Проект урока «Правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шмелёва Марина Ивановна

Проект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kas_-kos.docx131.54 КБ

Предварительный просмотр:

Название учебного предмета

Русский язык

Класс

6 А класс

Время

9.05- 9.40.

УМК

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов

Тема урока

«Правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель, задачи

ЦЕЛЬ: Создание условий для усвоения обучающимися новой орфограммы – правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.

ЗАДАЧИ:

Задачи:

•Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас.

• Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

• Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточные карточки с текстами, учебник.

Планируемые результаты

  • личностные
  • Понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
  • предметные
  • Закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-;
  • закрепление умения находить в тексте исключения из правила;
  • предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
  • воспитание интереса к изучению предмета;

  • метапредметные
    (регулятивные УУД,
  • познавательные УУД,
  • коммуникативные УУД)



  • регулятивные УУД:
  • участвовать в диалоге по теме;
  • формулировать цель урока вместе с учителем;
  • вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;
  • вносить свое предположение;
  • познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, синтез, умение доказывать;
  • коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

  • Взаимоконтроль и самооценка.
  • Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
  • Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Этап мотивации

Учитель смотрит в бинокль.

-Ребята, что у меня в руках?

-Для чего предназначен бинокль?

-А кто пользуется этим предметом?

(путешественники)

- Мы сегодня будем путешественниками.

-Скажите, какие качества характерны для путешественника?

(любознательность, упорство, рассудительность)

-Друзья, каждый путешественник имеет карту. У вас на столах лежат карты. Подпишите их пожалуйста.

Учитель снова смотрит в бинокль.

-Знаете, что я вижу? Я вижу ваши взгляды. Они полны желания начать наше путешествие.

-В путь!

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные УУД:

проявляют положительный настрой на работу, готовность и способность к саморазвитию

  • Регулятивные УУД: участие  в диалоге.

2.Постановка цели и задач урока.

Учитель смотрит в бинокль

-Ребята, что я вижу!!!!! На нашем пути кто-то появился. Кажется, я знаю этих ребят. Давайте с ними познакомимся.

(слайд 1)

«Жили–были на свете два брата чередующиеся корни Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. Кас думал, что у него тоже нет друзей. Но он был  не прав.

-Ребята, какова тема урока?

-Давайте решим, чему нам предстоит научиться?

Дети слушают сказку. Решают проблему совместно. Определяют тему урока, задачи

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Этап открытия новых знаний.

-Ребята, поможем брату Кас найти друга?

- Нам на помощи пришли слова:

касаемся                      прикосновение

прикасаться               коснулся.

- Что вы заметили в написании этих слов?

-Получается, что КАС нашёл своего друга!

-Итак, на нашем пути встретились два брата : КАС и КОС. Мы выяснили, что КАС не может обходиться без друга, а КОС обходится и без друзей.

-Как вы думаете, братья могут чем – то нам помочь в путешествии? Берём их с собой!

Проблемное обучение

Дети обосновывают свои ответы и выводят правило.

Личностные УУД: осознание  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Предметные УУД: определение правила о  выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

4.Усвоение новых знаний

Учитель смотрит в бинокль

-Ребята, я вижу на нашем пути старца.

-Кто такой старец?

 (Ста́рец – опытный подвижник, имеющий духовную мудрость)

- И он приготовил нам задание.

-Нам необходимо расшифровать запись и найти в этой зашифровке слова, которые похожи на товарищей -братьев. Выписать слова в составе словосочетания в карту путешествия. Работаем в группе.

Путешественники ощущают малейшее прикосновение. Вот ветка коснулась лица. Прикосновение легкого ветерка было тоже приятно. Мы увидели, как ветви березы касались необыкновенных цветов. Во время путешествия нельзя прикасаться к незнакомым растениям.

-Какие слова вы нашли? Выписали?

-Поставьте, пожалуйста, в карте путешествия отметку о выполнении задания старца.

Дети работают в группах.

Дети расшифровывают текст, находят слова и выписывают их в план путешествия.

Комментируют задание. Выставляют отметку.

Предметные УУД: закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок.

5.Применений знаний и умений в новой ситуации.

Учитель смотрит в бинокль

- Друзья, кажется, я вижу еще кого-то.

- Это пророк. Кто такой пророк?

(Предсказатель будущего).

Он хочет нам  поведать предсказание:

Братья-близнецы Кас - Кос будут жить в мире  в мире и согласии. Но однажды их мирная жизнь будет  нарушена. Встретятся им на путь коварные странники (косарь и косичка) и спокойствию братьев придет конец. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше»- будут молвить они. Засомневается корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!) - Как быть корню КОС?

-  Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка похожими на слова с чередованием корней кос – кас?

-Какое значение имеют корни с чередованием КАС КОС?

(Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь. - Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме. - Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь)

--Можем мы путников назвать родственными словами?

 - Такие корни называются омонимичными. Почему? (одинаково звучат, но имеют разное значение).коса «прическа» коса «орудие» косой – «не прямой»

-Пророк приготовил нам задание:

E:\урок 14.12.2022\1553686_15.png

(Ребята в группе выбирают слова)

-Ребята, назовите словосочетания, не относящиеся к орфограмме КАС-КОС?

-Друзья, отметьте в листе путешествия, как вы справились с заданием пророка?

Работа в группе на карточке.

Коллективная проверка.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Предметные УУД: закрепление умения находить в тексте исключения из правила.

Познавательные УУД: анализ, синтез, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Физкультминутка от атлета

(2 мин.)

Учитель смотрит в бинокль.

Я вижу на нашем пути АТЛЕТА.

-Друзья, кто такой атлет?

(Спортсмен, занимающийся атлетикой)

-Атлет хочет проверить наши спортивные способности:

 Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

 -Скажите, сложно было выполнить спортивное задание от Атлета?

-А услышали вы слово с орфограммой КАС-КОС в корне слова?

Выполняют упражнения.

Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: коррекция знаний

- Друзья – путешественники! Атлет нам приготовил еще одно задание. Хочет проверить наши умственные способности.

Заполните пробелы в тексте индиВидуалЬнО. !!!!!

(раздаются карточки, слабым ученикам слова для справок.)

Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________!

- Ну что, ребята. Получилось? Давайте проверим, какие слова вы вставили.

Ответ:

Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой! Ура! Не коснулсяУдачное приземление. Как хорошо, что не было касания!

- Отметьте в карте по пятибалльной шкале, как вы справились с заданием.

Выполняют работу, оценивают себя

Регулятивные УУД

коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование

Познавательные УУД

Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные УУД

Умение оценивать действия одноклассников.

8.Домашнее задание

Домашнее задание на карточке.

Записывают домашнее задание в дневники

Познавательные УУД: читать и понимать информацию, принимать общие действия для решения конкретных практических задач.

Регулятивные УУД: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля.

9.Рефлексия учебной

деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Друзья, скажите, пожалуйста, встреча с кем вам запомниться?

- Какое правило нам поведали герои?

-Я вам приготовила подсказку.

-Давайте вместе прочитаем стихотворение!

- Я запомню встречу с вами. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо.

-Оцените свою работу на уроке с помощью карт, внутри группы обменяйтесь картами и поставьте друг другу отметки. Сдайте карты мне.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные УУД: рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности .

Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач)

Личностные УУД: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правописание букв "ы" - "и" после "ц".

Презентация к уроку "Правописание букв "ы" - "и" после "ц". Это первый урок, знакомство с новым материалом. Даны упражнения для повторения ранее изученного материала, задания по новой теме....

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»...

План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»

План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...

Правописание букв О и Ё в корнях слов

Данная презентация станет отличным дополнением к уроку по правописанию букв О И Ё в корнях слов...