Педагогические технологии
статья по русскому языку

Малика Татьяна Михайловна

    Учитель всегда должен если не опережать время, так хотя бы идти в ногу со своим временем .А новые условия жизни диктуют свои требования к подрастающему поколению: они должны быть не только знающими, но и  думающими, инициативными, самостоятельными, готовыми учиться и постигать новое в течение всей жизни. Знания, добытые с интересом, с огоньком, должны звать в дорогу, звать ведать неизведанное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

     «Ученик  - это не сосуд, который надо    

наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх)

 

   Эти слова  древнегреческого  мыслителя, часто повторяемые В.А.Сухомлинским , вот уже почти три десятилетия помогают мне строить свою педагогическую деятельность, « сеять, разумное, доброе, вечное»…

Как бы  неповторима была личность : личность учителя, личность ученика, как бы  неповторим был путь познания нового, всё же существует такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Во второй половине 20 века дидактика назвала это педагогической технологией.

   Критерии , составляющие сущность педагогической технологии просты:

-однозначное и строгое определение целей обучения(почему? для чего?);

-отбор и структура содержания(что?);

-оптимальная организация учебного процесса(как?);

-методы, приёмы и средства обучения( с помощью чего?);

-объективные методы оценки результатов обучения(так ли это?)

    Учитель всегда должен если не опережать время, так хотя бы идти в ногу со своим временем .А новые условия жизни диктуют свои требования к подрастающему поколению: они должны быть не только знающими, но и

думающими, инициативными, самостоятельными, готовыми учиться и постигать новое в течение всей жизни. Знания, добытые с интересом, с огоньком, должны звать в дорогу, звать ведать неизведанное. Объяснительно-иллюстративный способ обучения, трансляция готового  учебного материала, информация в форме монолога  не позволят образовать и воспитать внутренне свободного, умеющего творчески относиться к действительности, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения человека.

     Ещё в самом начале педагогического пути я прочитала книгу  Ю.П.Азарова «Радость учить и учиться», которая стала как бы подтверждением того, что ты стоишь на правильном пути. Помогло и то, что в своей сельской школе я научилась сама добывать знания, которых недоставало: ночные бдения , постоянное осмысленное чтение приносило свои радостные плоды. Опыт ученический пригодился на учительской стезе.

        В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

- Информационно – коммуникационная технология

-Технология развития критического мышления

- Проектная технология

-Технология развивающего обучения

-Здоровьесберегающие технологии

-Технология проблемного обучения

- Игровые технологии

-Технология интегрированного обучения

-Технологии уровневой дифференциации

      Наиболее близкими мне по духу являются следующие технологии:


-Проблемное обучение

-Информационно-коммуникативная технология

-Личностно-ориентированное обучение

-Технологии развивающего обучения

                   Проблемное обучение   

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

 Например, при изучении темы «Причастие» в седьмом классе на уроках систематизации и обобщения знаний можно задать вопрос: А растворимый какая часть речи? Ученики , не задумываясь, отвечают : «Причастие!»

Докажите, что это действительно так. У каждого из учащихся  перед глазами самостоятельно составленная таблица, пользуясь которой, они образовывали причастия действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени.  И следуя алгоритму, что причастия, имеющие суффикс –им-, образуются от основы глаголов только настоящего времени второго спряжения, то есть растворяет + суффикс- ем- равно растворя-ем-мый, а от инфинитива растворить образуется причастие страдательное прошедшего времени растворённый, так что растворимый это не причастие, обозначающее признак предмета по действию, а отглагольное прилагательное. Или  ещё такой вопрос: чем масленый блин отличается от масляного пятна?  Выкачанная из подвала цистерна или выкаченная? И так далее.

      Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках как русского языка, так и литературы. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

    Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов.

              Информационно-коммуникативная технология

 Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах уроков и внеурочных занятий : самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя; частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала); использование тренировочных программ; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование информационно-справочных программ. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипликация может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Формы использования ИКТ

Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков: мультимедийные сценарии уроков; проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты); подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

      Использую ИКТ на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.  Презентации использую не только свои, но и щедро имеющиеся на учительских сайтах. Всегда радуюсь, когда кто-то из учеников делает свою презентацию.

         Уроки - презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник - компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

             Личностно - ориентированные технологии

В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества».

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.

Рассмотрю организацию урока с использованием этой технологии на конкретном примере. Свой урок по теме « Он не в своём уме» (  по комедии А.С. Грибоедова» «Горе от ума» в 9 классе я организовала следующим образом: заранее объявила тему урока и названия групп : «Противники Чацкого», «Защитники Чацкого» и «Сомневающиеся». Ребята распределились по группам, получили задания. Каждая группа отбирает необходимый для защиты и нападения материал, были опережающие задания  о прототипах Чацкого, по критическим статьям о пьесе. Фрагментом урока была сценка «Как рождаются сплетни…». На таких уроках, как правило, не бывает тишины(которую мы так жаждем), и не всегда бывает убедительны защитники…

    При подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде, формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности, развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений; развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы. Работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха; развивается навык оценки и самооценки.

        Целью личностно - ориентированной технологии являются личностные достижения учащегося, а их связывают с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

                Технологии развивающего обучения

          Эта методическая система привлекает прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые волнуют учителей: как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, как сделать учение радостным и повысить активность ученика в творческом познавательном процессе. Теоретические основы развивающего обучения потребовали новых форм и приемов учебной работы с детьми, которые помогли бы в кратчайшие сроки решить эти задачи. Однако их реализация оказалась невозможной без развития общеучебных  навыков и умений:  опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:     формирование орфографических навыков учащихся,                обогащение лексического запаса детей, овладение нормами лиратурного языка,    формирование навыков связной устной и письменной речи,  развитие творческих способностей учащихся.

             Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь,  живое воображение, гибкость ума, изобретательность, интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.

К формированию орфографической грамотности я веду учеников сознательным путем, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план, тезисы.

Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы  приёмов развивающего обучения.

Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».

Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь  на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые  сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.

       Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.

Например: 

Притча о учебе: Кремень и огниво

Короткая притча о учебе и знаниях, от Леонардо Да Винчи: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок
.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?

или

Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.

Интересны  задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.

Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Используя технологию критического мышления,  можно предложить нижеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Алгоритм написания синквейна.

  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
  • 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

Хайку

Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:

  • Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
  • Строчка 2:  Какого?
  • Строчка 3:  Как?

Радуга

Радугу вижу и восхищаюсь

Яркою,

Могу так?

Березовская Лера

(Кстати, с этого «зёрнышка» выросла книжка прозы, иллюстрированная автором «Радуга и я»)

Диаманты, хайку, синквейны – это не только красивые слова , но и интересные задания, позволяющие развивать воображение, лексикон.

       При условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

    У цитаты Плутарха, взятые мною для эпиграфа, есть продолжение: «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...