Урок "Правописание Н//НН в суффиксах разных частей речи" 10 класс
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Земскова Елена Евгеньевна

Русский язык (обновленный ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-nn_v_suffiksah_raznyh_chastey_rechi_10_klass.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Земскова Елена Евгеньевна МБОУ СОШ № 13 г. о. Королёв

Класс 

10

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

2 семестр

Тема урока

Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи

Уровень изучения 

базовый

Тип урока

комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные

— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

— готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку;

— осознание духовных ценностей российского народа;

— сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

Базовые логические действия:

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

— устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;

— определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

— выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

— вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

Базовые исследовательские действия:

— владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

— формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;

— давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

— развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

Совместная деятельность:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

Самоконтроль:

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Принятие себя и других:

— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

— принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

— признавать своё право и право других на ошибку;

— развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

Предметные

Выполнять орфографический анализ слова.

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Соблюдать правила орфографии.

Ключевые слова: орфограмма, части речи (имя прилагательное, причастие, отглагольное прилагательное, наречие)

Краткое описание: учебник, мультимедийный проектор, презентация

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Планируемые результаты

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Работа с текстом (на слайде)

Прочитайте текст. В каких частях речи и морфемах пропущены буквы? Сформулируйте тему урока.

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле..ые тяжкой грудой льда. Ледя…ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве..о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще..ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя..ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома..ыми очертаниями поднялись новые громады.

Личностные

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

— выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

— развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

Предметные

Выполнять орфографический анализ слова.

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос, беседа по теме

- От чего зависит выбор написания?

- Для каких частей речи справедливо правило?

Личностные — способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

Метапредметные

— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

— развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание

— принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

— признавать своё право и право других на ошибку;

— сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

— владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

Предметные

— Выполнять орфографический анализ слова.

Этап 1.3. Целеполагание

Сформулируйте цель урока (Систематизация знаний о правописании Н и НН в суффиксах разных частей речи)

Задачи: ты научишься распознавать орфограмму, применять полученные знания при выборе написания Н и НН, выполнять задания в формате ЕГЭ

Личностные

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;

— определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

— развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

— развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Работа с учебником:

1) Прочитайте правило и отметьте

V – это я знаю

+ – это новая информация для меня

- – я думал по-другому

? – это мне непонятно, нужны объяснения.

2) На основе текста правила учебника составьте схему (таблицу) «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи».

3) Составьте алгоритм действий при определении Н и НН

Личностные

— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

— вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

— владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

— признавать своё право и право других на ошибку;

Предметные

— Выполнять орфографический анализ слова.

— Соблюдать правила орфографии.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Проанализируйте данные словосочетания, объясните их написание, укажите, какие части речи представлены

Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; не6крашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

Личностные

— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

— вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

— признавать своё право и право других на ошибку;

Предметные

— Выполнять орфографический анализ слова.

— Соблюдать правила орфографии.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Работа с последующей взаимопроверкой

а) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.

2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.

3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.

4. Низина утонула в тума..ой дымке.

б) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

1. Законы природы неизме..ы.

2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.

3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело.

4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

в) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.

2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.

3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.

4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.

Личностные

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

— выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

Предметные 

Соблюдать правила орфографии. Выполнять орфографический анализ слова.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий

Назовите автора и название художественного произведения. Проанализируйте фрагмент с точки зрения изученной орфограммы.

                  … Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым…».

Личностные

— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

— осознание духовных ценностей российского народа;

Метапредметные

— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

Предметные

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате  ЕГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

Личностные

— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

Метапредметные

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Предметные

Соблюдать правила орфографии. Выполнять орфографический анализ слова.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Опираясь на схему (таблицу), расскажите о правописании Н и НН в суффиксах разных частей речи.

Личностные

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

— формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

Предметные

Выполнять орфографический анализ слова.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Творческая работа (сочинение-миниатюра с заданным началом) 

Петербург Достоевского

Раскольников медленно, как бы в нерешительности шел по улицам Петербурга. Он болезненно морщился и находился в напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

А между тем город жил своей жизнью…

Задание: составить текст, опираясь на изученные главы романа “Преступление и наказание”, в которых Достоевский описывает Петербург. При этом в тексте обязательно употребить слова с изучаемыми орфограммами.

Личностные

— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

— готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку;

— осознание духовных ценностей российского народа;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

Предметные

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой (правильные ответы выведены будут на слайд)

Смеша .. ый лес
Рискова .. ый поступок
Вкусное мороже .. ое
Ране .. ый в голову солдат
Карти .. ая галерея
Песча .. ая отмель
Богатое прида .. ое
Краше .. ая в мастерской шерсть
Серебря ..ый перстень

Негашё .. ая известь
Были .. ый богатырь
Оловя ..ый солдатик
Варё ..ая колбаса
Купле .. ые в кредит товары
Ветре ..ый человек
Незва .. ый гость
Нежда ..ый визит товарища
Румя ..ый мальчуган

Личностные

— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

— владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

— формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

Предметные

Выполнять орфографический анализ слова. Соблюдать правила орфографии.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

- Какие понятия разобрали на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Чему вы сегодня научились?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить знания?

Оцените свою работу на уроке. (слайд на интерактивной доске)

1.На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3.Материал урока мне был понятен/ не понятен.

Планируемые результаты:

Личностные

— сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

Метапредметные

— давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

— признавать своё право и право других на ошибку;

— развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

Этап 5.2.Домашнее задание

Альтернативное домашнее задание: или упражнение из учебника, или составить словарный диктант с данной орфограммой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи"

Урок русского языка  в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи" с применением элементов  перспективно-опережающей и блочно-модульной техологии....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

Тест Суффиксы разных частей речи

Тест Суффиксы разных частей речи...

ОГЭ: задание 5 (Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 5 Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....