Статья об образовании причастий
статья по русскому языку (7 класс)

Сударева Юлия Сергеевна

Сударева Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»

 

Рождение причастий

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (М.В. Ломоносов)

Программа по русскому языку за 7 класс насыщена сложными орфограммами. Одной из важных тем является тема «Причастия». Так как учащиеся до этого времени не сталкивались с этой частью речи и ранее, если в текстах находили причастие, называли его прилагательным, то учителю приходится очень подробно и долго объяснять ребятам суть и отличие причастий от других частей речи.

Чтобы семиклассники поняли этот важный материал, они должны знать признаки прилагательных и глаголов, поэтому раздел «Причастие» мы начинаем с повторения этих частей речи.

С глаголом дети знакомятся в начальной школе и неплохо находят его в предложениях. Но многие ребята не различают формы совершенного и несовершенного вида, не обращают внимание на возвратность, не понимают роль инфинитива. К тому же изучение раздела «Глагол» приходится на четвёртую четверть: дети уставшие, много итоговых работ по разным предметам, праздничные дни, весна… Поэтому в пятом классе при изучении глагола мы играем в садовников: выращиваем глагольное дерево. Мы «сажаем в землю» инфинитив и смотрим, какие постоянные морфологические признаки присутствуют в посаженной семечке. Это спряжение, вид, возвратность, переходность. И так как пятиклассники знают категорию времени, но ещё не знакомы с наклонением глаголов, то дерево имеет три ветки-времени, которые расходятся на ветки-числа. Те, в свою очередь, разветвляются на лицо и род, и далее каждая на 1,2,3 и мужской, женский, средний. И последнее – выращиваем листочки-глаголы. И вот тут мы чётко видим, что постоянные признаки должны сохраняться, а меняется только форма глагола, т.е. его окончания и формообразующие суффиксы. Самое сложное для пятиклассников – не вырастить на дереве несовершенного вила глагол совершенного вида. После того как дети сами и с помощью учителя создадут два дерева (одно совершенного вила и одно несовершенного), работа по усвоению глаголов проходит намного легче.

В шестом классе учащиеся при работе над глаголами знакомятся с категорией наклонения. И мы опять играем в садовников, но дерево становится более ветвистым, т.к. первые три ветки – наклонение, из них вырастает время и т.д. Шестиклассники сразу наглядно видят, какие формы глагола присутствуют,  а какие отсутствуют и как они образуются.

С прилагательным работа проходит проще, потому что учащиеся с этой частью речи довольно плотно и подробно знакомятся в начальных классах, и она для восприятия ребёнка проста, ибо не имеет стольких морфологических признаков, как глагол.

И вот в седьмом классе, чтобы объяснить суть причастия, мы подключаем уже не ботанику, а генетику. Вспоминаем, что каждый ребёнок похож на своих родителей, т.е. имеет в себе генетический набор своих предков. Здесь каждый ребёнок обязательно похвастается, на кого из мам-пап, бабушек-дедушек он сам похож. И начинаем играть в «медика-генетика». Вспоминаем, какие морфологические признаки имеют мама-прилагательное и папа-глагол и создаём ребёнка-причастие. Выясняем, что от мамы причастие имеет самое главное – вопрос КАКОЙ?, а значит обозначает признак предмета и лица. А от папы – действие внутри себя (тот, который что-то делает, или тот, который испытывает на себе действие со стороны другого субъекта). Значит у причастия больше доминантных признаков матери (поэтому дети часто путают причастие с прилагательным).

Далее вырабатываем алгоритм создания причастий:

  1. Выбрать инфинитивный глагол
  2. Найти основу
  3. Убрать глагольную морфему
  4. Добавить нужный суффикс и соответствующее фразе окончание
  5. Проверить, не изменили ли в процессе «рождения» постоянные признаки отца-глагола.

Ребёнок-причастие готов!

 

Но мы помним, что без случайных полезных мутаций в природе не было бы такого огромного разнообразия живых видов. Наше малыш-причастие тоже имеет свой собственный признак – это разряд. Полезный признак… В чём же польза? В том, что по разряду мы точно видим, сам ли объект действует (действительное причастие) или страдает от действий другого (страдательное причастие).

Теперь ищем рецессивные гены родителей, т.е. проверяем, какие морфологические признаки прилагательного и глагола можно увидеть у причастия. Путём изменения форм причастия убеждаемся, что причастие имеет категорию падежа, числа, рода (это от мамы-прилагательного) и время, возвратность (это от папы-глагола). В процессе работы над категорией времени мы определяем суффиксы, которые помогают создать причастия разных разрядов и времени. Делаем вывод, что причастия в русском языке образуются только суффиксальным способом.

По ходу обсуждения проговариваем, что в семье может быть не один ребёнок. Значит и в семье … (здесь можно дать фамилию родителям причастия, например, Глаголприловы) попозже родится ещё один ребёнок – деепричастие. Многие семиклассники уже по названию этой части речи видят, что второй ребёнок имеет элемент дее- (действие), а значит у него будет больше доминантных признаков отца.

На следующих уроках мы продолжаем знакомиться с причастием. Говорим о том, что ребёнок подрос, но зависит от родителей. Он мамин любимчик, а значит искать его будем рядом с существительным или местоимением. Главная – мама, поэтому рассуждение начинаем и вопрос задаём  всегда от существительного (местоимения). Ни в кое случае не наоборот. И стоять причастие может как  перед существительным, так и после него.

 Далее проговариваем, что у детей всегда много игрушек. Для нас игрушки – это зависимые от причастия слова. Выходим на понятие «причастный оборот» и знакомимся со знаками препинания при причастном обороте и условиями обособления оборота. Здесь важно объяснить ученикам, что родители в мир игрушек детей не входят, значит определяемое существительное никогда не может быть внутри причастного оборота!

Таким образом, используя в процессе объяснения на уроках приёмы интегрированного обучения, мы привлекаем обучающихся к процессу самостоятельного мышления, к радости познания нового и открытия удивительного. Работа по усвоению раздела «Причастие» и позже и «Деепричастие» проходит эмоциональнее и продуктивнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sudarevoy._prichastiya.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сударева Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»

Рождение причастий

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (М.В. Ломоносов)

Программа по русскому языку за 7 класс насыщена сложными орфограммами. Одной из важных тем является тема «Причастия». Так как учащиеся до этого времени не сталкивались с этой частью речи и ранее, если в текстах находили причастие, называли его прилагательным, то учителю приходится очень подробно и долго объяснять ребятам суть и отличие причастий от других частей речи.

Чтобы семиклассники поняли этот важный материал, они должны знать признаки прилагательных и глаголов, поэтому раздел «Причастие» мы начинаем с повторения этих частей речи.

С глаголом дети знакомятся в начальной школе и неплохо находят его в предложениях. Но многие ребята не различают формы совершенного и несовершенного вида, не обращают внимание на возвратность, не понимают роль инфинитива. К тому же изучение раздела «Глагол» приходится на четвёртую четверть: дети уставшие, много итоговых работ по разным предметам, праздничные дни, весна… Поэтому в пятом классе при изучении глагола мы играем в садовников: выращиваем глагольное дерево. Мы «сажаем в землю» инфинитив и смотрим, какие постоянные морфологические признаки присутствуют в посаженной семечке. Это спряжение, вид, возвратность, переходность. И так как пятиклассники знают категорию времени, но ещё не знакомы с наклонением глаголов, то дерево имеет три ветки-времени, которые расходятся на ветки-числа. Те, в свою очередь, разветвляются на лицо и род, и далее каждая на 1,2,3 и мужской, женский, средний. И последнее – выращиваем листочки-глаголы. И вот тут мы чётко видим, что постоянные признаки должны сохраняться, а меняется только форма глагола, т.е. его окончания и формообразующие суффиксы. Самое сложное для пятиклассников – не вырастить на дереве несовершенного вила глагол совершенного вида. После того как дети сами и с помощью учителя создадут два дерева (одно совершенного вила и одно несовершенного), работа по усвоению глаголов проходит намного легче.

В шестом классе учащиеся при работе над глаголами знакомятся с категорией наклонения. И мы опять играем в садовников, но дерево становится более ветвистым, т.к. первые три ветки – наклонение, из них вырастает время и т.д. Шестиклассники сразу наглядно видят, какие формы глагола присутствуют,  а какие отсутствуют и как они образуются.

С прилагательным работа проходит проще, потому что учащиеся с этой частью речи довольно плотно и подробно знакомятся в начальных классах и она для восприятия ребёнка проста, ибо не имеет стольких морфологических признаков, как глагол.

И вот в седьмом классе, чтобы объяснить суть причастия, мы подключаем уже не ботанику, а генетику. Вспоминаем, что каждый ребёнок похож на своих родителей, т.е. имеет в себе генетический набор своих предков. Здесь каждый ребёнок обязательно похвастается, на кого из мам-пап, бабушек-дедушек он сам похож. И начинаем играть в «медика-генетика». Вспоминаем, какие морфологические признаки имеют мама-прилагательное и папа-глагол и создаём ребёнка-причастие. Выясняем, что от мамы причастие имеет самое главное – вопрос КАКОЙ?, а значит обозначает признак предмета и лица. А от папы – действие внутри себя (тот, который что-то делает, или тот, который испытывает на себе действие со стороны другого субъекта). Значит у причастия больше доминантных признаков матери (поэтому дети часто путают причастие с прилагательным).

Далее вырабатываем алгоритм создания причастий:

  1. Выбрать инфинитивный глагол
  2. Найти основу
  3. Убрать глагольную морфему
  4. Добавить нужный суффикс и соответствующее фразе окончание
  5. Проверить, не изменили ли в процессе «рождения» постоянные признаки отца-глагола.

Ребёнок-причастие готов!

Но мы помним, что без случайных полезных мутаций в природе не было бы такого огромного разнообразия живых видов. Наше малыш-причастие тоже имеет свой собственный признак – это разряд. Полезный признак… В чём же польза? В том, что по разряду мы точно видим, сам ли объект действует (действительное причастие) или страдает от действий другого (страдательное причастие).

Теперь ищем рецессивные гены родителей, т.е. проверяем, какие морфологические признаки прилагательного и глагола можно увидеть у причастия. Путём изменения форм причастия убеждаемся, что причастие имеет категорию падежа, числа, рода (это от мамы-прилагательного) и время, возвратность (это от папы-глагола). В процессе работы над категорией времени мы определяем суффиксы, которые помогают создать причастия разных разрядов и времени. Делаем вывод, что причастия в русском языке образуются только суффиксальным способом.

По ходу обсуждения проговариваем, что в семье может быть не один ребёнок. Значит и в семье … (здесь можно дать фамилию родителям причастия, например, Глаголприловы) попозже родится ещё один ребёнок – деепричастие. Многие семиклассники уже по названию этой части речи видят, что второй ребёнок имеет элемент дее- (действие), а значит у него будет больше доминантных признаков отца.

На следующих уроках мы продолжаем знакомиться с причастием. Говорим о том, что ребёнок подрос, но зависит от родителей. Он мамин любимчик, а значит искать его будем рядом с существительным или местоимением. Главная – мама, поэтому рассуждение начинаем и вопрос задаём  всегда от существительного (местоимения). Ни в кое случае не наоборот. И стоять причастие может как  перед существительным, так и после него.

 Далее проговариваем, что у детей всегда много игрушек. Для нас игрушки – это зависимые от причастия слова. Выходим на понятие «причастный оборот» и знакомимся со знаками препинания при причастном обороте и условиями обособления оборота. Здесь важно объяснить ученикам, что родители в мир игрушек детей не входят, значит определяемое существительное никогда не может быть внутри причастного оборота!

Таким образом, используя в процессе объяснения на уроках приёмы интегрированного обучения, мы привлекаем обучающихся к процессу самостоятельного мышления, к радости познания нового и открытия удивительного. Работа по усвоению раздела «Причастие» и позже и «Деепричастие» проходит эмоциональнее и продуктивнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.

Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов....

Урок русского языка: "Образование причастий по аналогии с математическими уравнениями"

Еще одна попытка объяснить детям доступно и наглядно тему "Обрвазование и морфемный состав причастий". Используются метапредметные связи русского языка и математики. Дети с помощью математических форм...

Образование причастий. Таблица.

Образование действительных и страдательных причастий. Эта таблица используется в 7 классе (любой учебник, входящий в линию УМК  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, а также учебник "Р...

Урок русского языка "Образование причастий"

Пояснительная запискак уроку русского языка, 7 класс (гуманитарное направление) по теме: «Правописание суффиксов причастий» Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правопи...

Тема урока: “Present Continuous Tense (настоящее продолженное время). Правила орфографии образования причастий”.

Работа с глаголом - одно из самых сложных направлений при изучении английского языка. Важно усвоить не только сложную аналитику образования глагольных форм (я бы назвала это хитросплетениями), но и ре...

Русский язык 7 класс. Образование причастий.

Схема образования причастий настоящего и прошедшего времени действительных и страдательных....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....