Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них 8 - класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Луговая Анна Викторовна

    Актуальность изучения темы " Обобщающие слова при однородных членах предложения"заключается в том, что на современном этапе формирования языка, проблемы, связанные с однородными членами предложения, до сих пор  полностью не решены. Сложности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расположении знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.

    Если на уроках русского языка применять метод пунктуационного и синтаксического анализов, редактирование, построение предложений из отдельных слов, выразительное чтение, то это поможет повысить уровень знаний учащихся  при изучении однородных членов предложения.

Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются ярким средством словесной наглядности. Изучение данной темы поможет расширить представление о красоте русского языка на примерах  из текстов художественной литературы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"Краснолучская школа №2"

Разработка урока

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

8 - класс

Луговая Анна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2022 год

Оглавление

#1058;итульный лист________________________________________________1

2. Введение _____________________________________________________2

3. Основная часть ________________________________________________3

4. Список использованной литературы______________________________ 6

5. Методические рекомендации ____________________________________6

Введение

Актуальность изучения темы " Обобщающие слова при однородных членах предложения"заключается в том, что на современном этапе формирования языка, проблемы, связанные с однородными членами предложения, до сих пор полностью не решены. Сложности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расположении знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.

Если на уроках русского языка применять метод пунктуационного и синтаксического анализов, редактирование, построение предложений из отдельных слов, выразительное чтение, то это поможет повысить уровень знаний учащихся при изучении однородных членов предложения.

Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются ярким средством словесной наглядности. Изучение данной темы поможет расширить представление о красоте русского языка на примерах из текстов художественной литературы.

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи:

обучающие: систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения;

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в группах; умение оценивать учебную деятельность;

воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок усвоения нового материала с частичным закреплением изученного.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая

Методы обучения:

1) частично - поисковый: поиск новых знаний, беседа,

конструирование предложений.

2)исследовательский метод: решение проблемных задач

План урока

#1054;рганизационный момент

#1040;ктуализация опорных знаний

#1052;отивация учебной деятельности учащихся

4. Сообщение темы, цели и задач урока

#1056;абота над темой урока

6. Обобщение , систематизация и контроль знаний и умений учащихся

7. Итоги урока

8. Домашнее задание

Конспект урока

#1054;рганизационный момент

#1040;ктуализация опорных знаний

#1059;стная синтаксическая зарядка. Тема: "Январь - начало года".

-Прослушайте текст и определите на слух, какие типы предложений в нем встречаются.

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе(С.Маршак).

Январь. Начало года.

Морозец на дворе.

Хорошая погода

Бывает в январе(Н. Саконская).

#1056;абота по вариантам(текст распечатан заранее)

Задание:

1-вариант: выписать предложения с однородными членами, которые не соединенными союзами. Расставить знаки препинания.

2-вариант: выписать предложения с однородными членами, которые соединены союзами. Расставить знаки препинания.

Звезды меркнут и гаснут. По з...ркальной воде по кудрям л...зняка от з...ри свет разл...вается. Проснулись утки с шумом и скрылись. рыбаки в шалаше пробудились сняли сети с шестов весла к лодке несут. и ст...ит себе лес улыбается. Вот и солнце вст...ет из-зампешенбл...стит за морями ночлег свой покинуло. Зашумела разгулялась в поле непогода. Месяц смотрит сквозь сетку ветвей зажигает росу на траве (И.Никитин).

#1043;рафический диктант (составление схем предложений с однородными членами).

#1055;угачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Народ с криком бросился их подбирать, и дело обошлось не без увечья...#1054;н посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого.3. К счастью, самозванец или не расслышал, или пренебрег неуместным намеком.

#1052;отивация учебной деятельности учащихся

При однородных членах предложения могут находиться "слова - командиры" - обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Сегодня на уроке мы будем анализировать эти слова.

#1057;ообщение темы, цели и задач урока

#1056;абота над темой урока

#1054;бъяснение учителя.

Обобщающее слово - это член предложения, который дает общее название для однородных членов предложения. Обобщающее слово (всегда, все, везде, повсюду и т.д.) уточняется.конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения.

#1054;знакомление с теоретическим материалом учебника (п.44. стр.147).

#1069;тапы работы над понятием:

А) Понятие об обобщающих словах.

Б) Понятие о месте обобщающих слов в предложении (перед однородными членами, после них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены).

В) Схематическое изображение конструкций с обобщающими словами: O:O,O,O.; O,O - O.; O:O,O - ...

Г) Знаки препинания при обобщающих словах.

VI. Обобщение , систематизация и контроль знаний и умений учащихся

#1057;луховой диктант (учитель читает предложения, учащиеся записывают схемы предложений).

Белым снегом было покрыто все: дорога, крыши домов, деревья, кусты. Дорога, крыши домов, деревья, кусты - все было покрыто белым снегом. Все: дорога, крыши домов, деревья, кусты - было покрыто белым снегом.

#1056;абота с антонимами (задание выполняется в группах).

Задание: замените обобщающие слова в данных предложениях антонимами (отрицательными местоимениями и наречиями) и составьте предложения, противоположные по смыслу данным.

В лагере Сережа получал письма от всех: от мамы, от бабушки, от друзей. Отовсюду были слышны голоса: с берега реки, с поляны, из березовой рощи.

#1055;рием "Микрофон": ответьте на вопросы, используя обобщающие слова:

-Какие цветы вам нравятся?

-У кого из русских поэтов много стихотворений о природе?

-Какие деревья растут в вашем школьном дворе?

-Какими инструментами вы пользуетесь на уроках труда?

#1055;унктуационая задача.

Чем осложнено предложение?

Чарующая роскошь растительности, блеск моря, зелени и света, переливы то нежных, то ярких красок, сверкающих под лучами солнца, тихо плывущего в бирюзовую высь, - все это казалось какой - то волшебной декорацией.

#1057;оставьте предложения по схемам (работа в группах):

А) O:O и O, O и O .

Б) O: O, O, O.

В) O, и O, и O, и O - O.

#1059;пражнение 270: подберите к однородным членам обобщающие слова

7. Словарно - орфографическая работа.

Повторение орфограмм о слитно - раздельном и дефисном написании.

- Распределите отрицательные и неопределенные местоимения и наречия по типам орфограмм ( в три столбика). Работу можно проводить по перфокарте.

Образец записи: слитно раздельно через дефис

никто ни с кем кто - то

Никто, некем, ни с кем, кое - где, ни перед кем, ничто, некому, ни перед чем, кто - то, кое - кому, некто, ниоткуда, по - моему, повсюду, не с кем, ни от кого, отовсюду, отсюда.

#1055;ерестройте предложения так, чтобы обобщающие слова стояли после однородных членов; расставьте знаки препинания, начертите схемы(работа в группах).

#1061;войный лес: сосна, ель, пихта. #1057;уровая и долгая зима, сильный мороз, снежные бури, холодный ветер, короткое лето - это природные условия тундры. 3. Среди мхов в тундре много ягодных растений: брусники, голубики, морошки. 4. Гуси, лебеди, утки, гагары - птицы, прилетающие на лето в тундру.

#1057;амостоятельная работа. Распространите предложения, чтобы получилась полная, "цветная" картинка; введите однородные члены, связанные союзной или бессоюзной связью.

Осенний вечер в лесу

Наступает вечер. Тени лежат под деревьями. Высятся сосны, чернеют ели. Пахнет смолой. Скрылось за деревьями солнце. На сосне уселся дятел. Попискивает синица.

#1048;тоги урока

Закончите предложения, в которых сформулированы правила о постановке запятых между однородными членами:

А) запятая между однородными членами ставится всегда, кроме одного случая, когда...;

Б) в предложениях с обобщающими словами при однородных членах используются такие знаки препинания... .

#1044;омашнее задание: выучить п.44, упражнение 273.

Список использованной литературы

1. Г. А. Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: книга для учителя – М.: Просвещение, 2008.

3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2009 г.
4. Кадашникова Н.Ю. Русский язык 8 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. – Волгоград: Учитель, 2011.

#1056;усский язык: учебник для 8 кл. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. - М: Просвещение, 2014г.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

Данная методическая разработка "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" является разработкой урока для 8 класса .

Использование на уроке творческих заданий, составление предложений по схемам, словарно - орфографическая работа помогли обеспечить активность учащихся на уроке, также динамичная смена знаний разного уровня сложностей, постоянное переключение с индивидуальной, групповой на фронтальную форму работы, организация самопроверки способствовало заинтересованности учащихся новой темой. Они проявили активность в выполнении всех видов заданий. Урок позволил предупредить ошибки при использовании знаков препинания при однородных членах предложения. Ученики умели находить обобщающее слово, ставя при этом нужные знаки препинания. Урок достиг цели и способствовал усвоению нового материала.

Данную методическую разработку могут использовать учителя

начальных классов при проведении уроков предмета «Технология», занятиях

по внеурочной деятельности, преподаватели дополнительного образования

на занятиях кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них...

Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...