Трудные случаи русского языка
элективный курс по русскому языку

Шелестюк Елена Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_trudnye_sluchai_russkogo_yazyka.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «___» августа  2021 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «30» августа 2021г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

Приказ № 333

 от «_03_» сентября2021г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности:

«Трудные вопросы орфографии»

9  класс

2021-2022 учебный год

Направление: общеинтеллектуальное

                                                               

Составитель: Шелестюк Елена Владимировна,

                                                          учитель русского языка и литературы        

Нижневартовск, 2017


1.Пояснительная записка

       Программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии» предназначена для обучающихся 10 А, Б классов МБОУ «СШ № 21».  

      Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом социокультурных потребностей обучающихся, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть  трудные случаи, которые объясняются рядом причин: сосуществованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Поэтому изложение трудных вопросов русской орфографии в данном курсе по выбору ведётся на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.

 2.Цель курса внеурочной деятельности - совершенствование орфографических умений и навыков, а также дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

     Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» поможет десятиклассникам разобраться в тех вопросах русской орфографии, которые вызывают затруднения у учащихся, что повысит орфографическую грамотность, поможет успешно подготовиться к экзаменам.

3.Результаты курса внеурочной деятельности 

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  

•        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к       совершенствованию собственной речи;

•        интерес к изучению языка;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•        пользоваться словарями, справочниками;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы.

Предметные результаты

•        понять и усвоить сущности разных типов орфограмм.

•         научиться находить опознавательные признаки орфограмм.

•        формировать умение применять полученные знания на практике.

Воспитательные результаты

•         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

       Программа построена по модулярному принципу, то есть каждый тематический блок может использоваться самостоятельно при углублении его и расширении в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Модуль 1. Общие вопросы письма и правописания.

Разделы орфографии. Понятие «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»)

Соотношение между буквами и звуками.

       Правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слов.

        Правила употребления прописных и строчных букв.

        Правила о слитных и  полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях.

        Правила переноса частей слов. Правила графического сокращения слов

Лекция. Дискуссия.

Конспект лекции, составление сложного плана лекции.

Модуль 2. Трудные вопросы орфографии, связанные

с буквенным обозначением фонем

в составе    значимых частей слова.

Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения.       Общее понятие «орфографический принцип».        Морфологический принцип орфографии (принцип обозначения чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое своеобразие фонемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильной позиции) как ведущий принцип русского правописания.

       Правописание безударных гласных, твёрдых, глухих, непроизносимых согласных, а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

       Фонетический принцип – принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямой связи: фонема – адекватная ей буква. Написание приставок на -з//-с, букв и и ы после приставок на согласную.

       Традиционный принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для её обозначения. Правописание окончаний -ого//-его прилагательных и местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

       Принцип морфолого-графических аналогий.

       Употребление ъ после русских и иноязычных приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я ; после иноязычных морфем пан- и фельд-, близких к приставкам; в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-. Употребление разделительного ь в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, ё, ю, я, и в русских и иноязычных словах, в некоторых иноязычных словах перед о. Употребление ь для обозначения мягкости согласных (кроме ч, щ) в конце слова, в середине слова перед твёрдыми согласными, в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становиться твёрдым, всегда для обозначения мягкости.

Употребление ь в грамматических формах: в формах именительного и винительного падежей существительных женского рода на шипящие; в форме творительного падежа существительных, в глагольных формах инфинитива, повелительного наклонения, в окончаниях глаголов 2-го лица; в числительных от пяти до сорока – в конце слов, после сорока – в середине слов; в наречиях на шипящие.

       Отсутствие ь в существительных мужского рода на шипящие и ц; в форме родительного падежа множественного числа существительных женского рода на шипящие; в форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня  и в производных от них с суффиксом -к-, если в форме именительного падежа единственного числа сочетанию -ня  предшествует согласная; в кратких формах прилагательных на шипящие; в прилагательных с суффиксом -ск- , если они образованы от существительных на -ь.  

Лекция, групповой практикум. Ролевая игра.

Запись цитат по лекции учителя, составление тестов и перфокарт.

Модуль 3. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием.

Тема 6. Общие принципы слитных, дефисных

  и раздельных написаний. (0,5ч.)

        Выявление принципов, лежащих в основе слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний.

        Слитное письмо в древнерусских рукописях.    Дифференциальные признаки слова.

        Принцип     структурно-синтагматического разграничения словообразовательной приставки не- и частицы не.

       Лексико-морфологический принцип как общий принцип при раздельном написании отдельных слов в современном письме.

Тема 7. Слитное и раздельное написание не. (1ч.)

       Слитное написание не со всеми словами, которые без не не употребляются; с существительными, прилагательными и наречиями на -о, когда с не образуется новое слово; с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога; с полными причастиями без зависимых слов; с прилагательными, причастиями на , если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества; с отрицательными наречиями.

      Раздельное написание не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями, с существительными, прилагательными,  наречиями на  при себе имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении; с местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги; с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов; с прилагательными, причастиями, наречиями на , если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными  наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не; с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение.

       Слитное и раздельное написание не с краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные.

       Слитное написание приставки недо-, обозначающей, что действие совершилось ниже положенной нормы.

Тема 8.Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. (1ч.)

       Слитное написание сложных существительных: 1) с соединительными гласными о и е ; 2) с начальными элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело- и др. 3) с первой частью, являющейся существительным в форме именительног падежа, числительным форме родительного падежа, глаголом на  (исключение: перекати-поле); 4) со второй частью -град,-город; 5) с начальными пол- (не перед гласными, л и прописными буквами) и полу-; 6) с аббревиатурами и сложносокращёнными словами.

       Дефисное написание сложных существительных:  1) обозначающих названия должностей, профессий, специальностей, званий, степеней; 2) обозначающих географические названия, состоящие из двух существительных или из существительного и прилагательного; 3) обозначающих составные русские и иноязычные имена и фамилии; 4) обозначающих  наименования сторон света; 5) имеющих  начальные иноязычные элементы вице,- камер-, лейб-, обер-; 6) имеющих  начальный элемент пол-, за которым следует вторая часть, начинающаяся с гласной, прописной или буквы л (исключение: поллитровка) и первую часть – оценочное слово; 7) образованных без соединительных гласных, относящихся к научно-техническим, общественно-политическим и т. п. терминам; 8) образованных с помощью частиц, предлогов, союзов.

       Слитное написание сложных прилагательных, если они образованы 1) от слитно пишущихся существительных; 2) из составных частей, одна из которых не употребляется как самостоятельное слово; 3) на базе сочетания слов с подчинительной связью; 4) с первой частью – числительными (как правило, в форме родительного падежа).

       Дефисное написание  сложных прилагательных, если они образованы: 1) от существительных с дефисным написанием; 2) на базе сочетаний слов с сочинительной связью; 3) от прилагательных, называющих оттенки цветов, дополнительные оттенки качества, признака; 4) с первой частью северо-, ново-, мало- и входят в состав имён собственных – географических и административных названий; 5) от сочетаний имён и фамилий.

       Слитное написание наречий с предлогами-приставками в зависимости от того, с какой частью речи наречие связано как со словообразовательной базой: 1) наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных, от наречий, от собирательных числительных, от местоимений; 2) наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся в современном русском языке без предлога-приставки; 3) наречия с пространственным и временным значением; 4) наречия, образованные от существительных, не имеющие пояснительных слов в данном употреблении.

       Дефисное написание наречий: 1) образованных от прилагательных и местоимений посредством приставки по- и оканчивающихся на -ому//-ему; 2) образованных от порядковых числительных посредством приставки в-/во-; 3) образованных повтором, соединением синонимов, а также связанных ассоциативно слов.

       Раздельное написание частиц: бы/б, же/ж, ли/ль, будто, мол, ведь, вот. 

       Раздельное написание частиц: всё равно, почти что, пока что, разве что.

       Дефисное написание частиц и постфиксов: -то, -либо, -нибудь, -ка, -да, -с, -ста, -таки, -тка и др.

       Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями.

       Дефисное написание сложных предлогов.

       Слитное и раздельное написание производных предлогов.

       Слитное написание союзов, образованных от других частей речи.

       Раздельное написание сложных союзов.  

Тема 9. Итоговый урок.

Мастерская. Лабораторная работа. Исследование, практикум.

Работа по карточкам. Составление словарных диктантов.


5.Календарно-тематическое планирование (последовательное изучение)

Дата

Факт.

Тема  занятия

Количество часов

1

4.09

4.09

Введение. Разделы русского языка. Орфограмма. Пунктограмма.

1

2

11.09

11.09

Разграничение понятий «письмо» и «правописание»

1

3

18.09

18.09

Трудные вопросы орфографии в приставках

1

4

25.09

2.10

25.09

2.10

Трудные вопросы орфографии в корнях слов.

2

5

9.10

16.10

9.10

16.10

Трудные вопросы орфографии в суффиксах различных частей речи.

2

6

23.10

13.11

23.10

13.11

Правописание и употребление частиц не и ни.

2

7

20.11

27.11

20.11

27.11

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием.

2

8

4.12

11.12

4.12

11.12

Слитное и раздельное написание не.

2

9

18.12

18.12

Употребление мягкого знака в словах различных частей речи

1

10

25.12

25.12

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний.

1

11

15.01

22.01

15.01

22.01

Синонимическая замена словосочетаний.

2

12

29.01

5.02

12.02

29.01

5.02

12.02

Простое и сложное предложение. Грамматическая основа предложения.

3

13

19.02

26.02

5.03

12.03

19.02

26.02

5.03

12.03

Простые осложненные предложения. Пунктуация в осложненных предложениях.

4

14

19.03

2.04

9.04

16.04

19.03

2.04

9.04

16.04

Трудные случаи пунктуации.

4

15

24.04

30.04

24.04

30.04

Изобразительно – выразительные средства речи.

2

16

7.05

14.05

21.05

7.05

14.05

21.05

Текст. Анализ содержания текстов. Лексический анализ.

3

28.05

28.05

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


Библиография

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Баранов М. Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9классы. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник по русскому языку для школьников и  поступающих в вузы. – М.;Дрофа,1999.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. и др. Секреты орфографии. – М.: Просвещение,1991.
  6. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение,1982.
  7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 7класс. – М.:Просвещение,2001.
  8. Максимов Л. Ю. Лабораторные работы по русскому языку. – М.: Просвещение,1989.
  9. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984

  1. Соколова Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка. – М.: Просвещение,1988.
  2. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. – М.: Айрис.
  3. Фёдорова М.В. Изучение наречий в школе. – М.: Просвещение, 1992.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку для 8 класса на тему: «Трудные случаи русской орфографии»

Учебно-тематический план курса по русскому языку                                           ...

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Рабочая программа факультатива " Трудные случаи русской пунктуации"

Программа факультатива для 8 класса. 17  часов в год....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Трудные случаи русского языка"

Программа дополнительного образования в рамках платных образовательных услуг предназначена для 8-9 класса....

Презентация по теме "Трудные случаи русской орфографии и пунктуации"

Презентация содержит обзор отдельных сложных случаев русской орфографии и пункутации....

Элективный курс по русскому языку 8 класс "Трудные случаи русской орфографии"

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...