краткий обзор методов и приемов
статья по русскому языку (7 класс)

Коробенкова Наталья Николаевна

Данная работа позволит учителю сформировать практические навыки ученика в процессе повторения и изучения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkiy_obzor_metodov_i_priemov.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий обзор методов и приемов.

"Основные методы  и приёмы объяснения нового материала с опорой на ранее изученное на уроках русского языка».

“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Связь с предыдущим – обязательное условие ведения урока – фактически может обеспечиваться на всех этапах урока. При этом планируются результаты:

- предметные: знают части речи, умеют находить их морфологические признаки,

- личностные: оценивают важность самостоятельности при изучении темы,

- регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления,

- познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям),

- коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе. Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

От объяснительно-иллюстративного переход к методу проблемного изложения может быть на каждом уроке. С помощью исследовательского метода учитель вместе с учениками формулирует проблему, учащиеся самостоятельно её решают, оказывает помощь в случае затруднения в решение проблемы. Метод используется не только для обобщения знаний, но и для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания в жизни.

Подготовка к восприятию нового учебного материала может производиться на уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового ведется с помощью приёмов: по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, обоснованным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Оно должно иллюстрироваться яркими примерами и должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат  заучиванию учащимися. Методы при этом используются самые разные: приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления и проверки знаний.

При знакомстве с новой темой опираюсь на приёмы, которые позволяют в новом увидеть изученное ранее. Тема «Причастие» в 7 классе (УМК М. Т. Баранов и др.) рассматривается после повторения тем о прилагательном и глаголе. Так как причастие имеет признаки той и другой части речи, то собственно признаки причастия можно изучить с помощью схемы-правила или при обращении к тексту параграфа с заданием «Найди незнакомое при чтении». Это будет ответом на проблемный вопрос.

Создать проблемную ситуацию позволяют приемы, соответствующие методу проблемного изложения:

- контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

- предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения,

- обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

- членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

- фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

- интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

- установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

- риторические вопросы учителя в ходе изложения;

- предъявление учащимся конфликтного примера.

Можно спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Например: предложить сравнить два слова: прилагательное и причастие. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики и выявлению морфологических признаков нового слова - причастия в сопоставлении с прилагательным.

        Крупноблочная подача материала позволяет представить все морфологические признаки причастия, которые из урока в урок расширяются и закрепляются при изучении нового параграфа. Детали, мелочи убирать из объяснения. Известно, что через год после окончания школы только 7% учебного материала остаётся у учеников в памяти. Блоковая подача учебного материала позволяет контролировать степень усвоения новой темы средним и слабым учеником. Так как разная степень усвоения нового материала всегда имеет место при обучении, то использую такие приёмы, как:

- находить известное и неизвестное при чтении параграфа,

- добавлять найденное в таблицу, составленную совместно,

- составлять самостоятельно схему - правило по образцу,

- редактировать схему - правило,        

- находить намеренно допущенные ошибки в схеме, вопросе,

- записки-подсказки,

- работа в парах и др.

        Приёмы, используемые и усвоенные учениками при  изучении темы «Причастие», применяются при изучении темы «Деепричастие». В данном случае самостоятельности при знакомстве с темой значительно больше, так как задания - вопросы уже усвоены и применяются свободно. Постоянное повторение учебного материала провожу с помощью вопроса почему? Без ответа на этот вопрос не принимается ни один ответ. Самостоятельной работе отвожу 50% учебного времени. На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главное - заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Подготовка экзамену «Устное собеседование» в 9 классе начинается с младших классов.

        Параллели между изученным учебным материалом и новой темой легко установить при изучении следующих  по программе 7 класса тем «Числительное», «Местоимение». На уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые другие варианты запоминания изученного материала.

        Итак, высказывание Я.Каменского актуально в методике преподавания русского языка и в XXI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"

В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...

Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ Специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа)

Незначительные нарушения психического здоровья (легкая органическая неполноценность, незначительное снижение интеллекта) в сочетании с выраженным семейным неблагополучием приводят к грубой социа...

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб.

Краткий обзор современного состояния частных школ в СПб....

В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа.

Урок марийской литературы в 11 классе по теме : В.Юксерн.Гусли. Краткий обзор романа с презентацией....

Причины возникновения инфляции (краткий обзор)

Раздаточный материал "Причины возникновения инфляции"....

Урок литературы в 10 классе "А.С.Пушкин.Краткий обзор творчества".

Поэма «Кавказский пленник»Поэма «Бахчисарайский фонтан»Поэма «Цыганы»Поэтический цикл «Подражание Корану»...

Технлогия критического мышления. Краткий обзор - термины, этапы, методы

Технология критического мышления. Краткий обзор. Термины, этапы, методы (статья)...