образом они связаны с составленной схемой. Дополните схему (выделено серым маркером). Какие слова не вписываются в схему?

Луч, печь, шалаш, сжечь, гуляш, могуч, беречь, багаж, чудовищ, роскошь, саквояж, помочь, свеж, задач, кирпич, груш, стеречь, плакуч.

— Найдите слово, которое может быть прочитано как два разных слова. (Печь — сущ. и печь — глаг.)

3. Перед выполнением упр. 157 учащиеся дают определение понятий форма слова, однокоренные слова, подбирают примеры по группам (каждая группа рассматривает одну из частей речи). В работе можно использовать слова печь и печь. Учитель предупреждает, что у каждого из этих слов своя родовая семья (т. е. оба слова непроизводные), и предлагает собрать их «родственников» (сущ.:

печка, печурка, печной, печник; глаг.: печься, пекарь, пекарня, испечь, запечь, спечь, припекать), затем выделить суффиксы и приставки.

Материалы упр. 157 используются следующим образом: сначала из каждой группы исключается форма слова, затем выбираются существительные. Они записываются в четыре столбика, суффиксы выделяются.

— Как связаны друг с другом слова мебель и мебельщик?

Какое из этих слов даёт жизнь другому? Докажите свою точку зрения. Работа завершается чтением определения понятия словообразование и его записью в тетради-справочники. Учитель комментирует понятия производные слова и непроизводные слова, приводит примеры из выполненного упражнения.

1. Выполнение упр. 158 сопровождается орфоэпической и лексической работой. Особое внимание следует обратить на произношение слов пОдпол и зАводь, в которых ударение падает на приставки, также закрепляется произношение знакомого учащимся слова водопровОд. Используя толковый словарь, учащиеся комментируют значение этих слов, а также слов половик, стеклотара.

Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы и з а д а н и я:

— Встретились ли вам слова с двумя суффиксами? (Половик.) с двумя корнями? (Водопровод, водопой, стеклотара.)

* К слову подпол подберите синонимы. (Подвал, погреб.)

Сопоставьте их морфемный состав. Одинаков ли он? (В словах подвал, погреб нет приставок.)

2. Упр. 159 выполняется в тетрадях и одновременно у доски (на закрытых крыльях доски, чтобы дать возможность учащимся выполнить работу самостоятельно) или на

специальных картах (всего должно получиться 8 групп слов).

Учитель записывает первое слово — красить. Учащиеся по очереди выходят, чтобы записать доставшееся им слово либо в уже начатую группу, либо в новую группу. Таким образом в работе у доски принимает участие весь класс.

 Проверка коллективной работы (особое внимание к корням с чередованием), повторение понятий, использованных в процессе урока.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание: Подобрать однокоренные слова к слову друг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Методическая разработка к блоку уроков по теме "Морфемика и словообразование" в 10-11 классах

Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, но каждый учитель, занимающийся подготовкой учеников к экзамену, знает, как тяжело дается выпол...

Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс

Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....

КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Повторение изученного в 5-8 классах.  Морфемика  и словообразование»....

Конспект урока по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Данная разработка предназначена для повторения по  теме  "Морфемика. Словообразование. Орфография" - 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен  по технологии модульно...