Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Галандина Галина Мефодьевна

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie_po_orfografii.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения по русскому языку

Упражнение №1.

Слитное и раздельное написание производных предлогов и омонимичных частей речи.

(В)следстви… непогоды, попасть (в)течение реки, сделать (на)подобие шара, иметь (в)виду, (в)виду дальности острова, спросить (на)счёт экзамена, (из)под стола, (не)взирая на запрет, (не)смотря на собеседника, обрести (в)последстви…, отдыхать (в)продолжени… нескольких месяцев, (не)смотря на трудности, (в)следстви… по делу, (в) отличи… от него, (в)продолжени… повести, (в)связи(с)обстоятельствами, положить (на)счёт в банке.

Упражнение №2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Прилипч…вый, рож…ца, развеш…вать, каракул…вый, сарафанч…к, раска…ваться, изюм…нка, застра…вать, продл…вать, старуш…чий, ноздр…ватый, забывч…вый, ливн…вый, буш…вать, разве…вать, юрод…вый, гряз…вой, милост…вый, участл…вый, фланел…вый, горош…нка, рул…вой, опрометч…вый, совестл…вый, завис…л, ненавид…л, подразум…вающийся, претерп…вать, неуступч…вый, сирен…вый, тюл…вый, прожорл…вый, гуттаперч…вый, виш…нка, пугов…ца, кусоч…к, блюд…чко, подароч…к, заявлень…це, Ан…чка, Лил…чка, халат…к, абажурч…к, задумч…вый, враж…ский, ноздр…ватый, заботл…вый, размаш…стый, стро…вой, плотн…чий.

  Упражнение №3.

-Н- и –НН- в ОГП и страдательных причастиях прошедшего времени. Объясните написание –н- и -нн:

Лома…ая линия, замасле…ая куртка, белё…ые мелом стены, броше…ый дом, перчё…ое мясо, придума…ый случай, писа…ый маслом портрет, штопа…ые носки, дроблё…ое на мельнице зерно, немощё…ый переулок, потрошё…ая дичь, вяле….ая на ветру плотва, купле…ый телевизор, комната купле…а, взволнова…ый ответ, кова…ый ларец, подкова…ая лошадь, печё…ый хлеб, испечё…ый пирог, печё…ый на углях, непечё…ый картофель, (не)печё…ый в печи, калё…ые орехи, гружё…ая песком телега, писа…ая красавица, неглаже…ый костюм, рассея…ые тучи, золочё…ая брошь, решё…ая задача, тяжелоране…ый боец, ране…ый в плечо, подсуше…ый хлеб, ягоды подсуше..ы, неаккуратно графлё…ые листы, пивоваре…ый завод, малосолё…ая рыба, девочка избалова…а матерью, дети капризны и избалова…ы, сея…ые травы, смышлё…ый подросток, жела…ый гость, невида…ое чудо, хоже…ые-перехоже…ые тропы, назва…ый брат, назва…ое число, посаже…ый дуб, посажё…ый отец, масле…ный блин, масля…ое пятно, нетопле…ая изба, лишё…ый прав, плавле…ый сыр, малоноше…ый костюм, малоезже…ые дороги, свежескоше…ая трава, свежекоше…ая трава, самозва…ый диктатор.

Упражнение №4.

Объясните написание  - Н-   - НН- в производных существительных.

Копчё…ости, масле…ица, ольша…ик, пута…ик, труже…ик, мали…ик, муче…ик, конопля…ик, песча…ик, воспита…ик, гриве…ик, низме…ость, подли…ик, имени…к, тума…ость, стра…ость, бесприда…ица,пря…ости, дружи…ик, варе…ик, избра…ик, ставле…ик, мороже…ое, свяще…ик, гости…ица.

Упражнение №5

Образуйте прилагательные с суффиксами –К- -СК- :

(Дерзить) ответ, (ненец) сказки, (Волга) берега, (скользить)дорога, (вязнуть) грунт, (богатырь) размах, (матрос) служба, (француз) литература, (рыбак) лодка, (звер) мучения, (Урал) самоцветы, (калмык) степи, (казах) песни, (казак) сабля, (киргиз) лошадь, (узбек) пельмени, (комендант) час, (Астрахань) арбузы, (декабрь) мороз, (июнь) ночи,(низ) давление, (конь) топот, (весить) доказательства, (рыцарь) поведение.

Упражнение №6

Объясните написание гласной после шипящих в разных морфемах:

1.Ч…каться, ч…порный, ш…мпол, маж…р, ж…рдочка, пш…нный, холщ…вый, кумач…вый, переж…г угля, не дож…г кирпич, трущ…ба, деш…вка, печ…ный, беч…вка, жж…нка, молоко горяч…, копч…ности, парч…вый, хрящ…м, напряж…нность, нагиш…м, береж…шь, каланч…й, стереж…т, золоч…ный, страш…н, обнаж…н, руч…нка, круч…нка, трещ…тка, дириж…р, зач…т, уч…ба, хрущ…ба, массаж…р, княж…н, печ…нка, лиш…н, смеш…н, луч…м.

2.Печ…м, врач…м, сгущ…нка, туш…нка, пуш…нка, уч…ный, реч…нка, ни о ч…м, пятач…к, солж…шь, размеж…вка, анч…ус, общ…, ещ…, нипоч…м, старич…к, мальч…нка, чесуч…вый, стаж…р, калач…м, корч…вка, напряж…нность, верблюж…нок, тягач…м, ож…г руку, совершить подж…г, нож…вой, нож…вка, размягч…нный, собач…нка, деньж…нка, моч…ные, неприч…санный, крыж..вник, ш…рты, ш…пот, ухаж…р, взбеш…н.

Упражнение №7.

Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание по словарю.

Р…п…ртуар, в…ст…бюль, ч…мп…он, п…л…гон, н…ве..ла, …кз…мпляр, к…нсультация, ..б…жур, аб…тур…ент, авт…р…тет, …пл…д…сменты, в…рм…шель, м…н……тюра,

д…гр…дация, к…нст…тировать, к…врижка, ц…р…мония, в…нт…лятор, ш…р…вары, ш…рл…тан, д…л…гация, с…м…фор, б..т..льон, арт…ллерия, п…л…садник, …нц…дент, м…т…орит, ..б…риген, м…р…д…ан, ярм…рка.

 Пр…в…легия, пл…ст…лин, пр…в…кация, к…п…туляция, ск…фандр, м…н…кен, в…л…к…лепный, к…вычки, м…рм…лад, п…л…на, к…л..ч, к…клюш, …ксп…р…мент, ф…н…тизм, к…л…д…скоп, д…ф…рамб, ст…ллаж, б…рдовый, б…гряный, г…л…рея, бр…ш…ра, л…леять.

 К…р…к…тура, тр…туар, св…репый, тр…н…ровка, к…нц…лярия, …кск…ватор, г…рбарий, п…рс…наж, д…бют, р…п…ртаж, ст…д…он, …нц…клопедия, к…рн…вал, д……п…зон, ар…ст…кратия, в…н…грет, д…з…нфекция, м…л…хит, ан…нимный, з…гзаг, п…л…клиника, ск…фандр.

Упражнение №8.  Обозначь корни с чередованием.

Сг…реть, накл…нить, тв…рение, изг…рь, утв…рь, скл…нение, возг…рание,  з…ревой, попл…вок, пл…вучесть, оз…ренность, пл…вчиха, пл…вец, з…рянка, з…ревой, з…рницы, жук-пл…вунец, пл…вник, р…стение, ск…кать, выск…чить, выр…щенный, изл…жение, безотл…гательный, отр…сль, нал…житься, ск…чи, подск…чи, недор…сль, р…стовщичество, прик…сание, к…снувшись, вн…мание, нач…нающий, пон…тийный, прин…мать, прокл…нать, обм…кнуть, вым…кли, выр…вненный, пром…кашка, пор…вну, р…вняться, р…внина, р..весник, пром…кнуть написанное, пор…вняться с прохожим, зам…реть, бл…стающий, расст…латься, зап…рты, б…ри, заж…гай, рассч…тывать, расч…т.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

ОГЭ: задание 5 (Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 5 Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)...

Правописание суффиксов разных частей речи

Материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ....

Задание 11( по демоверсии ФИПИ 2019 года). Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 11 класс. Тренировочные упражнения.5.11.18

Задание 11( по демоверсии ФИПИ 2019 года). Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 11 класс. Тренировочные упражнения....

Задание 15 на ЕГЭ. Правописание Н/НН в суффиксах разных частей речи

Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовател...