Подготовка к устному собеседованию в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Авдонина Елена Вячеславовна

Подготовка к  устному собеседованию в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ustnomu_sobesedovaniyu_v_9klasse.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

1.Выразительное чтение прозаического текста.

2Пересказ с включением цитаты.

3.Создание монолога по заданной теме.

4.Участие в диалоге.

На первый взгляд кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Поэтому нужно вести целенаправленную каждодневную работу в этом направлении, и не только на уроках русского языка и литературы, а на каждом уроке и внеурочных мероприятиях.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – критерии оценивания. Потому что ученики должны знать, за что и какие баллы они могут получить.

Итак, задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?

Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Формы подготовки к чтению:

проводить пятиминутку «выразительное чтение»

чтение по цепочке

прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)

давать образцы чтения для домашнего задания

включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания

предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания

использовать приём «чтение с остановкой»

в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

Необходимо на каждом уроке выполнять упражнение для усвоения норм культуры произношения т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит,  газопровод  и др. Каждый ученик произносит слово, словосочетание, предложение, помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение. Также мы завели собственные орфоэпические словарики, куда записываем эти слова и отмечаем ударения. Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка позволяет комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки.

Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

В интернете предлагают целые комплекты для подготовки к устной части.

Орфоэпический словарик (270 слов) и файлы (в формате mp3), озвученные профессиональным диктором;

Таблица для самопроверки;

Тексты, включающие слова из орфоэпического словаря.

В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.

Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:

1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатала тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении

2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.

После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.

Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.

Обязательно при подготовке ко второму заданию надо основательно изучить тему «Цитирование». Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:

1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи  изъяснительного придаточного.  

Задание уместного употребления цитат можно отрабатывать на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагать выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание настраивает ученика читать внимательнее.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д. Необходимо обратить внимание детей и на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом и от него. Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:

Определи основную мысль высказывания.

Продумай план ответа.

Определи ключевые слова-помощники.

Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).

Используй разнообразные синтаксические конструкции.

Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.

Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

Перед учащимися при составлении монологического высказывания и беседе по монологу висит плакат с рекомендациями и требованиями.

Требования :
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (
во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : 
У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить: Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,

2 группа -   расскажите о своём лучшем друге,

3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,

4 группа - расскажите об экскурсии с классом,

5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,

6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,

Также важно обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам..
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать речевые клише. 

  Каждому учителю русского языка и литературы известно,что такое итоговое собеседование. Введённые недавно изменения в формат итоговой аттестации для выпускников 9 классов заставляют по - новому подходить к отбору материала для урока русского языка,литературы. Самые большие проблемы связаны не с тем, что учитель плохо готовит детей,а дети не умеют говорить грамматически правильно. Очень много причин здесь кроется и в психологическом состоянии ребенка. Конечно, репетировать можно сколько угодно. Но все мы понимаем,что если условно ученик из 9кл не умел склонять числительные,то вряд ли он научится произнёсет все это правильно. Ещё одна проблема,на мой взгляд,- это подробный пересказ текста. Сначала мы их учим всё делать сжато,подготавливая к ОГЭ,а затем вдруг возникает подробный пересказ,дети теряются. Отцитировании и работе с цитатой большинство и вспомнили только при введении ИС, так как ранее в 5- 8 классах, мы мало этого касаемся. Также к проблемам можно отнести и неумение детьми выстраивать связный текст за короткое время. В итоге,боясь сделать грамматическую или речевую ошибку,они начинают долго думать и теряют содержательную часть ответа.

При подготовке к устному собеседованию в 9 классе всегда возникает много проблем. Учащиеся не умеют выразительно читать, возникают сложности с пересказом. Чтобы решить данную проблему, на уроках литературы, на дополнительных занятиях читаем небольшие тексты с соблюдением орфоэпических, лексических и грамматических норм, учимся видеть главное, выделять микротемы и ключевые слова. При описании фотографии тоже возникают сложности: ребята видят только крупные детали, мелкие ускользают от их внимания. На дополнительных занятиях, описывая фотографии, делаем акцент на то, что  не сразу бросается в глаза, но имеет важное значение для успешного описания. Во время подготовки к монологическому высказыванию учимся правильно формулировать и выдвигать тезисы и подбирать аргументы. Ребята внимательно слушают ответы друг друга, высказывают свои мнения, учатся на ошибках других.Трудно  даётся  такая  работа Алиеву  Марату, Полухиной  Саше,Мунтяну  Артему.Бондареву А.Осмоновой  Г.

КОММЕНТИРОВАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Особенности подготовки к собеседованию по русскому языку"

В данной работе раскрываются особенноси подготовки и проведения устного экзамена по русскому языку с практическим материалом. Полезен будет не только учителям, но и родителям....

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Аналитическа справка по итоговому собеседованию 9 классов

Аналитическая справка по итоговому собеседованию 9 классов...

Подготовка к итоговому собеседованию (9 класс)

Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции обучающихся. То есть это их умение выразительного осознанного чтения текста, умение строить монологическое вы...